Здравствуйте, дорогие подписчики. Уже очень давно меня просят рассказать, как рождается и формируется собственное мышление у ребенка с поражением головного мозга. Сегодняшнюю статью хочу посвятить именно этому процессу.
Очень часто слышу от родителей вопрос в духе: "Как же сложно, буквально каждую мелочь, каждое слово и его смысловую нагрузку приходится формировать и доносить искусственно, неужели это всегда будет так?" Скажу честно, не всегда, в какой-то момент мозг наконец сцепляет и соединяет воедино систему информационного получения, опознавания и сличения с требуемым результатом, именно в этот момент и запускается собственная система рассуждения и понимания у больного ребенка. Увы, но не все доходят до этой переломной точки, к сожалению многие застревают в силу каких-то обстоятельств, кто-то из-за недостаточного объема работы, кто-то из-за процесса течения самого нарушения, вызывающего откаты и регресс. Все индивидуально, но сегодня хочу рассказать как выглядит сам путь.
В пример возьмем клинический случай одного из моих пациентов. Он был моим первым учеником, именно по нему я писала свою первую программу уроков. Итак что же мы имели на старте. Мальчик 8 лет, один из двойни, брат здоров. Еще внутриутробно выявлены патологии развития плода в том числе и нарушения в работе головного мозга. Родился немного недоношенным. В 8 лет имел диагноз ДЦП, УО и инвалидность. Что же мы имели по знаниям? Соотнесение 2х одинаковых предметов на зрение хорошо, хорошо дает простое название предметов, например из 10 животных покажет где, кошка, где собака и назовет. Умеет считать до 10 по порядку, но не понимает что за 1 цей идет 2 ка, не ориентируется в счете. Из признаков понимает цвета и формы, но при этом не покажет, что лишнее даже на такой группировке. Сложные признаки типа большой маленький, горячий-холодный отсутствуют. Глагольный словарь сформирован слабо, только на простых картинках без контекста. К примеру человек идет- мальчик покажет, а вот дети подняли с земли птенца, выпавшего из гнезда-нет. Вообще понимание контекста видимого потока практически полностью отсутствует. То же и со слышимым потоком, в речи присутствует эхолалия в очень большом объеме, как мгновенная так и отсроченная. Понимание слышимой речи на уровне выхватывания отдельных слов из потока в основном на уровне существительных и глаголов без возможности выстроить суждение и умозаключение. Своя речь на базе существительных, или глаголов отдельно звучащих, практически нет фразы даже из 2х слов.
Занятия с ребенком проводились 3 раза в неделю в формате онлайн 40 минут, так же все это отрабатывалось и закреплялось мамой ежедневно. Итак, распишу задачи и динамику по годам работы.
1 год. Основные задачи:
Расширить словарь понимания слышимой речи, создать первые простые группировки из существительных (транспорт одежда, посуда и т.д.- научиться находить лишний предмет) ввести семантическое значение признаков (научиться выходить на дальние группировки предметов на базе очевидного признака, как к слышимому так и к видимому потоку), выработка критического мышления к слышимому потоку и видимому потоку на базе системы да и нет (правда-ложь) сначала на запрос предметного словаря, затем на словарь признаков и действий с введением понятия. Построение шаблонов простых суждений через "потому что, если, как, и , а столько же, так же". Формирование понятий откуда- куда, сначала-потом, сейчас, теперь. Постановка предлогов в абстрактном значении на числовую прямую за, до, следующий-предыдущий, первый-последний, между.
Что имеем к концу первого года обучения. Усвоены простые группировки предметов, есть понятие третий лишний, увеличился объема пассивного словаря. Появилась собственная фраза состоящая из существительного, глагола и признака. Как только мы начали вводить понятие абстрактного счета и числовую прямую ребенок дал очень хорошую динамику в процессе преодоления дискалькулии. На данном этапе ребенок мог складывать в уме простые числа с переходом через десяток. Решать и удерживать задачи в уме на 2 действия из разряда: "У тебя 3 конфеты, а у мамы столько же, сколько у Вас всего конфет?" Счет предметов пальцем и операции с ними в пределах 10 все еще затруднен, в процессе работы выявились большие проблемы с движением глаза на фоне сопутствующего ДЦП, что и затрудняло обучение количественному счету и тормозило систему развития мальчика в области классического онтогенеза усвоения навыков счета. При этом понимания соотнесения числа и его количественного значения нам удалось добиться. Это позволило выйти на операции с цифрами минуя данный этап сложения и вычитания при помощи подсчета пальцем. Резко уменьшился объем эхолалии, в бытовой речи она практически не прослеживается, возникает при общении в незнакомой обстановке или с новым собеседником. Резко улучшился уровень понимания речи и поведения, если год назад на елке мальчик "выл под стулом" и мама не знала куда им деться от недовольных слушателей, то в этом году вышел на сцену и даже участвовал в конкурсах.
2 год обучения
Расширяем удержание понимания слышимого потока в контексте. Формируем постановку первых простых суждений сначала сравнительного толка что слаще, что громче, что ближе, что дальше, что раньше. Формируем построение простого суждения. На улице холодно, почему? ( Если на первом году мы наполняли словарь суждений, то на втором мы растормаживаем его и вынимаем из внутренней речи в активный речевой поток). Выстраиваем критическое суждение к слышимому поток без базы опорных слов и поддержки на видимый текст и слышимый текст. (Простыми словами ребенок не может зацепиться за слово и выдернуть ответ из услышанного или прочитанного. К предложению. "По мокрой дороге ехала машина". Подумай давно ли был дождь? Как видите в вопросе нет ни одного слова из опорного текста, при этом вопрос предполагает рассуждение если дорога все еще мокрая, значит она не успела высохнуть и дождь был недавно, или если ее полили водой из другой машины, чистящей улицу мы не можем определить срок осадков. Ребенок должен выстроить свой связный ответ, или ответить односложно- "недавно". Тот же принцип к выстраиванию суждения к видимому потоку, если на картине встревоженные люди читают письмо, то какие в нем новости? Нужно не только понять эмоции изображенных людей, оценить их действия, но и предположить формирующийся сюжет увиденного. Понимание задач на уровне "это- есть часть, которая на что-то больше, или на что-то меньше искомой части". Счет на уровне таблицы умножения в уме, сложение двухзначных чисел. Эхолалии практически нет, формируется связная речь на базе пересказа. Может составить и рассказать последовательность действий в каком-либо процессе.
3 год-текущий
Активное растормаживание речи на базе накопленного пассивного словаря. Подбор существительных к признакам, глаголам, сущесвительным, наречиям, причастиям, деепричастиям. Слесарь какой (не менее 5), он работает как ( не менее 3х), он делает что (не мене 5), он выполняет работу где( не менее 3х), он делает это когда? В данном формате я дала сразу большой объем в уроках курс идет поступательно. Выход на пересказ по серии картинок! ( Это один из ведущих критериев определения понимания речи у детей, увы, но далеко не каждый ребенок способен выполнить это задание с ходу, для его создания нужна большая и кропотливая работа). Формирования суждения и умозаключения к видимому потоку. На картину с природой ребенок видит радугу и анализирует, что дождь прошел недавно. ( Замечу, что на старте такой ребенок из подобного вопроса вытянул бы слово дождь и, не увидя дождя на картине, начал бы эхолалить его, не понимая смысла требуемого.) Дополнение и построение предложений на базе изменения приставок, предлогов, оттачивание понимания смысла узких семантических дополнений.
Где-то после 2 года работы произошел вот этот так называемый щелчок, когда можно сказать, что ребенок запустился, и начал мыслить сам. Охарактеризую его фразой мамы. "Мы проводили обследование глаз. Врач выключил свет, и тут мой сын сказал. Включите свет, стало слишком темно, в такой темноте я ничего не смогу увидеть и ответить." -Мама была в диком восторге, потому что начинали мы с того, что ребенок не мог найти желтый лимон среди красных предметов и только тыкал пальцем и называл то, что он видит. Тогда брат говорил. "У меня нет домашнего питомца, но зато есть брат близнец... " Добавлю, что там вся семья молодцы, в том числе и здоровый брат очень помогает больному и тоже старается как может его тренировать. Мама отмечает, что ребенок настолько стал понимать обращенную речь, что теперь в играх понимает, когда кто-то хочет поступить с ним несправедливо и не ведется на подобные провокации. Эхо ушло полностью!
Могу сейчас точно и честно сказать, что данный ребенок мыслит сам! Сам способен выстроить свои собственные суждения к слышимому и видимому, что меня несказанно радует! Вот такой кейс формирования и запуска процесса мышления у сложного ребенка сегодня получился, надеюсь он будет полезен для Вас.
П.С. Выражаю большую благодарность Всем, кто поддержал канал. Пока сумма весьма небольшая, но все полученные средства я складываю на отдельном счете и расскажу, на что они пошли, какое дополнительное образование, чуть позже. Канал все так же можно поддержать донатом, что пойдет на мое будущее обучение.
Добавлю, что устала бороться с проявлением нежелательного поведения некоторых неопознанных личностей. К сожалению, платформа не формирует равных условий. Я предоставляю сведения о себе, свои образовательные документы, что можно проверить и уточнить, а мои собеседники часто не удосуживаются раскрыть даже собственного имени. Я устала играть в игру: "Кто первым надел халат, тот и доктор". Буквально на днях видела ролик на центральном канале, где врач привлек пациента за прилюдное оскорбления его национальности. Позднее выяснилось, что пациент оказался болен шизофренией и не отдавал отчет в своих действиях. Опекуны срочно отправили его на лечение в психиатрическую клинику, а дело было прекращено. Врачу было проще привлечь пациента, он имел его данные, здесь подобные "деятели" незаметные для обычной жизни, имеют полную свободу, и у меня нет времени опровергать их якобы "авторитетные" мнения. Поэтому, даже не смотря на то, что парирование родителей, с которыми я работаю дали мне очередную прекрасную характеристику и толкнули поток новых людей, я закрываю комментарии. Если кто-то хочет пообщаться лично, меня можно найти в группе ВК, она в шапке блога.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.