За последние 30–40 лет марка Audi совершила невероятный скачок от «машин для учителей и прочих интеллигентов» до полноценного игрока премиум-сегмента, сумевшего успешно навязать борьбу BMW и Mercedes. Однако внутри гигантского концерна Volkswagen Group её роль часто напоминает роль талантливого, но вечно недооцененного инженера: в Ингольштадте зачастую создают прорывные технологии, которыми затем пользуются все — от Skoda до Bentley, растворяясь во внутрикорпоративной номенклатуре.
Именно марка с четырьмя кольцами ответственна за многие технологические прорывы VAG. Яркий пример — легендарная серия турбомоторов EA888. Это было творение инженеров из Ингольштадта, которыми они поначалу не хотели делиться. Планы были амбициозны: обеспечить себе технологическое превосходство на несколько лет. Но в результате жёсткой корпоративной политики эксклюзив растаял как дым. Audi удалось отстоять для себя лишь фирменную систему регулировки фаз и хода клапанов AVS (Audi Valvelift System), которая стала мелким, но гордым различием в море общей унификации.
И это довольно типичная ситуация. Находясь в середине иерархии VAG, Audi вынуждена безропотно отдавать свои разработки как «младшим» брендам в лице Volkswagen, Skoda и Seat, так и «старшим» — Porsche, Lamborghini и Bentley. Текущее снижение продаж Audi отчасти связано с этим «синдромом донора»: исчезает уникальность, ради которой покупатель готов переплатить. Многое из того, что изобретают «властелины колец», почти мгновенно становится достоянием всего концерна, стирая границы между брендами.
Ниже 5 ярких примеров того, что можно с горькой иронией назвать внутрикорпоративным буллингом. Вот почему марка с четырьмя кольцами заслуживает гораздо большего уважения, чем кажется на первый взгляд.
№1. V10 для Lamborghini: украденная слава
Огромным ударом по самолюбию инженеров и маркетологов Audi стала практически мгновенная потеря эксклюзива на собственный великолепный атмосферный мотор V10 5.2 FSI. Дебютировав в 2009 году на суперкаре R8, он практически сразу же перекочевал под капот Lamborghini Gallardo. В результате сложилась абсурдная ситуация: такие инженерные шедевры, как Audi S8, S6 и тот же R8, на рынке стали нередко презентоваться как «Ауди с мотором от Ламбы». Хотя в реальности всё было с точностью до наоборот! Это был их мотор, их технология и их победа, которую приписали более гламурному итальянскому бренду. Обидно!
№2. V8: заслуги Porsche или наследие Audi?
Сегодня принято считать, что актуальный восьмицилиндровый двигатель концерна EA825 — это исключительно творение гениальных спецов из Porsche. Он стоит на Panamera, Cayenne, Bentley и новых RS6/RS7. Однако этот мотор является лишь эволюционным развитием предыдущей серии EA824, корни которой уходят прямиком в Ингольштадт. Каноничная серия V8 появилась у Audi ещё в 80-х годах прошлого века. Конечно, инженеры Porsche здорово его доработали, моторы довольно сильно отличаются. Но излишний медийный фокус на заслугах Штутгарта по отношению к этой силовой установке исторически несправедлив. Это все же детище Audi.
№3. Трёхлитровый дизель: неизвестный герой
Знаменитый трёхлитровый V6 TDI, столь популярный на «Туарегах» и «Кайенах» всех поколений, один из самых надежных агрегатов во всей фольксвагеновской номенклатуре — это тоже творение инженеров Audi! Ещё одна фирменная фишка ингольштадтских моторостроителей — многолитровые и многоцилиндровые дизельные агрегаты — просто растворилась в недрах концерна. Мало кто из покупателей роскошного Cayenne или народного Touareg знает, что под капотом у него сердце, рождённое в лабораториях Audi, которая десятилетиями доказывала, что «солярка» и «премиум» вполне себе совместимые понятия. Слава вновь ушла другим, создатель остался в тени.
№4. Дизельгейт: Audi под ударом
С дизелями связана ещё одна неприятная страница в истории VAG. Лет десять назад, после громкого скандала с «дизельгейтом», внутри концерна разразился скандал. Компания Porsche, как один из флагманов группы, выдвинула официальную претензию к Audi, которая поставляла те самые трёхлитровые моторы для Cayenne. Это была отчасти показная, но всё же циничная попытка откреститься от проблем и вывести престижный бренд из-под удара, спихнув вину на «тех самых парней из Ингольштадта с их дизелями». Обидно было не только за факт предательства, но и за то, что под раздачу попала в целом блестящая и передовая инженерная разработка.
№5. Возрождение легенды… для Golf и Jetta
И, наконец, главное святотатство в новейшей истории бренда произошло в середине «нулевых». После почти двадцатилетнего перерыва Audi возродила свою легенду — пятицилиндровый мотор, звук которого был символом побед в ралли Group B. И где же он дебютировал? Нет, не в новом хетчбэке А3, который мог бы стать прямым наследником легендарных Quattro, а в банальных, массовых Volkswagen Golf и Jetta для американского рынка! Вы можете представить, чтобы BMW отдала свою рядную шестёрку для Opel? В Ингольштадте потом, конечно, отыгрались, создав на базе этого мотора EA855 огненную «пятерку» для своих заряженных RS3 и TT RS, но осадочек, как говорится, остался.
Заключение
Даже в мелочах видно особое положение Porsche и второстепенное — Audi. Допуски у моторных масел для VW и Audi общие (в дизельных используйте Mirax MX9 5W-30 C3, в бензиновых – MX9 5W-40 A3/B4), а вот для Porsche сделали отдельные, особенные. История отношений Audi и Volkswagen — это история сложной любви. Гениальный «ребёнок», который кормит всю семью своими изобретениями, но вынужден довольствоваться ролью скромного и нелюбимого пасынка. Но именно эта вечная борьба за признание, возможно, и закалила характер марки, заставляя её постоянно идти вперёд и снова и снова доказывать своё право на исключительность.
А приобрести моторное масло Mirax можно в нашем официальном магазине!