Найти в Дзене
VK Play

Еще один гвоздь в крышку гроба «Цивы»: впечатления от Endless Legend 2

Оглавление

Вместо Ганди с ядерками — говорящие единороги и жуки, поедающие трупы

Еще один гвоздь в крышку гроба «Цивы»: впечатления от Endless Legend 2
Еще один гвоздь в крышку гроба «Цивы»: впечатления от Endless Legend 2

В раннем доступе вышла Endless Legend 2 — 4X-стратегия, разработанная студией Amplitude Studios. Оригинал увидел свет в 2014-м и полюбился многим фанатам жанра. И вот больше 10 лет спустя — сиквел.

После не самого удачного релиза Civilization 7 многие стали смотреть на Endless Legend 2 с надеждой. Любители 4X-стратегий игру очень ждали, и я в их числе. Что получилось у авторов Humankind и способно ли их детище потягаться с «Цивой» — расскажу в этом материале.

Трейлер раннего доступа Endless Legend 2

Удивительный сеттинг

Пожалуй, первое, чем цепляет Endless Legend 2 — это сеттинг. Игра — часть масштабной вселенной Endless, куда входят еще несколько игр Amplitude. Великое разнообразие рас, причудливый мир, полный загадок, странные, ни на кого похожие создания. Кажется, все культуры Земли переплелись в образах местных жителей.

Действие происходит на таинственной планете Сайадху. Несколько Империй — пока всего пять, борются за господство. У каждой свои особенности и сильные стороны.

Экран выбора цивилизации выглядит так
Экран выбора цивилизации выглядит так

По умолчанию предлагают поиграть за клан Шередин — по сути, самых обыкновенных людей. Выглядят, как homo sapiens, выступают как довольно сбалансированная фракция с бонусами к производству. А предводительницу у них зовут Наталья Шапаренко. Помимо них можно выбрать:

  • Последних Владык, беженцев с далекой планеты. Эдакие живые доспехи. Им не нужна еда для роста, население будет прибывать за счет пыли — местной валюты. Поэтому у Последних владык есть бонусы к ее добыче.
  • Тахуки, древних ящеров, происходящих из пустынь. Они поклоняются исчезнувшим богам — Мудрецам. Поэтому у них есть существенные бонусы к науке.
  • Некрофагов, это такие вечно голодные жуки. Могут улучшаться, поглощая трупы врагов. Очень агрессивные и с бонусами к военному делу.
  • Аспекты, помесь роботов и кораллов. Они дипломаты, стремящиеся повсюду распространить свои споры. Легче других возводят города и заключают соглашения с соседями.

Позже появится еще одна стартовая цивилизация и даже возможность создать свою. Этой функции жду с нетерпением — в мире, помимо игровых, столько рас! Глаза разбегаются. И конструкты, и какие-то древние полубезумные амазонки, и говорящие единороги. Не шутка! Сделать во всем этом многообразии что-то свое будет интересно.

Сайадху встречает красивым, но вселяющим тревогу событием — кометой
Сайадху встречает красивым, но вселяющим тревогу событием — кометой

Но пока выбираю Аспектов. Во вступительном ролике показывают: Сайадху со своими голубыми океанами и богатой на ресурсы сушей только выглядит как рай. Планета словно бунтует против своих обитателей и все время посылает новые вызовы. И, скажу честно, пострадать из-за них придется.

Иллюзия безопасности

Начинается все по классике — появляемся в случайном уголке карты, ставим город. В отличие от той же «Цивы», тут можно делать это не сразу. Предусмотрен особый бафф, если вы решили потратить несколько ходов и поискать место получше.

Города Аспектов распространяют рядом споры кораллов
Города Аспектов распространяют рядом споры кораллов

Это важно: нужно ведь селиться так, чтобы всего было в достатке. Основных ресурсов несколько, какие-то я уже упоминала.

  • Еда — у большинства рас благодаря ей растут города;
  • Производство — тратится на строительство зданий, юнитов, улучшений;
  • Наука — двигатель прогресса, с помощью нее открываются новые технологии;
  • Влияние — эдакая дипломатическая сила, тратится на основание новых городов и их развитие;
  • Пыль — движущая сила экономики, местные деньги.

У отдельных рас могут быть свои важные показатели — например, у Аспектов кораллы, у Некрофагов трупы. А еще есть драгоценные и стратегические ресурсы. Разновидностей довольно много. Они, как правило, нужны для улучшений высокого уровня. А еще позволяют активировать очень вкусные бонусы.

Месторождения стратегических ресурсов видны на карте
Месторождения стратегических ресурсов видны на карте

Есть круг советников, и вы сами выбираете, кого туда назначить. Со временем состав будет расширяться. В общем, система с большим количеством переменных, но переусложненной назвать ее не могу. Если с 4X-стратегиями уже знакомы, в основах разберетесь без особого труда.

После появления первого города потихоньку развиваемся — строим здания, изучаем технологии, ищем соседей. Это не только другие цивилизации, но и мелкие автономные деревни разных народов. У них можно брать квесты на улучшение отношений, задабривать деньгами или просто завоевывать. У Аспектов вообще есть возможность быстро ассимилировать их с помощью своих спор, чем я и пользовалась.

По теме:

Впечатления от Dying Light: The Beast — «прямиком на видео»
Обзор Hollow Knight: Silksong — первые впечатления

Потом быстро нашла две довольно дружелюбные цивилизации, позаключала с ними соглашения и даже как-то расслабилась. Стала развивать науку, вкладываться в города, исследовать и немного подзабила на армию — зачем она моим кораллам-дипломатам?

Думаю, вы уже поняли, что это была чудовищная ошибка.

Эта планета вас сожрет

Первый тревожный звоночек — муссоны. Это такие особые сезоны, когда погода портится, ландшафт меняется, а безобидные и дружелюбные деревни у границ вдруг сходят с ума и начинают атаковать все, что движется. Но их юниты обычно не слишком сильные и особой угрозы не представляют.

У муссонов есть приятная сторона — на карте появляются точки интереса с дополнительными ресурсами
У муссонов есть приятная сторона — на карте появляются точки интереса с дополнительными ресурсами

Самое страшное начинается немного позже. Из-под земли вырываются обреченные духи. Это довольно мощные армии с эдакими мини-боссами во главе. На моих границах появилось сразу три. Они не атакуют, не разоряют клетки, они просто стоят на месте. Но одним своим присутствием вблизи городов они отравляют их скверной.

И это очень скверный поворот событий. Добыча всего стремительно падает, а потом просто уходит в минус. Производство останавливается: вы не можете строить, не можете зарабатывать, не можете изучать технологии. Страна оказывается парализована.

Разработчики, казалось бы, все продумали — дали несколько способов избавляться от этих духов. Можно потратить деньги и нанять специального охотника, можно отогнать их от города с помощью влияния. Но вот незадача — что та, что другая опция доступна только после изучения технологий, которые находятся довольно высоко в общем древе.

Одна из нужных для укрощения обреченных духов технологий аж в четвертой эпохе, а всего их шесть
Одна из нужных для укрощения обреченных духов технологий аж в четвертой эпохе, а всего их шесть

У меня их не оказалось, поэтому мне остался один-единственный путь — грубая сила. Победить духов в бою с помощью армии, которой у меня нет. И построить которую я не могу, потому что мои города парализованы скверной. Наука встала, народ бунтует, деньги тают.

Казалось бы, я загнала себя в угол своей недальновидностью. Хотелось на все плюнуть и начать заново, на этот раз уже зная, что меня ждет. Но это было бы уже не так интересно, правда? Поэтому я решила стиснуть зубы и попробовать выкарабкаться — и заодно проверить, даст ли игра мне такую возможность.

В окутанных скверной городах происходят разные тематические события. В результате в обмен на какой-то дебафф можно получить очень крутой бонус. У меня так получилось бустануть производство пыли, наскрести денег и купить войско. Войско было такое себе, конечно, но чем богаты. С надеждой в сердце и молитвой на устах я пошла разбираться.

Бои

В Endless Legend 2 армия состоит из героев и юнитов. Герои — это эдакие полководцы, которые могут давать бонусы всем остальным воинам. У них отдельное древо прокачки, есть снаряжение и даже система отношений. Можно подружить героев между собой, а заклятых врагов они найдут себе сами. И то, и другое сказывается на геймплее — приятели будут получать баффы, сражаясь вместе, а враги — сражаясь против друг друга.

Можно вооружить своих героев до зубов
Можно вооружить своих героев до зубов

Юниты могут идти в бой за героями. Их шесть разновидностей:

  • Самый базовый — Рой. Первый юнит, доступный цивилизации. Довольно быстрый и не очень мощный.
  • Дальний бой. Тут понятно — стрелки.
  • Пехота — базовый юнит, который хорошо держит строй.
  • Верзила — мощный юнит, способный выступать губкой для урона.
  • Кавалерия — быстрые юниты, получающие бонусы при атаках с разгона.
  • И Полет — летающие бойцы, которым не страшны препятствия.

У одних будет преимущество против других: стрелки больнее бьют по летающим, пехота — по стрелкам и так далее. Раскладку стоит запомнить — пригодится.

Сами бои тактические, пошаговые, чем-то напоминают классических «Героев». Расставляете юниты на поле, а потом ведете их в бой, стараясь подавить противника. Не обязательно числом — мне пришлось идти на превосходящего по мощности врага и вывозить тактикой. Это вполне реально. В помощь — специальные способности героев, расходуемые предметы и ландшафт. Он зависит от карты и может дать преимущество — будь то возвышенность, узкий перевал или непроходимое препятствие, за которым ваши лучники будут, как у Христа за пазухой.

Поле боя выглядит так
Поле боя выглядит так

Обреченные духи — особенно противные враги, потому что они активно отравляют вашу армию во время боя. Каждый ход юниты поблизости будут получать урон. Сам дух тоже атакует, и очень больно. Даже верзилу может убить с одного удара. А здоровья у духа ой как много.

В общем, бой с ними — испытание на прочность. Мне повезло — получилось занять позицию, где карта сужается, отправить кавалерию разбираться с приспешниками, а усилия остальных сосредоточить на мини-боссе. Ставка сыграла, а награды за нее были очень приятные — все страдания оказались не зря. Можно даже поблагодарить Endless Legend 2 за взбучку — заставила крепануться и досконально разобраться в боевой системе, чтобы вытащить страну из кризиса.

Так кораллы-дипломаты вкусили крови и пошли сметать все на своем пути. Потому что боевая система оказалась такой глубокой и интересной, что мне хотелось еще и еще. А «еще» будет — в очередной муссон духи снова полезут из земли, отвлекая от дел насущных.

Путь к победе

Побед в Endless Legend 2, по классике, несколько. Цель одна — обуздать непокорную планету и сделать ее своим домом. Можно уйти вперед по науке и первым открыть последние технологии, можно вырваться вперед по производству и застроить все памятниками Ушедшему. Можно вложиться в экономику или в дипломатию, добывая редкие ресурсы или покоряя деревни.

Наконец, можно пойти по пути экспансии, захватив больше всех земель или зачистив кучу крепостей. Это такие здания на карте, где сидят мини-боссы. Можно, конечно, и просто завоевать всех остальных.

Не считая завоевания и победы по очкам, есть 7 видов победы
Не считая завоевания и победы по очкам, есть 7 видов победы

А еще есть вариант наплодить кучу народу и победить за счет населения. У меня вышло именно так. Причем как-то случайно: строю города, развиваю, думаю, что вырвусь вперед по науке. И тут вижу — «Это последний ход, вы одержали победу». Оказалось, в моей цивилизации уже 60 единиц населения, чего на нормальном уровне сложности достаточно для завершения партии.

В общем, как по мне, игра страдает от классической для стратегий такого рода проблемы дисбаланса между путями к победе. Условно, разогнаться по науке — процесс более кропотливый, чем поднять демографию. Будем надеяться, это еще изменится — как-никак, ранний доступ.

Очевидные минусы

Кроме дисбаланса, я заметила несколько очевидных минусов. Во-первых, это интерфейс. Интуитивным его назвать сложно. Почему в отдельном окне можно посмотреть всех героев, но не все юниты? Почему дипломатия в одном углу экрана, а вкладка, где можно отслеживать отношения с малыми народами, в другом? Хотя в целом впечатление от UI приятное (чего я, например, не могу сказать о той же седьмой «Циве»), есть ощущение, что не докрутили, особенно в мелочах.

А еще в некоторых окнах буквы откровенно наползают друг на друга. Полагаю, это проблема локализации. Слишком многословный перевод или плохая адаптация под кириллицу. Так или иначе, тоже надеюсь, что пофиксят.

Пример «наползания»
Пример «наползания»

Ну и последнее — в игре много диалогов, что само по себе не минус. Для меня — даже плюс. Но только при одном условии: если разработчики ценят мое время. Не выражают пятью предложениями то, что можно сказать двумя словами, делают интересно, делают качественно. Endless Legend 2 у меня такого впечатления не оставила. Пока все эти прекрасные вставки с диалогами — откровенно ненужная вода.

Король умер, да здравствует король

Несмотря на ряд недостатков, в целом Endless Legend 2 меня порадовала. Это довольно глубокая стратегия с цепляющим сеттингом и, что стало для меня сюрпризом, интересными боями.

Позволю себе прямое сравнение с другой новинкой этого года — Civilization 7. Потому что игры сравнивали раньше и вовсю сравнивают сейчас. На мой взгляд, есть несколько моментов, где одна выигрывает у другой.

Endless Legend 2, кстати, безумно красивая
Endless Legend 2, кстати, безумно красивая

Во-первых, в Endless Legend 2 достаточно новых идей и свежих механик, чтобы заново увлечь даже опытного игрока, но с экспериментами не перемудрили. Ошибка, которую, на мой взгляд, допустили разработчики «Цивы». Во-вторых, детище Amplitude вышло в раннем доступе, что заставляет воспринимать любые недостатки как возможность исправиться. Наконец, не стоит забывать про финансовую сторону вопроса — Endless Legend 2 предлагает сопоставимый игровой опыт, но стоит почти на треть дешевле.

Конечно, бить в гонг и объявлять чью-либо победу пока рано. Одна еще должна дожить до полноценного релиза, а другая может обрасти жирком с выходом DLC. Однако уже сейчас я вижу следующую картину — трон королевы 4X-стратегий пошатнулся и не исключено, что его займет новинка от Amplitude. Потенциал для этого у Endless Legend 2 явно есть.

Игра доступна в российском Steam. Пополнить свой аккаунт можно на VK Play.

А вы уже опробовали новинку? Делитесь своими впечатлениями в комментариях!