Чтобы понять чем является «След», мы сегодня поговорим о том, чем он абсолютно точно не является.
Слышали о пути героя? Это концепции развития сюжета в фильмах вроде «Властелин колец» или «Звездные войны». Забудьте. Мы снимем совсем другое кино.
Слышали об арке персонажа? Ну это когда в начале герой «ни то ни се», а потом он уже котик. Есть еще обратная арка: если герой был, в общем, норм парень, а к концу фильма он мерзавец, полностью потерявшая человеческий облик. Короче, это не важно. Наше кино, как бы не про то. Тут персонажи не развиваются.
Вы скорее всего слышали, что история строится на ярких персонажах. А вам нравятся наши персонажи? Честно говоря, они взаимозаменяемы. У них нет характеров. В сценарии просто написано «Опер» или «Эксперт». А уж кому отдадут играть – решат в производстве.
Снимая несколько серий в день требуются актеры на каждой площадке, поэтому у нас есть целая гора разных «Оперов», «Экспертов» и «Следователей». Не то чтобы это нужно для расследования, но если уже начал раздувать штат спецслужбы, а следовательно и объем производства сериала, то надо идти до конца.
Актёры тоже живые люди. Кто-то приходит на проект и остается надолго, а кто-то уходит. Это похоже на хорошо оплачиваемую каторгу на галерах. Ну, как хорошо оплачиваемую? Вообще «След» – это дно индустрии. И я сейчас не выдаю какую-то инсайдерскую информацию, об этом все знают. Хотя есть проекты еще дешевле, типа «Слепой» от той же студии, что и «След», кстати.
Ну, так вот, «След» настолько дешевый проект, что люди хотя бы с минимальным самоуважением предпочитают держаться от него подальше. Даже не смотря на то, что «След» это про стабильность. Он выходил и вчера, и в 2007-ом, и, вероятно, нас всех переживет. Но такая стабильность может с легкостью обернуться творческой деградацией. Год за годом ты пишешь/снимаешь/играешь одни и те же шаблонные сцены, в которых особенно нечего выдумывать. Такая вот арка.
Кино – это визуальный аттракцион. Слышали? Справедливая фраза. Это тоже не про «След».
Картинка на экране – это заслуга оператора. Или вина оператора, если камера трясется, или кто-то забыл/не смог навести фокус. Но нельзя, конечно, винить во всем одного оператора, ведь потом эту картинку утвердил режиссер. Почему в итоге мы видим такой результат? Дело в том, что объемы производства измеряются в минутах на съемочный день, а сорокаминутная серия «Следа» делается за три дня. В таких условиях просто нет ни времени ни сил что-то там переснимать, поэтому все снимается с первого дубля. Ага, как во времена братьев Люмьер. «След» - это своего рода латимерия от мира кино.
Все то, что вы видите на экране – это старания двух цехов: менеджера по локациям и декораторов. Если не учитывать актеров, конечно.
Чем вообще занимается менеджер по локациям? Правильно. Ищет локации для съемок. Опять же, это пусть Михалков Никита Сергеевич вместе со своим братом Андроном снимают хоть на Красной площади, хоть в аэропорту Шереметьево. Вселенная «Следа» состоит из мест где можно снимать бесплатно или за минимальный прайс в Москве или ближнем Подмосковье. Все потому что нет денег и времени куда-то ездить. Это могут быть парки и зоны отдыха, частные дома и квартиры. Улицы города? Может быть. Но вы же понимаете, что мы никогда не перекроем Маросейку или Тверскую?
Улицы максимально обезличены. Это улицы условного маленького городка, где развиваются все следовские истории. Эти городки носят странные названия, потому что такого населенного пункта не должно быть в реальности.
Улицы этих городков никогда не бывают многолюдны. Это создает особый вайб лиминальности пространства во вселенной «Следа», но это не художественный прием. Просто на массовку тоже нет денег.
Вот Бондарчук-старший снял Бородинскую битву и даже “Оскара” получил. А у нас нет таких амбиций. Мы всецело выступаем за экономию художественных средств и производственных бюджетов, закономерно получая максимально унылую картинку экстерьеров без каких бы то ни было отличий.
Если в истории есть дом богатого персонажа, то, скорее всего, туда и уйдет весь бюджет, а значит оставшиеся локации будут бесплатными. В идеале — в лесу. Но высший пилотаж – это, конечно, серия, где все действие происходит в лесу. Значит в другой серии мы сможем показать аж два средненьких коттеджа.
У декораторов тоже нет бюджета, поэтому в интерьере либо то, что было там на момент сдачи в аренду под съемки, либо странные поделки из спичек и желудей, которые реквизитор наверняка сделал еще в детстве на кружке «Умелые руки». Конечно же арендовать какой-то сложный реквизит у нас нет возможности.
Как-то я написал сценарий серии, в которой события крутились вокруг пресса для изготовления искусственных алмазов. Серию сняли. Пресса в ней не было. Мы же за экономию производственных средств. А вот разговоры о прессе были. Болтать – это бесплатно. Строить реквизит и декорации - дорого. В другой раз была серия про крионику, конечно, без криогенной капсулы. Когда я писал сценарий про подпольную лабораторию, то заранее навел справки и не удивился, узнав, что показать лабораторию мы не можем из-за отсутствия лабораторной посуды. По странному стечению обстоятельств лабораторной посуды лично у меня было завались. Незадолго до описываемых событий мы «разведали» нефтехимический институт на Ленинском проспекте, но это совсем другая история. В общем, я встретился с реквизиторами, а уж наливать в пробирки разноцветные жидкости и украшать ими лабораторию ФЭС в каждой следующей серии это была их затея.
Костюмеры тоже стараются как могут, кстати. Благо, что главные персонажи всегда ходят в дешевой мешковатой униформе. А как же второстепенные персонажи? Ну, для них есть некоторое количество костюмов, судя по всему, закупленных в 2007-ом в секонд-хенде. С тех пор костюмы работают. Костюм – это вложенные деньги. А деньги должны работать. Поэтому актеры второго плана всегда одеты в одно и тоже. В реальном мире никто не вернется в 2007-й, но жители вселенной «Следа» его и не покидали.
Уличная мода меняется везде, но не в вымышленных провинциальных городках с их бесконечными шизофреничными и мелодраматичными преступлениями, где кряхтя и охая престарелые оперуполномоченные задерживают подозреваемых. Бюджета на погони и постановку боев тоже нет. Отчего экшн сцены в «Следе» всегда выглядят стыдно.
Атмосфера уныния накрывает собой не только героев, но и актеров, и съемочную группу. Злоумышленник знает, что будет пойман и сопротивляется только для виду. Печаль в глазах оперов словно говорит: ты можешь задержать преступника, но никогда не сможешь победить преступность. Завтра следующая командировка в очередной Жабинск или Гадюкинск, где очередной хитрый муж убил любовника, и снова надо будет нырять в мусорный контейнер в поисках улик.
Все вокруг пронизано печалью от осознания тщетности усилий. Во вселенной «Следа» вы существуете только для расследований очередного убийства. Эта волна насилия не кончится, пока есть зрители, которые хотят и ждут очередную серию.
Почему они ее хотят и ждут? Может быть, в следующий раз я все же доберусь до анализа драматургической структуры. Кое-что станет понятно, но появятся и новые вопросы.
________________________
Автор текста: Snake_Snake
🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:
Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.
Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.