Найти в Дзене

ФАНТАСТИКА ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ. Пылающие бездны...

Сейчас мы как-то подзабыли о том, что в двадцатые годы ХХ века в СССР был самый настоящий взлет литературной фантастики, сравнимый разве с шестидесятыми годами того же столетия. Еще бы! Ведь тогда творили такие титаны, как Александр Грин, Александр Беляев, Андрей Платонов. Они не только создавали произведения, которые мы читаем и перечитываем сейчас, но и имели площадки, где их можно было напечатать. В нашей стране в те годы выходили целых два журнала "Вокруг света" - московский и ленинградский, журналы "Всемирный следопыт" и "Мир приключений". Да и книжные издательства охотно публиковали отечественную и зарубежную фантастику, благо советская власть проводила в жизнь НЭП - новую экономическую политику, позволяющую создавать частные издательства. Творчество Александра Степановича Гриневского, известного как Александр Грин (1880-1932), не принято относить к фантастике. И совершенно напрасно. Он был первым русским профессиональным писателем, который создал целую литературную вселенную, жи
Василий Власов. Иллюстрация к роману Александра Грина "Блистающий мир". Изображеник взто из открытых источников
Василий Власов. Иллюстрация к роману Александра Грина "Блистающий мир". Изображеник взто из открытых источников

Сейчас мы как-то подзабыли о том, что в двадцатые годы ХХ века в СССР был самый настоящий взлет литературной фантастики, сравнимый разве с шестидесятыми годами того же столетия. Еще бы! Ведь тогда творили такие титаны, как Александр Грин, Александр Беляев, Андрей Платонов. Они не только создавали произведения, которые мы читаем и перечитываем сейчас, но и имели площадки, где их можно было напечатать. В нашей стране в те годы выходили целых два журнала "Вокруг света" - московский и ленинградский, журналы "Всемирный следопыт" и "Мир приключений". Да и книжные издательства охотно публиковали отечественную и зарубежную фантастику, благо советская власть проводила в жизнь НЭП - новую экономическую политику, позволяющую создавать частные издательства.

Творчество Александра Степановича Гриневского, известного как Александр Грин (1880-1932), не принято относить к фантастике. И совершенно напрасно. Он был первым русским профессиональным писателем, который создал целую литературную вселенную, живущую по своим законам. Впоследствии ее стали называть Гринландией. Романтизм и фантастическая выдумка в творчестве Грина мешались с жестким реализмом. В рассматриваемый нами период, были опубликованы такие романтико-фантастические романы этого писателя, как "Блистающий мир" (1923), "Золотая цепь" (1925) и "Бегущая по волнам" (1928). Летающий человек, по имени Друд, герой романа "Блистающий мир", личность загадочная. Он не нуждается в технических средствах, чтобы свободно парить над миром лжи, алчности и властолюбия. Не удивительно, что ему не могут простить его свободы. Сэнди, герой романа "Золотая цепь" этакий вольтеровский простодушный Кандид, глазами которого мы наблюдаем карнавал жадности, вокруг неслыханного богатства владельца золотой цепи. Кстати, в этом романе появляется Ксаверий - один из первых андроидов в нашей фантастике. Ну а Фрэзи Грант из романа "Бегущая по волнам", пожалуй, один из самых ярких женских образов русской романтической прозы.

В двадцатые годы были написаны такие фантастические произведения Андрея Платоновича Климентова, писавшего под псевдонимом Андрей Платонов (1899-1951), как повесть "Эфирный тракт", рассказы "Маркун", "Потомки Солнца", "Лунная бомба", но, к сожалению, опубликованы они были уже после смерти автора и потому не оказали влияния на развитие отечественной фантастики. А ведь это были воистину новаторские произведения. Например в "Эфирном тракте" автор рассказывает о древней высокоразвитой цивилизации аюнитов, тысячи лет назад существовавшей в Сибири, мотив не самый распространенный в советской НФ. Да и сам идея "эфирного тракта" чрезвычайно смела даже для нашего времени. Кстати в этой повести упомянуты герои и других фантастически произведений Платонова, а именно инженеры Крейцкопф из "Лунный бомбы" и Вогулов из "Потомков Солнца". Похоже, писатель задумал собственную историю будущего. Как бы то ни было, Андрея Платонова смело можно зачислить в ряды отцов основателей нашей фантастики.

Был в те годы в нашей стране писатель, посвятивший себя фантастике почти безраздельно. И это не Александр Беляев. Речь о Вадиме Дмитриевиче Никольском (1886-1938). Научно-фантастические рассказы, такие как "Дезинтегратор профессора Форса" (1924), "Чертова долина" (1925), "Антибеллум", "Лучи жизни" (1927) оказались востребованы не только в СССР. Пожалуй, он был первым советским фантастом, произведения которого печатались в американских фантастических журналах. Самым известным произведением Никольского стал роман "Через тысячу лет". Немецкий профессор, изобретатель машины времени, берет с собою в путешествие в далекое будущее русского инженера. Они оказываются в мире победившего коммунизма, который достался человечеству дорогой ценой. Роман содержит поразительное предсказание о ядерной катастрофе... 1945 года.

В двадцатых годах были напечатаны почти все главные и лучшие произведения Александра Романовича Беляева (1884-1942). В фантастике он дебютировал в 1925 году рассказом "Голова профессора Доуэля", позднее переработанным в роман. Затем последовали рассказы, позднее объединенные в цикл "Изобретения профессора Вагнера", повести "Последний человек из Атлантиды", "Вечный хлеб", "Золотая гора", романы "Властелин мира", "Остров погибших кораблей", "Борьба в эфире, "Человек-амфибия", "Человек, потерявший свое лицо", "Продавец воздуха", "Подводные земледельцы". Не знаю, понимали ли тогдашние читатели свое счастье? Ведь они жили в эпоху, когда одно за другим появлялись новые произведения Александра Беляева! Скорее всего - нет. Ведь молодая советская фантастика была полна открытий.

Не меньшей популярностью, нежели произведения А.Р. Беляева, пользовались рассказы и повести Виктора Алексеевича Гончарова (1900-1929). Вслед за Михаилом Новорусским, он написал о приключениях уменьшившихся людей, в повести "Приключения доктора Скальпеля и фабзавука Николки в мире малых величин" (1924). Однако куда более известна его дилогия "Межпланетный путешественник" и "Психо-машина". По жанру - это космические приключения в жанре "Красного Пинкертона". Дилогия рассчитана на читателей, не обладающих взыскательным литературным вкусом и тем не менее заслуживает того, чтобы остаться в истории отечественной фантастике, как предшественница более поздних советских космических опер.

Впрочем, полноценная космическая опера не заставила себя ждать. В том же, 1924 году, в журнале "Мир приключений" вышел романа Николая Ивановича Муханова (1882-1942) "Пылающие бездны". Этот роман о межпланетной войне между Землей и Марсом поражает масштабом даже сегодня. Два, кстати, социалистических планетарных государства сходятся в титанических битвах в космическом пространстве. XXV век. Планеты не поделили Пояс астероидов, богатых содержанием небулия - жизненно важного для обоих миров минерального ресурса. Тайное общество ларгомерогов - теневая власть Марса - стремится к гегемонии марсианской культуры, но у Земли есть весомый аргумент, перед которым меркнет мощь любого лучевого оружия.

Продолжение следует...

Начало здесь:

Продолжение здесь: