Снегоболотоходы приходят на помощь, когда не справляется обычный транспорт, включая внедорожники. Кажется, что таким выносливым машинам все нипочем. Это ошибка: техника испытывает огромные нагрузки. Следуешь инструкции — получишь от вездехода максимум отдачи, даже в экстремальных условиях. Ошибки, напротив, сокращают срок службы техники на годы и создают реальные риски для жизни и здоровья. Избежать их помогут советы специалистов компании «Север»!
Топ-7 распространённых ошибок
1. Перегруз
Это частая и опасная ошибка. Её совершают и новички, и бывалые. Обычно вездеход загружают сверх нормы при перевозке грузов или тяжелого оборудования, а также в групповых поездках и путешествиях. Причин может быть несколько:
- Считают, что машина с мощным двигателем и большими колесами легко возьмет на борт больше, чем предусмотрено ее паспортными характеристиками. Но большая мощность и выдающиеся параметры ходовой части рассчитаны на преодоление тяжелого бездорожья. При этом и сама машина, даже без груза, весит немало — гораздо больше легковушки или джипа;
- Неправильный расчет нагрузки. Так бывает, когда массу груза учитывают без веса пассажиров или забывают посчитать вес топлива, залитого в основной и дополнительные баки.
К чему приводит перегруз:
- Дополнительная нагрузка на ходовую и трансмиссию может привести к деформации, преждевременному износу и даже разрушению отдельных элементов и деталей, к нештатной работе ключевых узлов — коробки передач, сцепления, раздатки, мостов, дифференциалов и пр.
- Двигатель работает на износ, перегревается, не дает нужного выхода мощности. В результате проходимость машины падает.
- Из-за увеличенной нагрузки на шины растет площадь пятна контакта с поверхностью и меняются параметры сцепления протектора с грунтом. В итоге снижается проходимость, а рекомендации по управлению давлением в шинах для разных типов поверхности перестают работать.
- Снижается плавучесть.Из-за этого машина может застрять в грязи или болоте, либо набрать воды машины при форсировании водной преграды.
- Потеря управляемости становится реальной угрозой, особенно на высокой скорости или при движении по пересеченной местности, где вездеход может опрокинуться.
Таким образом, превышение паспортной нагрузки сокращает срок службы вездехода, ведет к дополнительным расходам на его ремонт и обслуживание, ставит под угрозу безопасность водителя и пассажиров. Все это особенно критично в удаленных районах, где помощь в случае поломки или аварии может прийти не сразу.
Как избежать перегруза? Вот, простые правила:
- Никогда не нагружайте машину сверх паспортных ограничений.
- Помните, что нагрузка складывается из веса полезного груза и суммарного веса пассажиров.
- Когда отправляетесь на охоту или рыбалку, учитывайте, что назад вы поедете с трофеями: их примерный вес также нужно учесть заранее.
- Учитывайте вес топлива. При расчете вычитайте вес залитого топлива из паспортного значения допустимой полезной нагрузки. Зато на обратном пути, когда большая часть топлива и припасов уже израсходованы, вы сможете взять на борт дополнительный вес. Это как раз актуально для охотников и рыбаков, возвращающихся домой с добычей.
- Старайтесь распределять нагрузку по машине равномерно, с учетом размещения пассажиров и загрузки топливных баков. Неравномерная нагрузка ведет к разбалансировке ходовой части, что может стать причиной ее преждевременного износа и поломок. На сложных участках пути неравномерная нагрузка усиливает крен и снижает устойчивость машины.
- Помните, что при пересечении водных преград максимальная допустимая нагрузка ниже, чем при движении по суше. Иногда имеет смысл разгрузить машину и перевезти груз в несколько приемов.
- Фиксируйте груз с помощью ремней или другого крепежа, чтобы в дороге он оставался на месте. Особенно опасно, когда незакрепленный груз сваливается к одному из бортов при значительном крене машины.
- Если груз тяжелый, лучше использовать прицеп. Для этого нужно оснастить снегоболотоход специальным фаркопом, установить который можно в сервисном центре компании «Север».
2. Неправильный выбор давления в шинах
Может показаться, что большой нужды в точной настройке нет. Новички нередко полагаются на «стандартные» значения или ориентируются лишь на загрузку машины, по аналогии с обычным автотранспортом. Однако вездеход — это не автомобиль на шоссе. Разница между грунтами и поверхностями различного типа на пересеченной местности очень велика.
Когда шина перекачана, она становится слишком жесткой, а пятно контакта небольшим. Давление на грунт в местах соприкосновения многократно усиливается. Это ведет к снижению проходимости снегоболотохода на слабых и вязких грунтах, в болоте или на снегу, где нужна максимальная площадь контакта шины с поверхностью. Вездеход начинает пробуксовывать и вязнуть, нагрузка на двигатель и передачу растет. Это увеличивает расход топлива, вызывает вибрации и может привести к повреждениям.
Недокачанная шина, напротив, слишком мягкая, а пятно контакта при этом — большое. Для болота это хорошо, а вот для скальника плохо, поскольку трение усиливается и препятствует движению. Кроме того, протектор быстро стирается, увеличивается износ шины и колеса, растет вероятность проколов твердыми фрагментами породы.
Также имеют значение уклон поверхности, скорость перемещения и особенности выполняемых водителем маневров. Например, на высоких скоростях неправильный выбор давления ведет к потере сцепления, повышается риск аварий.
Чтобы избежать проблем, используйте штатную систему контроля давления. Она есть почти на всех моделях снегоболотоходов «Север» и позволяет повышать или сбрасывать давление в шинах прямо на ходу, из кабины. Вентиль сброса давления расположен сбоку на водительском сиденье, органы управления системой подкачки и цифровой манометр — на приборной панели.
В руководстве по эксплуатации снегоболотоходов «Север» есть рекомендации по управлению давлением в шинах для разных типов местности, скоростей и маневров. Например, для твердой дороги нужно установить 0,6 атм, для песка — 0,3–0,35 атм, для болота — 0,1–0,15 атм. Перед началом движения всегда проверяйте манометр, при необходимости включайте подкачку или сброс. Более подробно об этом можно узнать из статьи «Особенности управления снегоболотоходом на различных типах местности».
3. Нарушение правил вождения, неаккуратная езда по пересечённой местности
Снегоболотоход часто воспринимают как «неубиваемую машину». Это ведет к пренебрежению рекомендациями по вождению и лихачеству на пересеченной местности. Неопытные водители игнорируют правила, разгоняются на ухабах, резко маневрируют, вслепую двигаются по болотам и камням, полагаясь на мощный двигатель и большие шины.
Последствия такой эксплуатации плачевны: ударные нагрузки на мосты, подвеску, трансмиссию и корпус приводят к трещинам, деформациям и поломкам. Ранний износ колес, шин и сцепления, повреждения мостов и передач — все это сокращает ресурс машины и создает опасность серьезных аварий. Особенно часто они случаются на участках со сложным рельефом, вязким грунтом или большим уклоном.
Чтобы избежать неприятностей, перед началом движения всегда оценивайте особенности рельефа, выбирайте оптимальные передачу, скорость и давление в шинах (см. выше). На самых сложных участках включайте пониженную передачу на раздаточной коробке, а скорость сбрасывайте до минимума. Передачи переключайте передачи плавно, аккуратно выключая сцепление и избегая резких маневров. Всегда выбирайте оптимальное сочетание мощности и скорости, чтобы поддерживать умеренные обороты двигателя. Это предотвратит его преждевременный износ и обеспечит экономию топлива.
Например, оптимальная скорость при движении по сыпучим грунтам — 15-30 км/ч, по льду — 10–20 км/ч, а на снегу можно разогнаться и до 30–40 км/ч. Снегоболотоходы «Север» могут больше — они способны двигаться и на 80 км/ч. Но такая скорость допустима лишь на шоссе, а на пересеченной местности она опасна. Подробные рекомендации по вождению мы дали в статье «Особенности управления снегоболотоходом на различных типах местности».
4. Пренебрежение ежедневным обслуживанием
Руководство по эксплуатации снегоболотохода содержит перечень регулярных проверок, которые выполняются при контрольном осмотре (КО) и ежедневном техническом обслуживании (ЕТО). Их необходимо проводить перед выездом и по возвращении из поездки, на стоянках, перед водными преградами и сложными участками пути, а также после их преодоления.
Некоторые владельцы пренебрегают КО и ЕТО, считая их ненужной рутиной и пустой тратой времени. Это большая ошибка. На первый раз последствий может и не быть, хотя утверждать это определенно нельзя. Однако со временем, особенно при использовании машины в тяжелых условиях, начинают копиться мелкие (и не очень) проблемы, которые затем ведут к серьезным поломкам. Если они происходят в пути, то результатом может стать авария или отказ важных узлов вдали от мест, где можно получить оперативную помощь.
К примеру, незамеченные вовремя утечки масла вызывают перегрев двигателя или трансмиссии, низкий уровень жидкостей — отказ тормозов или сцепления и т. д. Внезапные поломки в пути всегда создают серьезные риски для водителя и пассажиров, особенно в труднодоступных регионах и сложных климатических условиях. Застрять на несколько дней в тайге без воды и пищи, встать посреди тундры в -40–50 °C или увязнуть в болоте — не самые приятные варианты. Даже если жизни и здоровью ничего не грозит, подобные происшествия все равно ведут к дорогому ремонту и сокращают срок службы вездехода.
Чтобы таких проблем не возникало, никогда не пренебрегайте КО и ЕТО. Регулярно осматривайте машину, контролируйте состояние ее основных узлов, проверяйте уровень масла и рабочих жидкостей, показания приборов, работоспособность рулевого управления, сцепления, тормозов, коробки передач и других механизмов, заряд аккумулятора, состояние двигателя, давление в шинах, герметичность шлангов, целостность корпуса и пр. В статье «Как правильно обслуживать снегоболотоход» мы даем подробные рекомендации, разбираем регламент КО и ежедневного ТО.
5. Пропуск плановых ТО
Износ машины накапливается незаметно, но неотвратимо, поэтому пропуск плановых ТО очень быстро приводит к выходу из строя ключевых узлов. Кроме того, это нарушение условий гарантии, которое влечет за собой потерю права на бесплатное обслуживание и замену деталей в случае их выхода из строя до истечения гарантийного срока.
Среди других последствий — преждевременный капитальный ремонт двигателя, поломки элементов трансмиссии с последующей заменой, аварии в пути, потеря мощности, снижение проходимости, потеря управляемости и куча других неприятностей.
Ничего этого не случится, если проводить техобслуживание своевременно, в соответствии с графиком из руководства по эксплуатации (подробнее см. в статье «Как правильно обслуживать снегоболотоход»). В течение гарантийного срока выполнять плановые ТО нужно только в сервисном центре компании «Север» – это одно из обязательных условий гарантии. А когда она закончится, лучше также пользоваться услугами фирменного СЦ, где есть необходимое оборудование и фирменные запчасти, а снегоболотоходы обслуживают опытные специалисты.
6. Самостоятельные «колхозные» доработки снегоболотохода
Здесь мы разберем еще две серьезные ошибки, близкие по сути. Первая заключается в стремлении приобрести машину с заведомо заниженными параметрами либо в минимальной комплектации, чтобы затем «довести до ума» своими силами. На предприятиях компании «Север» используется самое современное промышленное оборудование и применяется технология управления жизненным циклом изделий (PLM). Она предполагает полный цифровой контроль за производством каждой детали и сборкой каждой машины. Реализовать это у себя в гараже или на ремонтной базе точно не получится. Поэтому попытки своими силами «довести до ума» снегоболотоход «Север» заведомо ведут к потере эксплуатационных качеств, снижению надежности и сокращению срока службы машины. Гарантию на вездеход вы в этом случае тоже потеряете.
То же самое относится и к самостоятельным «колхозным» доработкам. Они часто ведут к установке несовместимого оборудования, использованию неподходящих запчастей и недопустимому вмешательству в конструкцию снегоболотохода.
Если хотите установить дополнительное оборудование — обратитесь к производителю. Компания «Север» выполняет дооснащение и тюнинг своих машин — как новых, так и с пробегом — в очень широком диапазоне.; Это и относительно простая модернизация, например установка освещения, защиты, лебедок, бамперов, багажников, светодиодных балок, камер, отопителей, кондиционеров, навигации, топливных баков и пр. (всего более 100 позиций), и внесение значимых изменений в конструкцию. При этом вы получите гарантию производителя, а машина сохранит все свои преимущества.
7. Использование «ободрышей»
Кустарные шины, которые чаще всего делают из бывшей в употреблении грузовой или тракторной резины, получили в России довольно широкое распространение. Такой вариант многим кажется привлекательным и одновременно дешевым, но это только на первый взгляд. «Ободрыши» не поддаются нормальной балансировке, протектор у них получается неполноценным, а грунтозацепы легко отрываются. И это меньшая часть проблем.
Нестабильное распределение нагрузки (что очевидно для кустарных шин) ведет к дисбалансу и преждевременному износу ходовой части и трансмиссии, заставляет двигатель работать на пределе. К высокому риску аварий в полевых условиях добавляются дополнительные расходы на ремонт и обслуживание машины.
При этом для вездеходов «Север» (и не только) разработаны шины низкого давления собственной конструкции SEVER TRUCKS — диагональные, с двухслойным каркасом, произведенные фабричным способом из устойчивой к истиранию и проколам карьерной резины. Надежные, созданные для сложных условий, они имеют универсальный рисунок протектора и грунтозацепы особой конфигурации, которые совместимы с любым грунтом и типом поверхности. Подробнее об этом можно узнать из статьи «Что такое ободрыши и зачем они вездеходу. Преимущества шин промышленного производства».
Как правильно обслуживать снегоболотоход
Зафиксируем основные правила содержания и обслуживания снегоболотохода, которые позволят избежать наиболее распространенных ошибок:
- Не допускайте перегруза, правильно рассчитывайте нагрузку, учитывайте вес пассажиров, топлива и дополнительного груза на обратном пути (если отправляетесь на большую охоту, рыбалку, промысел или за товаром).
- Всегда контролируйте давление в шинах, регулируйте его в зависимости от типа местности, состояния грунта, загрузки машины и скорости движения. Используйте штатные средства — цифровой манометр и систему управления давлением.
- Аккуратно водите вездеход, используйте оптимальные режимы, рекомендованные производителем. Не гоняйте, не перегазовывайте и не лихачьте — это опасно для вас и вредно для машины.
- Регулярно выполняйте осмотр снегоболотохода, проверяйте состояние основных узлов, уровень жидкостей и работоспособность механизмов.
- Своевременно выполняйте плановые ТО, проводите их только в фирменном сервисном центре производителя: так вы сохраните гарантию и получите уверенность в надежности машины.
- Не занимайтесь кустарными доработками — сделаете только хуже! Обращайтесь в фирменный сервис КАЗ «Север», где любую модификацию произведут корректно и с использованием «родных» деталей.
- Не экономьте на шинах — не используйте «ободрыши»! Это приводит к дополнительным затратам, повышает риск аварий, вызывает преждевременный износ ходовой, трансмиссии и двигателя.
Для решения любых вопросов, связанных с обслуживанием снегоболотоходов, в компании «Север» работает служба технической поддержки, доступная в режиме 24/7. Обратиться к нашим специалистам вы можете как по аудио-, так и по видеосвязи. Это особенно полезно, когда проблема возникает в пути и нужен визуальный контроль. В сложных случаях мы готовы отправить сервисную бригаду прямо к месту поломки, где бы она ни произошла.
Для удобства клиентов, которые находятся далеко от Красноярска, на КАЗ «Север» предусмотрели несколько вариантов передачи вездеходов на сервисное обслуживание или для тюнинга. Машину можно отогнать лично, направить на завод уполномоченного сотрудника с нотариальной доверенностью, а также отправить через транспортную компанию. Последний вариант предполагает, что согласование всех работ будет происходить дистанционно, а заказчик получит исчерпывающий фото- и видеоотчет о состоянии узлов вездехода до и после обслуживания. По завершении работ мы отправим снегоболотоход обратно владельцу.
Ошибок при эксплуатации снегоболотохода легко избежать, если понимать, с какой техникой имеешь дело. Вездеход — это специальный транспорт для тяжелого бездорожья, и относиться к нему нужно соответствующим образом. Следуйте нашим рекомендациям и будьте уверены: «Север» вас никогда не подведет!