Найти в Дзене

Прощай, изобилие? Магазины начали сокращать ассортимент товаров

Российские ретейлеры постепенно сокращают ассортимент как продовольственных, так и промышленных товаров, оставляя на полках только наиболее востребованные у покупателей позиции. Эксперты связывают это с целым рядом причин: постепенным сокращением торговых площадей, уменьшением запуска производителями новинок, развитием онлайн-торговли и снижением покупательской способности населения. С 2022 года с полок крупных торговых сетей выбыло более 14 тысяч товарных позиций, сообщает газета «Красный Север». В дискуссии участвует Наталия Сахарова, старший преподаватель кафедры экономики и управления Череповецкого государственного университета Это результат воздействия нескольких взаимосвязанных факторов: · Снижение покупательской способности и изменение потребительского поведения. На фоне высокой инфляции и экономической неопределенности домохозяйства стали более рационально и осмотрительно подходить к тратам. Сокращаются импульсные покупки, потребители концентрируются на покупке товаров первой н

Российские ретейлеры постепенно сокращают ассортимент как продовольственных, так и промышленных товаров, оставляя на полках только наиболее востребованные у покупателей позиции. Эксперты связывают это с целым рядом причин: постепенным сокращением торговых площадей, уменьшением запуска производителями новинок, развитием онлайн-торговли и снижением покупательской способности населения.

С 2022 года с полок крупных торговых сетей выбыло более 14 тысяч товарных позиций, сообщает газета «Красный Север».

В дискуссии участвует Наталия Сахарова, старший преподаватель кафедры экономики и управления Череповецкого государственного университета

  • С чем связано сокращение ассортимента товаров ритейлерами?

Это результат воздействия нескольких взаимосвязанных факторов:

· Снижение покупательской способности и изменение потребительского поведения. На фоне высокой инфляции и экономической неопределенности домохозяйства стали более рационально и осмотрительно подходить к тратам. Сокращаются импульсные покупки, потребители концентрируются на покупке товаров первой необходимости, чаще выбирают продукты-аналоги подешевле. Ритейлеры, в ответ на это, вынуждены оптимизировать свои полки, убирая низкооборачиваемые и премиальные позиции, оставляя только самые ходовые товары по конкурентным ценам. Это стратегия «точечного ассортимента» для удержания ценовой привлекательности.

· Оптимизация издержек и торговых площадей. Содержание широкого ассортимента – это высокие логистические и складские затраты, а также стоимость аренды торговых площадей. В условиях растущих затрат сокращение ассортимента является прямым инструментом снижения издержек и повышения эффективности. Гораздо выгоднее продавать большие объёмы ограниченного числа популярных артикулов, чем иметь «залежи» низкооборачиваемого товара.

· Кризисные явления в производстве и логистике. Несмотря на адаптацию бизнеса к новым условиям, остаются определённые сложности с поставками некоторых категорий товаров, а также сохраняются повышенные затраты на логистику. Это также может вынуждать сети временно или постоянно отказываться от части ассортимента, цепочки поставок по которому стали нерентабельными или нестабильными.

· Рост доли онлайн-торговли. Онлайн-формат по своей природе предлагает виртуально безграничный ассортимент без затрат на физическое размещение. Офлайн-ритейл, конкурируя с ним, делает ставку не на широту выбора, а на скорость, удобство и доступность ключевых товаров.

Что касается сокращения именно алкоголя и товаров для детей, то здесь причины разные. Алкоголь – товар с высокой акцизной нагрузкой и часто импульсного спроса, который снижается в периоды экономии. Товары для детей – это часто высокомаржинальные и отложенные покупки, от которых потребители отказываются в первую очередь или ищут более дешёвые альтернативы.

  • Затронула ли эта тенденция Вологодскую область?

Безусловно, регион в полной мере испытывает на себе влияние тех же факторов: снижение реальных доходов населения, общая инфляционная и деловая повестка. Крупные федеральные и межрегиональные торговые сети, представленные в Вологде, Череповце и других городах, проводят единую ассортиментную политику, диктуемую центральными офисами. Соответственно, тенденция к оптимизации ассортимента и фокусировке на ключевых товарах наблюдается и в наших магазинах. Местные ритейлеры, в силу меньшей ресурсной базы, возможно, даже более чувствительны к росту издержек и вынуждены проводить такую оптимизацию даже более активно.

  • Изменение структуры спроса на группы товаров

Да, такая динамика наблюдается очень чётко и является прямым следствием уже озвученных причин. Мы видим классическую модель потребительского поведения в период экономической турбулентности.

Вырос спрос на товары первой необходимости: базовые продукты питания (крупы, макароны, хлеб, молоко, овощи), средства гигиены, а также на продукты с длительным сроком хранения: потребители стараются делать запасы, когда видят выгодные цены.

На товары собственных торговых марок сетей: они предлагают лучшее соотношение цены и качества по сравнению с раскрученными брендами.

Сокращение ассортимента – это не всегда негативный признак. Во многом это здоровая адаптивная реакция бизнеса на изменение спроса, позволяющая ритейлу оставаться рентабельным и продолжать работать, предлагая потребителям то, что он готов покупать.

Ранее состоялась дискуссия об оптимальном уровне ключевой ставки для оживления экономики.

И эксперты всерьёз заговорили о том, что в ближайшее время стоимость литра 92-го бензина вполне может превысить 73 рубля, а 95-го – 78 рублей за литр.