«Мозг – не компьютер, запрограммированный генами. Это «орган отношений», который формируется в диалоге с любящим взрослым».
Аллан Шор, психолог, исследователь в области нейропсихологии
Детство – это не просто период жизни, а фундамент, на котором строится вся дальнейшая реальность человека. То, как мы учимся справляться со стрессом, строить отношения и воспринимать мир, во многом зависит от того, получали ли мы с самого момента рождения утешение и безопасный контакт с близкими. Об этом написано невообразимое множество статей и книг, и наверняка прекрасно известно всем читателям, что теплое и отзывчивое отношение родителей позволяет нервной системе ребенка гибко адаптироваться к трудностям, формировать устойчивые нейронные сети, связанные с регуляцией и доверием, формировать надежный тип привязанности.
В этой статье предлагаю читателю без специального образования (медицина, нейробиология и т.п.) отойти от абстрактного понимания и наглядно разобраться, как именно материнское утешение младенца влияет на развитие стрессовых систем его мозга. Итак, немного нейробиологии и нейрохимии заботы, избегая по возможности сложных терминов, но сохраняя научную точность.
У младенца при рождении полностью готовы к работе только структуры мозга, обеспечивающие базовые функции: дыхание, сердцебиение, сосание, терморегуляцию и защитные рефлексы. Однако высшие нервные центры находятся в зачаточном состоянии и продолжают развиваться уже после рождения под влиянием психосоциальных условий. Этих ключевых «игроков», взаимодействующих друг с другом и образующих целую сеть, немало. Когда новорожденный испытывает стресс (например, голод, холод, одиночество), в его мозге активируется каскад реакций, затрагивающий амигдалу (миндалевидное тело), голубое пятно, переднюю поясную кору, ось ГГН (гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую), гиппокамп, префронтальную кору и ядра шва.
Амигдала – «детектор угрозы» – активируется при дискомфорте (голод, боль, отсутствие матери) и запускает стресс-реакцию, которая выглядит следующим образом:
Амигдала:
– Детектирует угрозу, запускает страх и тревогу
– Активирует гипоталамус (ГГН-ось) и симпатическую нервную систему (адреналин)
Гипоталамус:
– Выделяет кортиколиберин (CRH), запуская ось ГГН → кортизол
Передняя поясная кора:
– Усиливает внимание к угрозе, повышает тревожность
Голубое пятно (область в стволе мозга):
– Выбрасывает норадреналин → повышает бдительность и возбуждение
И все бы хорошо. Природой все грамотно задумано для того, чтобы выжить беззащитному и беспомощному человеческому существу. Реакция стресса запущена, младенец громко плачет и привлекает внимание взрослого, который накормит, согреет, одним словом, – не даст погибнуть. Но вот структуры, подавляющие стресс у младенца, не развиты, система саморегуляции незрелая, и для ее здорового развития необходимо утешение. Для начала посмотрим на эти структуры и их роль в системе стресса:
Префронтальная кора:
– Анализирует ситуацию, отличая реальную угрозу от ложной тревоги, тормозит амигдалу, снижает выброс кортизола через связи с гипоталамусом и гипофизом
Ядра шва:
– Вырабатывают серотонин, снижающий тревогу и агрессию
– Активирует нейроны, которые подавляют гипоталамус, запускающий процесс выработки кортизола
Гиппокамп:
– Активирует нейроны, которые подавляют гипоталамус, запускающий процесс выработки кортизола;
– помогает различить безопасные и опасные ситуации;
– взаимодействует с префронтальной корой, усиливая ее тормозное влияние на амигдалу
Нейрохимия стресса и успокоения выглядит так:
- Активаторы стресса:Кортизол (ГГН-ось)
Норадреналин (голубое пятно)
Глутамат (возбуждающий сигнал в амигдале) - Подавители стресса:Серотонин (ядра шва)
ГАМК (тормозной нейромедиатор)
Окситоцин (привязанность и доверие)
Эндорфины (естественные опиоиды)
Вкратце у младенца это работает так:
- Стресс:
Амигдала → гипоталамус → кортизол → плач - Утешение:
Тактильный контакт → окситоцин → торможение амигдалы → снижение кортизола
Серотонин (ядра шва) и ГАМК помогают успокоиться
Для активации работы префронтальной коры, ядер шва и гиппокампа – структур, подавляющих стресс, – необходимы «внешние источники», каковыми и являются нежные прикосновения и голос, объятия, убаюкивания, улыбка – все то, что мы используем в качестве утешения. Именно они снижают выработку кортизола, запускают выработку серотонина, ГАМК (нейромедиатора), окситоцина, эндорфинов. Без утешения система подавления стресса не запускается в моменте. Без регулярного утешения невозможно развить саморегуляцию. Как отмечает нейробиолог Брюс Макьюэн: «Ранний опыт буквально высекает в мозге шаблоны реакции на стресс, которые сохраняются десятилетиями».
Надеюсь, что кому-то, у кого сейчас есть младенец, или тому, у кого это в будущем, статья помогла еще больше осознать важность того, что вы делаете каждый раз, утешая малыша, и какой вклад вносите в его будущее.
А тем, кого уже не возьмут на ручки, напомню, что нейропластичность мозга позволяет «перепрограммировать» стресс-системы, и психотерапия прекрасно с этим работает. Отношения и новый опыт способны на многое.
Автор статьи: гештальттерапевт, специалист Студии Наталья Морозова
Подписывайтесь на наши каналы: