С минуты на минуту ждем золотую осень. Прекрасную, вдохновляющую, но эфемерную пору. Отчего бы нам не поговорить о желтом?
Желтый – не просто яркий цвет. Он – эмоция, настроение. Каждый из нас испытывал магию желтого, улыбаясь большому подсолнуху, или замирая в осенней аллее, наполненной солнечными лучами. В живописи желтый – выразительный, сложный, а порой и опасный пигмент.
Давайте заглянем в коробки с красками художников и узнаем, почему жёлтый так любим мастерами — от наскальной живописи до Ван Гога.
Жёлтый — цвет солнца… и ядов
Желтый — один из первых цветов в палитре человечества. Еще в пещерах художники каменного века изображали животных, используя природные пигменты: охру, получаемую из глины и умбру – землю, с примесью оксидов железа. Эти пигменты безопасны и стойки, но с развитием химии художники начали экспериментировать с более насыщенными оттенками и тут всё стало интереснее.
Любопытный факт: многие бренды художественных красок возвращаются к истокам и выпускают линейки красок с использованием натуральных природных пигментов и минералов. Цвет той же охры может отличаться в зависимости от места, где было добыто сырье для пигмента.
Древние цивилизации ценили желтый за его сходство с золотом и солнечным светом. В Древнем Египте шафрановым оттенком рисовали тела богинь и цариц, считая, что их кожа и кости созданы из золота. Для получения яркого цвета египтяне иногда добавляли в пигмент токсичный сульфид мышьяка, что делало работу художника буквально смертельно опасной.
Дальше – больше. В XIX веке появился кадмиевый жёлтый — невероятно яркий, чистый и стойкий. Но! Кадмий — тяжёлый металл, и работать с ним нужно осторожно. Многие художники того времени не знали об опасности, и некоторые, возможно, платили за красоту здоровьем.
А ещё был свинцовый жёлтый. Оттенок любили и Рембрандт, и Вермеер. Он давал тёплый, золотистый оттенок, но… свинец, как вы понимаете, тоже не подарок для организма. Сегодня эти пигменты тоже есть в наших палитрах, но заменены безопасными аналогами.
Загадочный пигмент: история индийского желтого
Одна из самых интригующих историй связана с пигментом индийский желтый. В ней есть и священные животные, и некий «англичанин из Калькутты», якобы единственный, кто знал рецепт. Долгое время считалось, что индийский желтый получали из мочи коров, которых кормили исключительно листьями мангового дерева. Якобы такая диета придавала моче ярко-желтый цвет, а после выпаривания получался пигмент, который формировали в шарики и отправляли в Европу. Но сколько в этой истории правды, а сколько вымысла – не известно. Химический анализ, проведенный в 19 веке не обнаружил в пигменте следов аммиака или азота, что говорило бы о животном происхождении. Поэтому сейчас склоняются к растительному происхождению, а история с коровами и таинственной личностью – маркетинговая уловка (что только не придумают эти маркетологи).
Любопытный факт: я люблю использовать индийский желтый в своих работах. У него есть удивительное свойство «расталкивать локтями» все окружающие пигменты. Можно добиться красивых вспышек света в листве или блеска золота в куполах. Но с ним надо осторожно: очень уж он активен.
Художники, влюблённые в жёлтый
Спроси я у вас: «кто самый «желтый» художник? Скорее всего прозвучат имена Винсента Ван Гога или Климта.
Винсент Ван Гог пожалуй, боготворил этот цвет. Его подсолнухи, пшеничные поля и знаменитая «Спальня в Арле» наполнены им до краев. Ван Гог писал: «Жёлтый — цвет счастья, надежды и солнечной энергии». Он верил, что этот цвет может выразить внутренний свет души.
Есть мнение, что художник страдал ксантопсией — особенностью зрения, при которой окружающий мир кажется более желтым.
Интересно и то, что сейчас некоторые работы Ван Гога выглядят иначе, чем в момент их создания. Все от того, что он использовал нестойкие, дешевые пигменты. Например, хромовый желтый который потемнел со временем под воздействием света.
Еще один любитель желтого – Густав Климт. Его знаменитый «Поцелуй» сияет золотом — символом божественного, вечного и любви.
Хотя технически это не пигмент, а сусальное золото, эффект тот же: жёлтый здесь — не просто цвет, а состояние души. А вы знали, что отец Климта был ювелиром? Возможно, это повлияло на его любовь к благородным тонам.
Вдруг у вас в окружении есть тоже любители желтого?
Почему бы не скрасить осенние дни, придумав им ласковые прозвища?
Я начинаю:
Солнцечник — классический, красивый и понятный образ. Идеально для человека, чья любовь к желтому тотальна.
Гелиофил — тут посложнее, научно-поэтический вариант, от греческих слов «helios» (солнце) и «philos» (любящий).
Добавляем энергии:
Желтодуй — по аналогии с «сладкоежка» или «тихоня». Звучит мило, нежно и немного по-домашнему.
А теперь для тех, кто прочитал статью до конца и может использовать знания из нее:
Аурипигментарий — сложное, блестящее слово, для понимающих. Составлено из aurum (золото) и pigmentum (краска, пигмент). Настоящий ценитель желтых пигментов!
Ван Гоговец — смелый и сразу понятный для творческих людей отсылка к главному фанату желтого цвета в истории живописи.
Желтые – наши лучшие помощники на пути к разнообразию в работах
Многие художники берут в палитры несколько разных желтых, ведь они помогают составлять разные новые цвета: с синим – зеленые, с красным – оранжевые.
А еще желтый оживляет композицию, добавляя свет и движение или создает динамичный контраст с фиолетовым, синим, черным или передает настроение, в зависимости от того, какой оттенок желтого вы возьмете.
И даже если вы не Ван Гог, ваш жёлтый может стать чьим-то «солнечным пятном» в серый день.
___________________________________________________
Другие статьи про цвета и пигменты на канале:
Синий. Цвет, который покорил мир: от фараонов до ваших джинсов
Почему синий — главный цвет в палитре акварелиста? Вселенная синих: ультрамарин, кобальт, церулеум... Вы узнаете, как синий из роскоши, доступной лишь избранным, стал массовым и породил целые направления в искусстве. Готовы раскрыть магию самого универсального пигмента?
Истории о цвете. Зелёное платье, оранжевый восход
От запрета смешивать краски в Средневековье до дерзких зелёных рефлексов на лице парижской кокотки — цвет стал языком статуса и бунта. Почему зелёное платье на портрете Арнольфини стоило дороже шёлка? Как Ян ван Эйк изобрёл масляную живопись. Почему импрессионисты не смогли бы существовать без тюбика с краской. И что скрывает фиолетовое платье дамы с собачкой на шедевре Сёра.
Несколько историй о пигментах в День цвета
Почему красный — цвет крови и власти, желтый — то радость, то яд, а синий — роскошная драгоценность, за которую платили золотом? В честь Международного дня цвета художница делится увлекательной историей трёх основных цветов: от пещерных рисунков и насекомых-красильщиков до синестезии, лингвистики и тайн акварельной грануляции. А ещё — почему зелёный выдаёт новичков в живописи… и почему бабушка говорила: «и не надо, да надо».