Найти в Дзене

Синий. Цвет, который покорил мир: от фараонов до ваших джинсов

Оглавление

В комментариях к вчерашнему посту о Марке Фолли мы обратили внимание на замечательные тени на его акварелях, и я подумала: почему бы не поговорить о синих? Потому что кажется (но это не точно), что синие – это самые любимые пигменты у акварелистов. Почти у каждого в палитре синих всегда больше, чем других.

Акварель Цзянь Чжунвэя
Акварель Цзянь Чжунвэя

Когда я готовила статью о Цзянь Чжунвэе и смотрела мастер-классы, то обратила внимание: на его палитре по два красных, желтых, коричневых, а синих – пять. Да и у меня самой солидная коллекция синих. Именно синие создают пространство, передают атмосферу, холод, глубину, спокойствие или драматизм.

Драгоценное наследие. Из краткой истории синих

В древности синий делали из минерала лазурита (ляпис-лазурь). Это был невероятно дорогой пигмент, ценился дороже золота. Поэтому веками он был роскошью, доступной королям, папам и гениям Ренессанса. Синий на картине был знаком статуса: «я могу себе это позволить!» Примерно как приклеить к холсту бриллиант.

Химическая революция в баночке краски

Все изменил 1828 год, когда французский ученый Жан-Батист Гимэ нашел философский камень и разгадал секрет синего золота. Он создал искусственный синий ультрамарин. За ним закрепилось название French Ultramarine, чтобы отличить новый, доступный синтетический пигмент от старого, натурального и дорогого. Это маркер происхождения и технологического прорыва.

Внезапно драгоценный цвет стал доступен всем художникам и кардинально изменил их палитры. Прошло всего тридцать лет и в мир пришли импрессионисты с их синим воздухом.

Клод Моне. "Восход солнца. Впечатление". С этой картины начался импрессионизм
Клод Моне. "Восход солнца. Впечатление". С этой картины начался импрессионизм

Почему синих так много? Тайная жизнь пигментов

После революции Жан-Батиста Гимэ стали появляться и распространяться другие синие пигменты, ведь синий — не один цвет, а целая вселенная оттенков, рожденных разной "химией".

Ультрамарин (PB29). Тот самый синий королей. Он теплый и глубокий, иногда с ноткой фиолетового. Как тени на белом камне в теплый летний день или как море на закате. Именно он сделал синий массовым.

Церулеум (часто PB35). Это любимый цвет Тернера. Чистый, небесно-голубой оттенок, который заставляет нас мечтать, глядя ввысь. Именно он подарил искусству идеальное небо.

 Уильям Тёрнер (1775-1851), «Шторм в устье Гранд-канала, Венеция»
Уильям Тёрнер (1775-1851), «Шторм в устье Гранд-канала, Венеция»

Кобальт Синий (PB28). Чистый, прохладный синий. Более сдержанный и интеллигентный. Без него не было бы знаменитой гжели или кобальтовой сетки Императорского фарфорового завода.

Исторический узор "Кобальтовая сетка" Ленинградского фарфорового завода
Исторический узор "Кобальтовая сетка" Ленинградского фарфорового завода

Фталоцианин Синий (PB15, PB16). Синий, который кричит. Он электрический, холодный, прозрачный. Он дал ХХ веку рекламный психоделический цвет поп-культуры и моды.

И это только основные! Есть еще марганцевая голубая, виридан, антрахиноновый синий,…

Церулеумы разных производителей из моей синей коллекции
Церулеумы разных производителей из моей синей коллекции
Вы заметили, конечно, после названия цвета цифры и буквы в скобочках – это пигментный код. Расшифровывается он просто: PB - pigment blue (синий пигмент) и номер пигмента. Интересно, что у разных производителей оттенки краски с одинаковым пигментным кодом может отличаться: теплее, холоднее, глубже, ярче, с разной степенью грануляции. Только ультрамарины могут быть краснее (с фиолетовым подтоном) или зеленее (с бирюзовым отливом).

Акварель Юко Нагаямы
Акварель Юко Нагаямы

Опасные и исчезающие оттенки синего

История синего — это не только триумфы.

Так, индиго, легендарный растительный краситель, давший цвет джинсам, был крайне несветоустойчив. Он мог «сбежать» с картины под лучами солнца. Представьте чувства владельца картины, когда он видел, как шедевр, купленный у художника, бледнеет на стене. Теперь мы используем синтетический индиго. Но он глуховатый цвет, который может забить все другие.

Берлинская лазурь. Первый искусственный синий. Он мог давать потрясающие темно-синие тона, но был капризен – выцветал или менял цвет со временем или под действием мыла. Как призрак на холсте.

Почему синий так универсален? Магия сочетаний

Синий универсален, его активно используют в рекламе, когда необходимо внушить доверие бренду. Вспомните логотипы соцсетей, банков, косметики.

Синий «дружит» со многими цветами, рождая красивые сочетания.

Акварель Виктории Пришедько
Акварель Виктории Пришедько

Синий + оранжевый. Это закат, огонь костра на фоне ночи, апельсин на синей тарелке. Контраст, который "цепляет" глаз в рекламе и кино.

Акварель Юко Нагаямы
Акварель Юко Нагаямы

Синий + белый. Чистота, невинность и морской бриз – от фарфора до полосатой тельняшки.

Акварель Эльке Меммлер
Акварель Эльке Меммлер

Синий + земляные тона (коричневый, бежевый). Надежность, природа, элегантность – цвет классических костюмов и интерьеров.

Акварель Анны Чепурной-Олейник
Акварель Анны Чепурной-Олейник

История синего — это зеркало человеческой изобретательности, алхимии, жажды красоты и статуса. Это не просто тюбик с краской. Это путешествие длиной в тысячелетия — от священных египетских украшений до пикселей на вашем экране и цвета ваших любимых джинсов. В следующий раз, видя глубокое синее небо или сочный синий цвет в рекламе, вспомните — за этим стоит целая эпопея открытий, страстей и гениев химии! Этот цвет буквально изменил палитру нашего мира.

Источник всех изображения в статье Яндекс Картинки. Изображения используются как иллюстрации к тексту.

______________________________________________________________________

Другие истории цветов на канале "Акварельные впечатления" читайте здесь:

О зеленом платье и оранжевом восходе

Об истории основных пигментов: красном, желтом и синем. Вы не поверите, из каких веществ раньше делали краски