Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 26 сентября в классической музыке

Прощание с Ренессансом, рождение джазового классика и скандальная премьера оперы, изменившая всё — 26 сентября в истории классической музыки. 26 сентября 1600 года Франция простилась с композитором Клодом Ле Жёном. Он вошёл в историю как главный представитель «измеренной музы». Суть этого метода проста: длительность нот в музыке соответствует длительности слогов в стихотворной строке. Ле Жён научил музыку тонко и чутко подчеркивать красоту французского слова. Жизнь композитора, гугенота по вероисповеданию, часто висела на волоске. Известен случай, когда во время религиозных распрей его от верной гибели спас друг, композитор Жак Модюи. Несмотря на перипетии судьбы, творчество Ле Жёна было плодотворным. В 1598 году он издал масштабный сборник «Dodécacorde», а его светлая, простая песня «Вот снова приходит весна» стала настоящим хитом своей эпохи. Уход Ле Жёна ознаменовал конец целой музыкальной эпохи — Ренессанса. 26 сентября 1614 года в Риме скончался Феличе Анерио — композитор, ставший
Оглавление
Прощание с Ренессансом, рождение джазового классика и скандальная премьера оперы, изменившая всё — 26 сентября в истории классической музыки.

Последний аккорд Ренессанса: память о Клоде Ле Жёне

26 сентября 1600 года Франция простилась с композитором Клодом Ле Жёном. Он вошёл в историю как главный представитель «измеренной музы». Суть этого метода проста: длительность нот в музыке соответствует длительности слогов в стихотворной строке. Ле Жён научил музыку тонко и чутко подчеркивать красоту французского слова.

Жизнь композитора, гугенота по вероисповеданию, часто висела на волоске. Известен случай, когда во время религиозных распрей его от верной гибели спас друг, композитор Жак Модюи.

Несмотря на перипетии судьбы, творчество Ле Жёна было плодотворным. В 1598 году он издал масштабный сборник «Dodécacorde», а его светлая, простая песня «Вот снова приходит весна» стала настоящим хитом своей эпохи. Уход Ле Жёна ознаменовал конец целой музыкальной эпохи — Ренессанса.

Рим после Палестрины: уход Феличе Анерио

-2

26 сентября 1614 года в Риме скончался Феличе Анерио — композитор, ставший преемником самого Джованни Палестрины. Его карьера началась с должности певчего в соборе Святого Петра, а вершиной стало назначение в 1594 году на пост композитора Папской капеллы, который до него занимал великий Палестрина.

В то время как в Северной Италии уже зарождалась пышная музыка барокко, Анерио сознательно выбрал путь «старинного стиля». Он создавал строгие мессы и мотеты, где чистота голосов и ясность текста были главными. Композитор участвовал в реформе церковного пения, чтобы богослужебные песнопения звучали благородно и понятно.

Его уход был тихим и негромким, как и вся его жизнь, посвящённая служению традиции. С Анерио завершилась целая эпоха римской полифонии, где главной ценностью была не яркая индивидуальность, а верность вечным канонам красоты.

Король венского зингшпиля: Венцель Мюллер

Сцена из зингшпиля Венцеля Мюллера «Сёстры из Праги», 1794.
Сцена из зингшпиля Венцеля Мюллера «Сёстры из Праги», 1794.

История Венцеля Мюллера начинается с загадки. Старые справочники утверждают, что он родился в 1767 году, но метрическая книга городка Маркт-Тюрнау настаивает на 1759-м. Но сам день сомнению не подлежит. Будущий «мотор» венского театра появился на свет именно 26 сентября.

Его путь на сцену начался рано. Уже в 1786 году судьба привела Мюллера в Театр в Леопольдштадте, где он стал капельмейстером. Здесь и раскрылся его талант. Мюллер создавал зингшпили — лёгкие и весёлые оперы, которые обожала публика. В них музыка органично переплеталась с танцами и остроумными диалогами. Казалось, он не сочинял для аристократов, а просто записывал музыку улиц.

Пиком его славы стала опера «Сёстры из Праги». Песенка «Я — портной Какаду» из этого спектакля превратилась в настоящий хит, который напевал весь город. Успех был оглушительным: мелодия Мюллера вдохновила самого Бетховена на создание вариаций. Так Венцель Мюллер поднял народный жанр до столичного уровня, навсегда вписав своё имя в историю венской культуры.

Джаз выходит в свет: день рождения Джорджа Гершвина

Джордж Гершвин, 1898–1937 гг.
Джордж Гершвин, 1898–1937 гг.

26 сентября 1898 года в бруклинской семье еврейских эмигрантов из России родился мальчик, которому суждено было изменить американскую музыку. Звали его Джордж Гершвин.

Интерес к музыке проявился почти случайно: родители купили пианино для его старшего брата Айры, но за инструментом быстро освоился именно Джордж. Его талант оказался настолько ярким, что в 15 лет он, не раздумывая, оставил школу и устроился на работу — аккомпаниатором и «зазывалой» новых песен на знаменитой Тин-Пэн-Элли. Успех пришёл быстро: его песня «Swanee» в исполнении Эла Джолсона стала национальным хитом.

Но главной целью Гершвина было не покорение эстрады, а создание большой музыки. Он мечтал перекинуть мост между зажигательным джазом и строгой академической сценой. Эта мечта сбылась 12 февраля 1924 года, когда в престижном нью-йоркском зале прозвучала его «Rhapsody in Blue». С первых же нот, с дерзкого глиссандо кларнета, публика поняла — наступила новая эра. За этим последовали «Концерт фа-мажор» в Карнеги-холле и симфоническая поэма «Американец в Париже», где даже автомобильные гудки стали частью партитуры.

Прожив всего 38 лет, Джордж Гершвин успел доказать главное: американская музыка может быть одновременно и блестящим развлечением, и высоким искусством, с одинаковым успехом покоряя и Бродвей, и лучшие концертные залы мира.

Последний день Белы Бартока

Бела Барток, 1881–1945 гг.
Бела Барток, 1881–1945 гг.

26 сентября 1945 года в нью-йоркской больнице умер Бела Барток. Болезнь отнимала силы, но он писал до конца. На тумбочке лежит Третий фортепианный концерт: готово всё, кроме оркестровки последних семнадцати тактов. Это был подарок жене, пианистке Дитте. После смерти эти такты аккуратно допишет близкий друг Тибор Серли, и уже в феврале 1946-го концерт прозвучит в Филадельфии.

Рядом — эскизы Альтового концерта для Уильяма Примроуза: Серли соберёт их в цельное произведение, премьера состоится в 1949-м в Миннеаполисе. За год до финала жизни Барток пережил прижизненный триумф: в 1944-м Бостонский симфонический оркестр под управлением Кусевицкого сыграл его «Концерт для оркестра». Так прощание с миром обернулось началом большой посмертной славы.

История дня: как флейта заменила хрусталь и создала бессмертную арию безумия

-6

26 сентября 1835 года в знаменитом неаполитанском театре Сан-Карло царило ожидание. Публика собралась на премьеру новой оперы Гаэтано Доницетти, «Лючия ди Ламмермур». Композитор приготовил для зрителей трагическую историю о любви и предательстве по роману Вальтера Скотта. Но никто еще не знал, что один вынужденный шаг в этот вечер навсегда изменит мировую оперу.

Главным испытанием для певицы в этой опере стала «сцена безумия». Доницетти, желая передать хрупкость рассудка героини, задумал сопроводить её пение призрачным, мерцающим звуком стеклянной гармоники. Однако за кулисами разыгралась своя драма. Накануне премьеры театр внезапно лишился музыканта, игравшего на стеклянной гармонике. Причиной стал контрактный спор, включавший вопросы оплаты. Катастрофа казалась неминуемой — уникальный звуковой образ вот-вот мог рухнуть. Но гений проявил себя в импровизации. Композитор в срочном порядке переписал партию для флейты.

И эта замена оказалась блестящей. Светлый, воздушный и в то же время пронзительный тембр флейты идеально передал мир призрачных видений несчастной Лючии. Он стал звучащим образом её сломленного сознания. С тех пор именно флейта, а не стеклянная гармоника, сопровождает самые знаменитые исполнения этой арии, которая превратилась в настоящий экзамен для любой примадонны.

Премьера прошла с триумфом. Ясная, полная страсти музыка Доницетти мгновенно покорила сердца. Уже через несколько лет «Лючия» шагнула далеко за пределы Италии, а в 1839 году для парижской сцены была создана специальная французская версия — «Люси де Ламмермур».

Секрет бессмертия этой оперы не только в виртуозных украшениях в стиле бельканто. В её мелодиях слышна простая и понятная каждому человеческая боль — боль обманутой любви и утраченного рассудка. И благодаря случайной замене инструмента в тот сентябрьский вечер, эта боль обрела свой уникальный, незабываемый голос.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#Классическая Музыка #ИсторияМузыка #26Сентября #КлодЛеЖён #ФеличеАнерио #ВенцельМюллер #ДжорджГершвин #БелаБарток #Доницетти #ЛючияДиЛаммермур #Ренессанс #Барокко

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.