Найти в Дзене

Рейтинг 30 лучших летчиков-испытателей

Оглавление
На фото: В. П. Чкалов; М. М. Громов; В. П. Коккинаки;
На фото: В. П. Чкалов; М. М. Громов; В. П. Коккинаки;

«Мы проверяли не машины, а границы возможного!»

Уважаемые коллеги! Прежде всего разрешите отдать дань самого глубокого уважения всем лётчикам испытателям Российской Империи, СССР и Российской Федерации!!! Склонить голову перед их мужеством и талантом! Труд и талант побеждают все! Так говорили древние.

Инжиниринговая Компания «2К» — разработка сложнейших технических систем, будь то новый авиационный комплекс или космический корабль, всегда упирается в один критический вопрос: «А что скажет на это эксплуатант, а как это будет летать?». В авиации и космонавтике первым эксплуатантом, последним аргументом в споре между расчетом и реальностью, является лётчик-испытатель. Его работа — это не просто полет, это самый рискованный и ответственный этап инжинирингового цикла, где проверяются не только машины, но и пределы человеческих возможностей. Самолёт должен летать. Всё остальное — мелочи.

Инжиниринговая компания «2К», чья деятельность связана со строительством авиационных заводов, созданием и внедрением наукоемких решений, отдает дань уважения этим людям. Их профессия — это уникальный симбиоз интуиции, глубокого инженерного понимания и беспрецедентного мужества. «Лётчик-испытатель — это не тот, кто не боится. Это тот, кто умеет действовать, несмотря на страх.»

Каждый их полет — это объем бесценных данных, которые невозможно получить ни в одной аэродинамической трубе и ни на одном стенде. Именно они переводят язык чертежей и расчетов на язык практики, делая возможным технологический прорыв.

Фото: испытание катапультируемого кресла самолета. Коллаж РСИ
Фото: испытание катапультируемого кресла самолета. Коллаж РСИ

Где заканчивается теория, а где начинается подвиг

  • Валидация расчетов: они подтверждают (или опровергают) теоретические выкладки конструкторов, находя скрытые резервы или выявляя незаметные ошибки.
  • Обнаружение критических режимов: срыв потока, «шимми» шасси, флаттер — эти опаснейшие явления часто впервые обнаруживались и парировались именно испытателями, спасая будущие экипажи и давая инженерам материал для доработок.
  • Испытание систем спасения: первыми катапультировались, проверяя на себе работу систем аварийного покидания.
  • Расширение эксплуатационных ограничений: именно они определяли реальные, а не расчетные пределы скорости, высоты, перегрузок для новых машин.
  • Космическая программа: первые пилотируемые полеты, стыковки, выходы в открытый космос — все это тоже область испытательной работы, но уже на орбите.
  • Их обратная связь: основа для доработок и совершенствования конструкций. В этом смысле лётчик-испытатель — ключевое звено в цепи создания любой авиационно-космической техники, настоящий «живой» инженерный инструмент высочайшей точности. «Испытывать самолёт — значит разговаривать с небом на языке скорости и высоты, слушая, что ответит машина.»
Фото: коллаж РСИ
Фото: коллаж РСИ

Рейтинг 30 лучших лётчиков-испытателей СССР и России

Этот рейтинг составлен нашими экспертами на основе критериев количества освоенных типов летательных аппаратов, значения проведенных испытаний, личного мужества и вклада в преодоление технологических барьеров. Конечно, это не самый полный рейтинг, так как мы не могли и не можем знать о всех испытаниях, хотя бы потому что часть из них секретные или совершенно секретные. Но многие данные открыты, опубликованы научные статьи, есть сообщения ТАСС и множество иных материалов, которые мы смогли обработать о ставить рейтинг 30 лучших.

1. Владимир Коккинаки (ОКБ Ильюшина) — мировой рекорд высоты, первый полет на Ил-2, испытания штурмовиков Ил-2, Ил-10, Ил-40.

2. Михаил Громов (ЦАГИ, ОКБ Туполева) — мировые рекорды дальности, испытания самолетов АНТ-25, Ту-144, первый полет на Пе-8.

3. Валерий Чкалов (ОКБ Поликарпова, ОКБ Туполева) — испытания истребителей И-15, И-16, перелет через Северный полюс на АНТ-25.

4. Амет-Хан Султан (ЛИИ им. Громова) — испытания реактивных истребителей, самолетов КБ Яковлева, Лавочкина, Туполева. Работал в области авиации ПВО.

5. Сергей Анохин (ЛИИ им. Громова) — испытания планеров, вертолетов, реактивных истребителей. Участвовал в отработке систем автоматической посадки.

6. Иван Полунин (ОКБ Туполева) — ведущий испытатель стратегических бомбардировщиков Ту-16, Ту-95, Ту-142.

7. Виктор Пугачёв (ОКБ Сухого) — первый в мире исполнил динамический тормоз («кобра Пугачёва»), ведущий испытатель Су-27, первый взлет с трамплина для Су-33.

8. Александр Щербаков (ОКБ Микояна) — ведущий испытатель МиГ-29, первым поднял в небо и испытал МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29КУБ.

9. Олег Гудков (ОКБ Микояна) — первый полет и испытания МиГ-21, МиГ-23. Погиб при испытаниях МиГ-21ПФ.

10. Валерий Меницкий (ОКБ Микояна) — ведущий испытатель истребителей МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31. Установил 10 мировых рекордов.

11. Александр Федотов (ОКБ Микояна) — установил 18 мировых рекордов. Главный испытатель МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31.

12. Степан Микоян (ОКБ Микояна) — испытания МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25. Проводил сложнейшие испытания на штопор.

13. Игорь Волк (ЛИИ им. Громова) — командир отряда космонавтов-испытателей ЛИИ. Испытания БТС-002 (аналог «Бурана»), посадка «Бурана» в ручном режиме.

14. Магомед Толбоев (ОКБ Микояна, ЛИИ) — участвовал в испытаниях МиГ-29, Су-27, был одним из пилотов-испытателей корабля «Буран».

15. Анатолий Квочур (ЛИИ им. Громова) — испытания на критических режимах, обледенении, заправке в воздухе. Установил 12 мировых рекордов на МиГ-29.

16. Римма Таскаева (ОКБ Яковлева) — одна из первых женщин-испытателей реактивной авиации. Испытывала Як-25, Як-27, Як-32.

17. Юрий Гарнаев (ОКБ Камова, ЛИИ) — испытания вертолетов Ка-15, Ка-18, Ка-22, Ка-26. Проводил испытания систем пожаротушения.

18. Рафаил Капрелян (ОКБ Ильюшина) — ведущий испытатель Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-86.

19. Евгений Ларюшин (ОКБ Туполева) — ведущий испытатель Ту-22М3, Ту-160.

20. Николай Садовников (ОКБ Сухого) — установил 16 мировых рекордов на Су-27. Ведущий испытатель Су-27 и его модификаций.

21. Виктор Васильев (ОКБ Бериева) — испытания Бе-12, А-40 «Альбатрос», Бе-200.

22. Юрий Ващук (ОКБ Сухого) — ведущий испытатель фронтового бомбардировщика Су-34.

23. Сергей Богдан (ОКБ Сухого) — старший лётчик-испытатель, ведущий испытатель истребителя 5-го поколения Су-57.

24. Владимир Логиновский (ОКБ Миля) — ведущий испытатель вертолетов Ми-8, Ми-24, Ми-28, Ми-26.

25. Гурген Карапетян (ОКБ Миля) — испытания вертолетов Ми-6, Ми-10, Ми-12 (крупнейший в мире вертолет).

26. Валерий Опарин (ОКБ Камова) — испытания боевых вертолетов Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор».

27. Юрий Шеффер (ОКБ Антонова) — испытания Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия».

28. Борис Воробьёв (ОКБ Ильюшина) — ведущий испытатель Ил-76, Ил-78, Ил-96-300, Ил-114.

29. Герман Алферов (ОКБ Туполева) — испытания ракетоносцев Ту-22К, Ту-95, Ту-160.

30. Владимир Бирюков (ОКБ Яковлева) — ведущий испытатель Як-38 (первый советский СВВП), Як-42, Як-130.

Наследие для современного инжиниринга

Опыт, оплаченный высочайшим риском этих людей, сформировал современные подходы к созданию безопасной и эффективной авиатехники:

  • Цикл «обратной связи»: Данные с бортовых самописцев и доклады пилотов — основа для тысяч доработок и модернизаций.
  • Развитие моделирования: Реальные полеты испытателей помогают калибровать и делать адекватными сложнейшие математические модели.
  • Человеко-машинный интерфейс: именно пилоты-испытатели формируют требования к эргономике кабины, удобству управления и интуитивности пилотажных приборов.
Фото: Ту-22М3, коллаж Российский Союз Инженеров
Фото: Ту-22М3, коллаж Российский Союз Инженеров

Для Инжиниринговой Компании «2К» лётчики-испытатели — это воплощение принципа, который мы считаем ключевым: любая, даже самая совершенная система, должна быть опробована в реальных условиях и получить оценку конечного пользователя. Их смелость и профессионализм — это не только история подвигов, но и фундаментальный компонент технологического прогресса, который позволяет нам сегодня пользоваться плодами безопасной авиации и надежной космонавтики.

Молодежь, становитесь лётчиками-испытателями. Лётчик-испытатель — это учёный, инженер и пилот в одном лице. Его лаборатория — небо, его приборы — собственные нервы и ум, его выводы — жизнь или смерть новых машин. Поступайте в военные вузы России!!! Своими руками создавайте славу нашей любимой Родины.

Наше дело правое! Победа будет за нами!

Инжиниринговая Компания «2К»: Решения, проверенные на прочность.

Коллеги, мы будем рады, если вы подпишетесь на канал Российского союза инженеров!

Читайте также наши материалы:

В России начали подготовку к производству первых истребителей Су-75
Российский союз инженеров22 ноября 2023

#летчикииспытатели #рейтинг #историяавиации #авиацияроссии #испытательнаяавиация #инжиниринговаякомпанпия2К #подвигвнебе #авиастроение #космонавтика #инжиниринговая компания2К #2К #безопасностьполетов #пилотылегенды #владимиркоккинаки #викторпугачев #сергейбогдан #Су57 #ОКБСухого #ОКБМикояна #ЛИИ #Авиационныетехнологии #ЧеловеческийФактор #ИспытанияТехники #Авиационныерекорды #героиавиации #военныелетчики #ГражданскаяАвиация #Вертолетостроение #наследиеСССР #современнаяроссия #инженерноеискусство #летныеиспытания #самолетпятогопоколения