Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Доходный дом Натальи Кусевицкой. Кусочек Венеции у Старого Арбата

Гуляешь по Денежному переулку и удивляешься, как здесь, прямо у подножия сталинской башни-высотки, в тихом арбатском переулке сохранились эти островки одно- и двухэтажной Москвы. Особняк Карла Гутхейля, усадьба Михаила Грачева, обширное имение купцов-меценатов Павловых, о котором я писал два с половиной года назад и которое, к слову сказать, о чем я не упомянул тогда, с 1913 по 1917 год арендовал Петр Дмитриевич Бахрушин. Впрочем, удивлялся я этому лишь годы назад. Давно уже успел убедиться, как много у нас сохранилось таких островков Старой Москвы, хоть многие стараются этого не замечать, как будто боясь утратить навязанный кем-то пессимизм и мысли о том, что «все пропало, а если и нет, то пропадет со дня на день». Гуляешь здесь – и словно дышишь старинным духом усадебной, купеческой Москвы. А затем из Денежного сворачиваешь в Глазовский переулок – и перед тобой, не дошедшим двух шагов до особняка Отто Листа, предстает еще одно чудо. Но на сей раз это не особняк с мансардой, а… Правда
Оглавление

Гуляешь по Денежному переулку и удивляешься, как здесь, прямо у подножия сталинской башни-высотки, в тихом арбатском переулке сохранились эти островки одно- и двухэтажной Москвы. Особняк Карла Гутхейля, усадьба Михаила Грачева, обширное имение купцов-меценатов Павловых, о котором я писал два с половиной года назад и которое, к слову сказать, о чем я не упомянул тогда, с 1913 по 1917 год арендовал Петр Дмитриевич Бахрушин.

Впрочем, удивлялся я этому лишь годы назад. Давно уже успел убедиться, как много у нас сохранилось таких островков Старой Москвы, хоть многие стараются этого не замечать, как будто боясь утратить навязанный кем-то пессимизм и мысли о том, что «все пропало, а если и нет, то пропадет со дня на день».

Гуляешь здесь – и словно дышишь старинным духом усадебной, купеческой Москвы. А затем из Денежного сворачиваешь в Глазовский переулок – и перед тобой, не дошедшим двух шагов до особняка Отто Листа, предстает еще одно чудо. Но на сей раз это не особняк с мансардой, а…

…Доходный дом в шесть этажей

Правда, о нем все пишут, что он семиэтажный. Может быть, еще одного этажа не видно из переулка? Во двор его, а тем более на тыльную часть территории попасть я не смог, от посторонних двор бывшего доходника защищает решетчатая ограда, а пробовать её преодолеть я не стал.

-2

Этот образец московского «итальянского» стиля в духе палаццо возник здесь в 1914 году, возведенный для Натальи Константиновны Кусевицкой, жены известного в начале прошлого века дирижера. А выстроил его целый коллектив авторов: архитекторы Павел Петрович Малиновский и Константин Степанович Мельников, которым соавторствовали три брата Веснины – Александр Александрович, Леонид Александрович и Виктор Александрович.

А я упоминал буквально на днях, что трое братьев – архитекторы и соавторы – жили совсем рядом отсюда, в одном из доходных домов Денежного переулка, в связи с чем он даже в советские годы был переименован в их честь.

«Любовь к рисованию и живописи проснулась в нас уже в раннем детстве. Приблизительно с десятилетнего возраста мы стали писать этюды с натуры и, будучи очень дружны между собой, проводили прекрасные часы совместной работы на Волге.<…> Уже с первых художественных опытов мы почувствовали большое влечение к архитектуре»
(Из воспоминаний Виктора Веснина)

Про дом, в котором жили они сами, я расскажу отдельно чуть позже. А вот доходник, выстроенный при их участии в Глазовском переулке, и правда интересен!

Не будь он столь внешне позитивен, схож с настоящими венецианскими дворцами эпохи возрождения, можно было бы найти в нем готические отголоски. Эти арки, стрельчатые окна, краснокирпичная кладка, декоративная галерея с рядами балясин, необычные каменные, но, тем не менее, внешне очень легкие балконы…

(9 фото)

На момент постройки…

…Дом стал одной из наиболее высоких московских построек

Еще не пресловутый «тучерез», но весьма приблизился к этому званию. И, кроме того, он действительно выглядит воздушным и легким, что удивительно. Или это мне так показалось?

Знатоки называют его одним из ярчайших примеров ретроспективизма начала двадцатого века – направления в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, стремившегося к идеализации прошлого, к точному воспроизведению искусства ушедших эпох.

(3 фото)

Главный автор его проекта, зодчий Павел Петрович Малиновский сделался и одним из его жильцов.

А еще в этом доме поселился адвокат, писатель и революционер Михаил Львович (Моисей Лейбович) Мандельштам, родственник отца поэта и прозаика Осипа Мандельштама.

В 1920-е годы в бывшем доходном доме разместили общежитие Коминтерна. А в 1970-х реконструировали, добавив еще один этаж. Что снова ставит наблюдателя в тупик: сколько же в нем в действительности было этажей первоначально?

(3 фото)

Сегодня же в нем располагается ГлавУПДК при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

-6
Доходный дом Н.К. Кусевицкой

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.

-7

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!