Четыре года назад я публиковал статью о том, почему Льву Толстому нравился ислам. При этом ошибочно думать, что Лев Толстой был мусульманином и считал ислам самой лучшей религией из имеющихся. В одном из своих писем он называл себя "добрым магометанином", но из этого еще не следует, что Толстой считал ислам своей религией. Ниже я привел цитаты из его сочинений, где писатель критически отзывается об исламе и Мухаммеде.
🔥 В приведенной ниже цитате Толстой пишет, что ислам является "низшей формой позднейших религий в их извращенном виде:
Из этого самого первого отношения к миру, в котором находится всякий ребенок, вступая в жизнь, и в котором жило человечество на первой, языческой, ступени своего развития и живут еще и теперь многие, отдельные, самые нравственно-грубые люди и дикие народы, вытекают все языческие древние религии, так же как и низшие формы позднейших религий в их извращенном виде: буддизм, таосизм, магометанство и другие.
(Лев Толстой. Религия и нравственность. 1893 год / Полное собрание сочинений, том 39 / Художественная литература. 1956 г.)
🔥 Толстой считал, что ислам является религией, которая искажает истину:
Такое перетолкование истины и обоготворение проповедников ее совершалось во всех народах, при всяком проявлении нового религиозного учения... Такое же перетолкование совершилось с христианским учением в первые времена его принятия Константином, когда языческие храмы и божества были переделаны на христианские и возникло магометанство как отпор от мнимо-христианского многобожия. Такому же перетолкованию подвергалось и подвергается магометанство.
(Лев Толстой. Христианское учение. Каким образом совершаются обманы веры? 1896 год / Полное собрание сочинений, том 39 / Художественная литература. 1956 г.)
🔥 Толстой считал, что ислам является источником обмана:
Только благодаря установлению посредничества между людьми и богом могли совершаться и совершаются те страшные обманы, вследствие которых разумные и добрые люди молятся Христу, богородице, Будде, Магомету, святым, мощам, иконам.
(Лев Толстой. Христианское учение. Освобождение от обмана посредничества. 1896 год)
🔥 В той же книге Толстой укоряет Мухаммеда за неправедный образ жизни:
Блаженство, сладострастие Магомета слишком грубо и очевидно несовместимо с истинным понятием о человеке и боге.
(Лев Толстой. Христианское учение. Чего человек может ожидать в будущем? 1896 год / Полное собрание сочинений, том 39 / Художественная литература. 1956 г.)
🔥 У Толстого было собственное представление об истинной религии, которое тяготело к христианству. Он считал себя христианином, но отрицал церковные ритуалы и все, что противоречило словам Иисуса с его точки зрения:
Каждого человека лично вера, какая бы она ни была, вполне удовлетворяет, не проявляя никакого противоречия. Если она являет противоречия, он изменяет ее. Дикий, пока не знает ничего противного идолу, отрицается своей воли, спасается идолом, но если магометанин сказал ему о Боге неведомом творце, он оставляет его, и нет противоречий. Я, христианин, откинул противоречия икон, мощей, чудес и удовлетворяюсь средствами спасения христианского, так как не знаю и не могу себе представить другого высшего начала началу отречения себя и любви.
(Лев Толстой. Записная книжка №7. 1868-1879 гг. / Полное собрание сочинений, том 48 / Художественная литература. 1952 г.
🔥 В подтверждение этого Толстой пишет, что обман есть у мормонов, Магомета, апостола Павла, но нет обмана у Христа:
Читал мормонов, понял всю историю. Да, тут с очевидностью выступает тот умышленный обман, к[оторый] составляет частью всякую религию. — Даже, думается — не есть ли исключительный признак того, что называется религией, именно этот элемент — сознательной выдумки — не холодной, но поэтической, восторженной полуверы в нее, — выдумки? Выдумка эта есть в Магомете и Павле. Ее нет у Христа. На него наклепали ее. Да из него и не сделалось бы религии, если бы не выдумка воскресения, а главный выдумщик Павел.
(Лев Толстой. Дневник 1889 года. / Полное собрание сочинений, том 50 / Художественная литература. 1952 г.)
🔥 Лев Толстой критически пишет об исламе, обозначая превосходство христианства:
То, что называется веротерпимостью христианина, есть только то, что тогда как магометанин обращает мечом, христианин не может употребить никакого другого средства, кроме убеждения и любви.
Но магометанин будет бить, а христианин умолять.
(Лев Толстой. Дневник 1893 года. / Полное собрание сочинений, том 52 / Художественная литература. 1952 г.)
🔥 Похожую мысль он пишет в Дневнике 1903 года:
В магометанстве преобладающий элемент пафос. Есть и
ложь. Нравствен[ный] элемент заимствован.
(Лев Толстой. Дневник 1903 года. / Полное собрание сочинений, том 54 / Художественная литература. 1935 г.
🔥 В письме к Фридуну Хану Бабалбекову Толстой писал:
Ислам, по моему мнению, содержит, как и все религии: браманизм, буддизм, конфуцианство и др., великие, вечные истины, но, как и все религии, перемешанные с суевериями, грубыми извращениями истины, обрядами и обманами.
(Лев Толстой. Письмо от 28 декабря 1908 г. / Полное собрание сочинений, том 54 / Художественная литература. 1935 г.)
Таким образом, в большинстве известных нам изречений Льва Толстого об исламе писатель утверждает, что не считает ислам истинной религией. В одних случаях он ставит ислам в перечень искажающих истину традиций, в других случаях рассматривает учение Иисуса Христа выше учения Мухаммеда.
Первая часть:
Пушкин об исламе и Коране: