Найти в Дзене
CatGeek

Шизофрения по расписанию: путеводитель по вселенной «Следа»

Видели ли вы когда-нибудь сериал «След»? Бывало такое? Возникал вопрос: «Что я, чёрт возьми, только что посмотрел?».

Я вот до поры до времени не видел. И для меня эта история началась в 2019-ом, когда я заканчивал киношколу и услышал от преподавателя драматургии дельный совет: «Выберите на свой вкус сериал из тех, что идут по ТВ, и напишите для него серию. Отправьте в продакшен. Ждите ответного звонка». Но тогда я им не воспользовался, потому что мои вкусы были слишком возвышены: не смог выбрать сериал, от которого бы меня не воротило.

О существовании «Следа» я узнал где-то через полгода, когда один из его авторов, Эжен Щедрин, набирал студентов на специализированный курс по драматургии детективного сериала. Смотреть «След» я, конечно, не стал, но на курс пришёл. На первом занятии нас было человек пятьдесят. Потом произошли «Цельнометаллическая оболочка» и «Королевская битва» за то, чтоб делать это шоу. И сейчас я попытаюсь своими словами объяснить, что же там происходило.

Давайте разбираться в том, что мы видим на экране.

Всё начинается с того, что два деда, изображающие оперуполномоченных, обнаруживают труп. Деды перекидываются фразочками, которые вводят зрителя в курс дела, и попутно находят важные улики. Иногда даже задерживают подозреваемых. Но главное — тело.

Человек может умереть так и эдак: от выстрела в голову или от падения на льду, от огня в пожаре или от передозировки в притоне, буквально на ваших глазах или очень давно. Труп может лежать посреди площади или быть закопан в лесу, забетонирован или… Продолжите сами.

К чему такое разнообразие? Нет никакого причины, кроме бизнеса. Шоу бизнеса. Авторы не могут показывать зрителю одну и ту же сцену обнаружения трупа, даже если бы она была блестяще прописана, поставлена и сыграна. В каждой серии должно быть что-то новенькое.

Все знают, что «След» снимают аж с две тысячи седьмого, но никто не заморачивался посчитать количество серий в каждом сезоне. Ориентировочно, всего их отснято более двух тысяч. А сколько точно — знает только Аллах. И в каждой серии должно быть что-то новенькое. Но в рамках формата. Именно он диктует характер историй, которые вы можете найти в обширном и диком Мире «Следа».

Чтобы понимать масштаб: на производство одной серии уходит три дня, в год, бывает, выпускают по сто пятьдесят серий, а параллельно снимают несколько серий сразу.

В старой промзоне возле метро Войковская, в павильоне, около которого припаркованы микроавтобусы с надписями «ФЭС», никогда не затихает движение. Там построены декорации для съемок штаб-квартиры «ФЭС».

«Что за “ФЭС” такая?» — спросит пытливый читатель. Федеральная Экспертная Служба — вымышленная спецслужба во вселенной сериала «След». Тут своя отдельная шизофрения. Типа, в реальности сериала нет необходимости в независимой экспертизе. Зачем? Ведь эксперты состоят в штате следственного органа.

А вы думали, только у «Марвел» своя вселенная? Вселенная «Следа» объемнее… и шизофреничнее, и мелодраматичнее. Но тоже имеет свои правила. Эти правила — формат. Формат, если что, не защищен авторским правом и в индустрии производства сериалов по всему миру все копируют всех.

В этой связи часто вспоминают успех «C.S.I.», который и заставил продюсеров обратить на себя внимание. Это дешевый в производстве детективный сериал, где деятельность экспертов-криминалистов освещается больше, чем традиционных героев детективов — детективов. Простите за тавтологию.

Дешевый в том смысле, что половину сцен вы снимаете в студии — штаб-квартире. Там же проходят допросы и экспертизы. Так и у нас. Допросы — максимально унылые сцены, где невозможно проявить фантазию и они всегда выглядят одинаково. Уныло.

Уныло по двум причинам.

Во-первых, потому, что актеры главных ролей, которые изображают следователей, работают на износ. Когда в кадре вы видите, как хорошо актер играет усталость следователя, измученный своей службой, которая и опасна и трудна, и всё такое, знайте — он не играет. Актеры днюют и ночуют на площадке, снимаясь параллельно в нескольких сериях, читают сценарий с листа, не понимают смысл текста, да всем и всё равно.

А во-вторых, актеры второстепенных ролей, которые изображают подозреваемых, это зачастую вообще не актеры, а буквально люди с улицы. Иногда — «профессиональные актеры массовки». Это отдельная каста и тема для истории. Почему так происходит? Как нужны новые истории, так же нужны и новые лица (а еще и новые локации, но об этом — в другой раз). В той же промзоне, но в другом павильоне — актерское агентство. Каждый может сняться во второстепенной роли в «Следе». Один раз. Зрители хорошо запоминают лица. Не каждый, конечно, может сыграть. Но каждый может проговорить свой текст в сцене допроса. Что там играть-то?

Тем не менее, допросы вместе с экспертизами занимают почти половину хронометража каждой серии. Сцены экспертиз следуют за сценами обнаружения трупа.

Усталые пожилые актеры, вооруженные передовыми технологиями и оборудованием на грани с научной фантастикой, изображают экспертов во всех областях знания.

За фантастические технологии отвечают ряды колб и пробирок с разноцветными жидкостями. В мире «Следа» ничего не будет работать, если не окружить себя разноцветными колбами на ближнем, среднем и общем планах. Есть ещё что-то вроде пароварки, которая, в зависимости от драматургических задач, изображает то генный секвенсор, то хроматографическую колонку. Надо будет — и адронный коллайдер сыграет. Тут возможно всё.

Актерам приходится постоянно либо глубокомысленно пялиться в монитор, либо совершать какие-то бессмысленные манипуляции, опять же, с пробирками, которые в производстве отвечают за всё, что связано с биологией и химией.

Куда нас это ведёт? Правильный ответ — к формированию первых версий! Не забываем, что «След» — это всё ещё детектив. Или нет?

Как дальше строится история и какие еще правила действуют в мире «Следа» я напишу, если эта заметка наберёт пару лайков.

________________________

Автор текста: Snake_Snake

🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:

  • Телеграм ↩ – новости, заметки и розыгрыши.
  • ВК ↩ – наша Родина.

Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.

Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.

🎲🎥 Читайте также: