Найти в Дзене
Реацентр Казанский

Ребёнок с РАС и несправедливое отношение в школе: как реагировать родителям

«Опять он не слушается!»
«Не такой, как все. С ним невозможно».
«Заберите его, он мешает другим». К сожалению, такие фразы родители детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) слышат даже от тех, кто, казалось бы, должен быть союзником — воспитателей, учителей, специалистов. Что делать, если взрослый в школе или саду открыто принижает ребёнка с РАС? Ребёнок с РАС, особенно если у него слабые речевые навыки или трудности с пониманием эмоций, не всегда может рассказать сам, что его обижают или игнорируют. Но вы, как родитель, можете заметить: Если на фоне посещения учреждения вы замечаете такие изменения — это сигнал. Нельзя ждать, что «всё наладится». Лучше разобраться. Важно говорить спокойно, без обвинений, но твёрдо. Пример: «Я заметил(а), что мой ребёнок стал бояться идти в школу. Мне важно понять, что происходит. Были ли конфликты или сложности в классе/группе?» Если в ответ звучит:
— «Да, он мешает другим»
— «Он неуправляемый»
— «Мы не обязаны с ним нянчиться» —
это уже не
Оглавление
«Опять он не слушается!»
«Не такой, как все. С ним невозможно».
«Заберите его, он мешает другим».

К сожалению, такие фразы родители детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) слышат даже от тех, кто, казалось бы, должен быть союзником — воспитателей, учителей, специалистов. Что делать, если взрослый в школе или саду открыто принижает ребёнка с РАС?

Во-первых — не молчите

Ребёнок с РАС, особенно если у него слабые речевые навыки или трудности с пониманием эмоций, не всегда может рассказать сам, что его обижают или игнорируют. Но вы, как родитель, можете заметить:

  • он не хочет идти в школу/сад,
  • стал раздражительным, плаксивым, замкнутым,
  • появились страхи, тревожность, тики, регресс в развитии.

Если на фоне посещения учреждения вы замечаете такие изменения — это сигнал. Нельзя ждать, что «всё наладится». Лучше разобраться.

Поговорите с воспитателем или учителем

Важно говорить спокойно, без обвинений, но твёрдо. Пример:

«Я заметил(а), что мой ребёнок стал бояться идти в школу. Мне важно понять, что происходит. Были ли конфликты или сложности в классе/группе?»

Если в ответ звучит:
— «Да, он мешает другим»
— «Он неуправляемый»
— «Мы не обязаны с ним нянчиться» —
это уже не профессиональная позиция, а дискриминация.

Напомните о правах ребёнка

Ребёнок с РАС имеет право на образование наравне со всеми — в инклюзивной среде или в спецучреждении, по решению родителей и ПМПК.
Закон «Об образовании» защищает детей с ОВЗ и инвалидностью.
Никто не имеет права:

  1. выгонять ребёнка с занятий,
  2. отказываться его обучать,
  3. публично унижать,
  4. провоцировать других детей на отторжение.

Если подобное происходит — это повод обращаться выше.

Что можно сделать:

1. Зафиксировать факт

Сохраните переписку, сделайте аудиозапись разговора (в регионах России это законно, если вы — участник диалога).

2. Обратиться к заведующей/директору

С просьбой разобраться, заменить педагога, создать условия, соответствующие заключению ПМПК.
Важно не просто жаловаться, а
оперировать фактами и документами.

3. Написать жалобу в РОНО / Департамент образования

Можно подать жалобу онлайн или лично. Это не «раздувание конфликта», а защита прав вашего ребёнка.

4. Найти союзников

Если в учреждении есть школьный психолог, логопед — поговорите с ними. Часто внутри одной системы бывают и чуткие люди, которые могут поддержать.

Почему важно не замалчивать

Потому что даже одна фраза от значимого взрослого может надолго ранить. И потому что дети с РАС очень остро чувствуют несправедливость, даже если не могут её выразить словами. Принижение формирует низкую самооценку, тревожность, отказ от общения. А ваша защита — наоборот, даёт ощущение опоры.

Мы в Реацентре Казанский с этим сталкиваемся регулярно

Родители рассказывают, как ребёнка считали капризным, хотя у него сенсорная перегрузка, как отказывались водить на занятия, хотя нужен был просто подход.

Клиника Реацентр в Казани.

Но стоит ребёнку оказаться в поддерживающей среде — и он раскрывается. Начинает учиться, общаться, меньше тревожится. Поэтому мы всегда помогаем родителям, даем нужные рекомендации, чтобы вы могли отстаивать права своего ребёнка уверенно и грамотно.