Найти в Дзене
Записки Щербакова

Третье место

Средний возраст характерен тем, что многие иллюзии рассеиваются и оказывается, что: Как прервать этот круг «Дом-Работа». Как добавить в свою жизнь радости? В данном контексте мне нравится теория «Третьего места» о которой я узнал от своей дочери – историка-антрополога (Маша, спасибо!). Данный термин был введен американским социологом Рэем Ольденбургом. Ольденбург называет «первым местом» дом — место, где человек живёт. «Второе место» — это работа, где люди на самом деле проводят большую часть своего времени. Третье место — это якорь в жизни общества, который способствует и содействует творческому взаимодействию людей. Ольденбург считает, что «третьи места» выполняют важные социальные, экономические и даже политические функции. В своих работах Ольденбург описывает традиционные европейские и американские третьи места: немецкие би́ргартены, английские пабы, французские кафе, кофейни, таверны и т.д. Вместе с тем, третьим местом могут быть общественные сета (церкви, фитнесс-клубы, салоны кр

Средний возраст характерен тем, что многие иллюзии рассеиваются и оказывается, что:

  • Единорогов не существует.
  • Икигаистая мечта о высокооплачиваемой работе, которая приносит радость труда и самореализации каждую минуту - разбивается о суровую правду жизни. А она заключается в том, что работодатель платит работнику за решение своих проблем. И проблем, связанных с творчеством и креативом на порядок меньше, чем связанных с бухгалтерией, логистикой, производством и т.д. И чем более масштабнее и нуднее проблемы ты можешь решить и решаешь – тем больше ты зарабатываешь.
  • Семья – это тоже предприятие. Где моменты радости от совместного времяпрепровождения вдоволь перемежаются текущими хозяйственными, бытовыми задачами.

Как прервать этот круг «Дом-Работа». Как добавить в свою жизнь радости?

В данном контексте мне нравится теория «Третьего места» о которой я узнал от своей дочери – историка-антрополога (Маша, спасибо!).

Данный термин был введен американским социологом Рэем Ольденбургом. Ольденбург называет «первым местом» дом — место, где человек живёт. «Второе место» — это работа, где люди на самом деле проводят большую часть своего времени. Третье место — это якорь в жизни общества, который способствует и содействует творческому взаимодействию людей. Ольденбург считает, что «третьи места» выполняют важные социальные, экономические и даже политические функции.

В своих работах Ольденбург описывает традиционные европейские и американские третьи места: немецкие би́ргартены, английские пабы, французские кафе, кофейни, таверны и т.д. Вместе с тем, третьим местом могут быть общественные сета (церкви, фитнесс-клубы, салоны красоты, зоны отдыха).

В советское время таким третьим местом были гаражи.

Третьи места могут иметь проектный не привязанный к локации характер. Например, традиционный выезд на рыбалку.

Выделяют следующие характеристики:

  • Нейтральность. Место, где все равны и между собой могут общаться люди из разных социальных слоев. Как говорится: «невзирая на чины, в нашей бане все равны».
  • Доступность, демократичность. Оно расположено в удобном месте и его посещение не требует больших финансовых затрат.
  • Общение. Главная цель – удовлетворить потребность в неформальном общении.
  • Регулярность посещения.
  • Игривость, беззаботность.
  • Простота. Обстановка простая, непритязательная. Пафос- на минимуме, в приоритете домашний уют и скромность.

Несмотря на простоту Третье место выполняет важные социальный и психологические функции:

Снятие стресса. Атмосфера беззаботности позволяет людям отвлечься от проблем, восстановить силы и немного расслабиться.

Социализация и снижение социальной изоляции. Особенно в наше время, когда активность человека все больше уходит в сеть, а удаленка – норма организации деятельности, важно сохранять платформу для живого общения, помогать им создавать и поддерживать социальные связи.

Поддержание психического здоровья. Которому способствует регулярное неформальное общение и связанное с ним чувство общности интересов.

Обмен информацией и новостями. Сейчас это не так актуально, а раньше обмен новостями происходил за вечерней кружкой пива в таких местах, а потом попадал в утренние газеты.

Творчество и инновации. Активное и свободное обсуждение идей стимулирует творческое мышление и выводит данные идеи на новый уровень.

Формирование идентичности. Политический аспект. Третьи места во Франции — это платформа, на основе которой зародилась французская революция. Баварские пивные тоже как известно сыграли не последнюю роль в смене политического строя Германии в 30-х годах 20-го века.

Так что, если ваш муж засобирался в гараж – вы теперь знаете, как это называется по-научному.

А какое у Вас – Третье место?