Найти в Дзене

Истории о цвете. Зелёное платье, оранжевый восход

Оглавление

Тут я рассказывала об основных цветах как о пигментах, а дополнительные цвета (зеленый, оранжевый и фиолетовый) давайте поищем в деталях на известных картинах.

Коллаж из картин Клода Моне и Кеса ван Донгена. Источник исходных изображений - Яндекс Картинки
Коллаж из картин Клода Моне и Кеса ван Донгена. Источник исходных изображений - Яндекс Картинки

Зеленое платье как показатель достатка

Попросите маленького ученика изостудии из двух цветов получить третий, он это легко сделает, не будет считать волшебством. 

Но средневековые ремесленники, работающие с цветом (красильщики, аптекари), такой просьбы испугались бы. Для них действовал строгий запрет на смешение красок. Смешать цвета - это значит нарушить порядок, который установил Творец. Поэтому цвет и фасон платья современницы со знаменитого парного «Портрета четы Арнольфиниони» Яна ван Эйка их наверняка шокировал.

Ян ван Эйк "«Портрет четы Арнольфиниони» Источник изображения Яндекс Картинки
Ян ван Эйк "«Портрет четы Арнольфиниони» Источник изображения Яндекс Картинки

Платье из прекрасной тонкой шерсти, яркого зеленого цвета. Кто-то в сети подсчитал, что на фасончик высокой нидерландской моды понадобилось 36 метров материала, который дороже шелка. Это вам не Скарлетт О'Хара с нарядом из занавески. Но как иначе подчеркнуть огромное богатство заказчиков, если у них еще нет сумочек от гермесов, гучей и прада…?

Добиться такого теплого зеленого прочного цвета – сложная задача. Для зелёных использовали пигмент ярь-медянку, который появляется на меди при взаимодействии с воздухом. Налёт соскабливали, смешивали с кислым вином и на холсте получался яркий, но неустойчивый цвет.

Ян Ван Эйк придумал смешивать пигмент с льняным маслом (эта картина – чуть ли не первая масляная живопись в истории), но тогда пигмент становился прозрачным, потребовалась присадка в виде сосновой смолы. Получившаяся краска была склонна обесцвечиваться, и художник стал писать платье тонкими слоями, закрепляя каждый лаком. В итоге платье супруги приобрело красивый зеленый цвет, который и через 600 лет выглядит свежим. Богатый заказчик наверняка был счастлив.

Заметка на полях – попробуйте посмотреть на живопись 15 века. Много ли найдется на картинах деталей столь яркого зеленого цвета?

Давайте перенесёмся на 474 года вперед и посмотрим на портрет парижской кокотки в зеленой накидке и черной шляпе Кеса ван Донгена, тоже нидерландца.

Кес ван Донген "Женщина в черной шляпе" источник изображения Яндекс Картинки
Кес ван Донген "Женщина в черной шляпе" источник изображения Яндекс Картинки

Это уже начало двадцатого века. Импрессионисты творят уже тридцать лет, но живопись этого художника с её яркостью, эпатажностью и цвета, и сюжетов выглядит еще новаторской.

Художник рисовал только женщин из разных слоев общества. Популярность среди дам высшего света он объяснял цинично: «Главное — это удлинить женщин и особенно сделать их стройными. После этого остается только увеличить их драгоценности. Они восхищены».

Портрет «Дамы в черной шляпе» не выглядит как насмешка, скорее, как любование гордячкой, знающей себе цену. Предполагаем, что дама не стеснена в средствах: она может позволить себе чёрную шляпу, скорее всего у нее под зеленой накидкой черное платье. Это - самый дорогой цвет у красильщиков: сделать его глубоким и не пачкающимся – задача долгая.

Но я хочу обратить внимание на яркий зеленый рефлекс от накидки на подбородке дамы. Еще пятьдесят лет назад, в эпоху классической живописи такой цвет для изображения кожи человека и представить себе было нельзя: «что это за утопленница?» Все сломали импрессионисты.

Революционные оранжевые

Их появление, конечно, предопределили разные силы. Но одна из них – появление синтетических ярких красителей и, самое главное, тюбиков для красок, прообраз которых изобрел художник Джон Рэнд в 1840. Художники теперь не привязаны к мастерской, которая напоминала химическую лабораторию, где им приходилось растирать пигменты, смешивать их с разными связующими. Теперь они вышли на пленэр.

Без тюбика для краски не было бы ни Сезанна, ни Мане, ни, может быть, импрессионизма. (Пьер-Огюст Ренуар)

В числе новых синтетических пигментов, которые активно использовали импрессионисты, были оранжевые. И тут уместно вспомнить картину с ярким оранжевым пятном восходящего солнца. Это - Клод Моне «Впечатление. Восход солнца».

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца». источник изображения Яндекс Картинки
Клод Моне «Впечатление. Восход солнца». источник изображения Яндекс Картинки

Картина - манифест нового искусства, теперь не так важно нарисовать чтобы было «похоже», сколько передать мимолетные ощущения. Журналист Луи Леруа прошелся по этой картине в статье о выставке так: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это „Впечатление“!», но неожиданно поймал хайп и слово дало название новому направлению.

Просчитанные фиолетовые

Синтетические пигменты были дешевы, но не всегда качественны. Кстати, это до сих пор так. Производители красок выпускают ученические серии на синтетических пигментах, жизнь которых непредсказуема с течением времени.

Ван Гог на известной и прекрасной картине смешал краски для получения фиолетового, но красный пигмент выцвел и мы любуемся синими ирисами.

Ван Гог "Ирисы" Источник изображения Яндекс Картинки
Ван Гог "Ирисы" Источник изображения Яндекс Картинки

Фиолетовый был любимым цветом импрессионистов.

«Я наконец обнаружил истинный цвет атмосферы. Это фиолетовый. Свежий воздух – фиолетовый» (Из письма К. Моне).

Но самым большим любитель фиолетового - Жорж Сёра. Он своей судьбой подтверждает предположение психологов, что фиолетовый любят люди с тонкой душевной организацией. Сёра был тот еще интроверт (вот тут еще про одного художника-скромника) Работал только в мастерской, пытался к живописи применить научный подход. Для этого придумал новую технику, когда цвет предметов складывается из маленьких точек-мазков чистых цветов, нанесенных на холст. Теперь эта техника называется пуантилизм. (фр. pointillisme, от «точечность», point — точка). Сёра думал, что в искусстве можно выделить закономерности, а дальше любой может творить шедевры.

Самая известная его картина, выполненная в этой технике «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».

Жорж Сера «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»Источник изображения Яндекс Картинки
Жорж Сера «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»Источник изображения Яндекс Картинки

Персонажи кажутся монументальными, замершими, смотрящими в вечность, тщательная продуманность композиции, никакой импрессионистской случайности. Но есть детали, которые интересно увидеть и задуматься об их происхождении. Посмотрите на даму справа. Кто у нее на поводке? Догадываетесь почему?

Картина была выставлена на последней выставке импрессионистов, где произвела фурор.

Нас она поражает как размерами: почти два на три метра, так и временем, который затратил художник на ее создание: почти два года. Перефразируя одного киноперсонажа: вытюкивать всю картину маленькими точками — это работа, требующая самоотречения. Фиолетовые цвета платьев дам, составленные из точечек краски красного, синего и желтого цвета закольцовывают этот рассказ о дополнительных цветах.

И это еще не все)