Если вам вдруг ненароком приходилось внимательно изучать карту мира или просто читать о современной Азии, то вы наверняка обращали внимание, что на востоке Китая, прямо в центре Евразии, расположена огромная, в сотни тысяч квадратных километров пустая территория, где практически нет каких бы то ни было признаков цивилизации. А между прочим там в своё время раскинулась последняя великая Кочевая империя в истории человечества - обломок державы Чингисхана, ставший местом последней битвы мира Кочевий с миром Земледелия. Но сейчас в это трудно поверить. Шутка ли - на востоке Поднебесной сейчас живёт лишь 6% населения страны! Словно здесь когда-то случилась разрушительная ядерная война, обратившая всё в прах. Возникает вопрос: кто или что заставило этот край замолчать навсегда?
Становление степного гиганта.
Этой загадочной и могущественной империей, бросившей вызов ходу истории, было Джунга́рское ханство. Откуда оно ведёт свою историю? Ещё в самом начале великих монгольских завоеваний маленький, но упёртый кочевой народец ойра́тов, населявший территорию современной Республики Тывы, добровольно вошёл в состав государства Чингисхана. Ойратов принято считать западной ветвью монгольского народа. Долгое время они не представляли собой ничего интересного. Но вот Монгольская империя, раздробленная на несколько улусов, начала стремительно разваливаться. Одно за другим основанные Чингизидами государства уходят в небытие, покорённые народы возвращают себе независимость, а ислам вытесняет язычество. Осколок Империи сузился до размеров той степи, из которой когда-то вышли монголы, и раскололся на множество мелких ханств.
В 1399 году ойраты, воспользовавшись обстановкой, создали своё первое самостоятельно государство - Дербен-Ойрат (или Ойратское ханство). Кочевники быстро набирались сил и в 1449 году даже вступили в войну с Китаем династии Мин и разгромили неприятеля в степи. Неповоротливая китайская пехота мало что могла противопоставить конным кочевникам и была наголову разбита, несмотря на огромное численное превосходство. Поднебесный император попал в плен. Но вскоре китайцы избрали нового правителя и вместе с жителями "исконной" Монголии - халха-монголами продолжили войну до победного конца.
Успешное кочевое государство распалось и, казалось, навсегда. Ойраты, погрязшие в междоусобицах и борьбе за выживание, почти на 170 лет были выбиты из седла, оказавшись на обочине политической арены.
Судьба недобро поступила с народом ойратов и раскидала четыре их орды по свету на тысячи километров. Одна из орд вынуждена была мигрировать в Поволжье и стать вассалом Русского государя, породив народ калмыков, другая - перебраться далеко на восток, на рубежи Поднебесной, а оставшиеся две остались жить на родных кочевьях. Одной из этих оставшихся орд была Сарыаркинская, второй - Джунгарская. Но почему её называли так? Согласно тюрко-монгольской традиции, юг был главной и определяющей стороной света. Если встать, повернувшись спиной к югу, то прародина ойратов - Тыва - окажется на западе, слева. Левая сторона у монголов всегда называлась "джун-гар", что в прямом переводе означает "левая рука". Ойраты, не мигрировавшие в Поволжье или на восток, но оставшиеся в Центральной Азии, стали именоваться джунгарами.
Официальной датой основания Джунгарского ханства (на старомонгольском оно называлось "Зүүнгар Улус") считается 1634 год, когда к власти в Джунгарской орде пришёл грозный правитель по имени Гуши́. Ему представился удобный случай возродить былое могущество ойратского народа и начать объединять разрозненные монгольские племена в единое целое, как уже было когда-то. Тибетский духовный лидер - Далай-Лама, имевший столь же великое значение для буддистского мира, что для католиков Папа Римский, обратился за помощью к джунгарам, столкнувшись с тем, что светские феодалы всячески притесняют оставшуюся без покровительства тибетскую Церковь и грабят монастыри. Собрав более 10 тыс. воинов под свои знамёна, джунгарский владыка вторгся и отчистил Тибет от противников Ламы. В 1640 году на Общемонгольском Съезде, куда прибыли представители знати от берегов Волги до пустыни Гоби, было принято "Степное Уложение" - обширный свод степных законов, первый в своём роде со времён "Великой Ясы" Чингисхана. Это стало первым шагом джунгар к реставрации великой империи. Официальной верой Джунгарского ханства был провозглашён буддизм.
"В кольце фронтов" или Как им всё это удавалось?
Длительное время джунгарам, основавшим последнюю кочевую империю в истории человечества, приходилось отбиваться ото всех подряд: казахских племён, халха-монголов, сибирских казаков, китайцев. Страна была зажата между тремя силами: Русским Царством, Цинским Китаем и мусульманской Средней Азией. Это сильно повлияло на внутреннее устройство Джунгарии. После череды неудачных походов и междоусобиц, вновь поставивших ханство на край гибели, в стране сформировалась жёсткая вертикаль власти. Государство превратилось в чётко организованную, военизированную систему, способную в необходимый момент мобилизоваться для отпора врагу.
На вершине иерархии находился правитель - хунта́йджи, возглавлявший также и армию. Чтобы хунтайджи управлял страной разумно и не перегибал палку, его власть была ограничена собиравшимся ежегодно Съездом знати (аналогом Земского Собора) и влиятельной аристократией - та́йджи и нойо́нами. Джунгария, будучи крайне централизованным государством, сильно зависела от столицы - города Кульджи и земельно строго делилась на наследственный улус правящей династии, удельные улусы знати и свободные земли, в основном принадлежащие буддистскому духовенству и осёдлым народам. Всё население вне зависимости от образа жизни и национальности было разбито на айма́ки - роды, а уже они в свою очередь на семейства.
Вооружённые силы Джунгарии в годы расцвета (конец XVII века) насчитывали порядка 50 тыс. воинов. По меркам тех лет это было крайне много, ведь, как я уже однажды писал, численность монгольской армии даже во время Великого Западного похода 1236 - 1242 гг., одной из самых грандиозных военных операций в истории, проведённых степняками, не превышала 70 тыс. человек даже вместе с прислугой. Главной ударной силой джунгар были одетые в панцири и остроконечные шеломы всадники с пиками и копьями. В случае дальнего боя они могли засыпать врага стрелами, в случае ближнего - зарубить либо заколоть. Основным оружием ближнего боя были длинные ударные копья и пики, а также клинковое оружие - палаши и сабли.
Джунгарские воины использовали различные виды построений: клин, полумесяц, рассыпной строй, а также плотные построения шеренгами, которые европейские путешественники с уважением сравнивали со строем польских "крылатых" гусар. Одним из любимых у джунгар был строй "лук - ключ": центр армии отогнут назад, фланги выдвинуты в сторону противника. В ходе сражения один или оба вытянутых вперед крыла наносили сокрушительный удар по флангам врага, а затем нападали на его тыл. Джунгары активно заимствовали методы ведения боя, вооружение и технические новинки из других стран, и в том числе - огнестрельное оружие.
Для укрепления собственной армии джунгары шли на беспрецедентные шаги: например, во время набега на русскую Ямышевскую крепость в 1716 году кочевники захватили шведского мастера-пушкаря Юхана Рената, попавшего за Урал после Битвы при Полтаве в 1709 году. По позднейшим показаниям Рената, данным им в России, он "всех пушек зделал токмо четырёхфунтовых 15, да малых 5, да мартир десятифунтовых з двадцать". Однако по сведениям российских послов число пушек, изготовленных шведом, было гораздо больше. Ренат стал главным инженером Джунгарии. Под его руководством шведские пленные и беглые русские мастера создали в Джунгарии уникальный для кочевников военно-промышленный комплекс по добыче железной и медной руд, выплавке металлов, отливке пушек и ядер, изготовлению ружей, сабель и пороха. Конечно, по европейским меркам это были всего лишь простенькие мануфактуры, но для кочевого государства такое производство имело колоссальное значение.
Имело место и использование на благо коррупции в российском госаппарате. Вплоть до начала 80-х гг. XVII века в Джунгарию за взятки воеводам и купцам регулярно отправлялось "по 30 и больше возов" с огнестрельным оружием. Кроме того, в ответ на поставки джунгары не мешали России вести очень выгодную для неё торговлю с Бухарой. Таким образом, в последней четверти XVII века монополия земледельческих государств Азии на массовое применение огнестрельного оружия была разрушена.
Со временем у джунгар появились подразделения профессиональных стрелков, вооружённых ручным огнестрельным оружием - дешёвыми пищалями вроде тех, что были во времена Ивана Грозного, и добротными мушкетами. Искусством стрельбы из него джунгарские воины овладели достаточно быстро, в особенности всадники. Стрелки передвигались на лошадях и на поле боя спешивались, фактически представляя собой "азиатских драгун". В общей сложности, в Джунгарском ханстве менее чем через полвека после начала перевооружения было уже порядка 10 тыс. владевших огнестрельным оружием воинов, а в артиллерийском парке насчитывалось свыше тысячи стволов от мелких ручных пушчонок до осадных орудий, что просто невероятно для степного государства.
Основой экономики джунгар вплоть до середины XVIII века было пастбищное животноводство. Огромные стада, табуны и отары джунгар славились далеко за пределами страны. Однако при этом степняки активно развивали земледелие в долинах рек Или и Тарим, где силами покорённых оседлых народов, в основном уйгуров, возделывались просо, ячмень и пшеница, что позволяло создавать стратегические запасы зерна на случай войны, падёжа скота или засухи. Ремёсла, в первую очередь обработка кожи, металлургия и изготовление холодного оружия, были крайне высоко развиты. В горах, особенно на Алтае, активно добывали железную руду, медь, соль.
Из разведанных в Алтае залеж железной руды изготавливали ламеллярные доспехи - "куя́ки", которые высоко ценились от Константинополя и Москвы до Пекина. Особой статьёй дохода была транзитная торговля: контроль над участком Великого шёлкового пути - единственного безопасного маршрута, посуху связывавшего Китай с континентом, позволял взимать немалые пошлины с караванов, следовавших между Китаем и Средней Азией. Важно заметить, что в Джунгарии было крайне непопулярно рабство. Пленных зачастую отпускали на все четыре стороны.
В целом, Джунгария была очень сильным государством и обеспечена всем, что требовалось стране в те годы: неплохой промышленностью, крепко спаянной армией, эффективным госаппаратом, полезными ископаемыми, многочисленным скотом, землёй, водой. Это позволяло ей поначалу эффективно отражать вражеские набеги, а уже позже самой переходить в наступление. Обезопасив границы, джунгарские хунтайджи приступили к грандиозному плану по объединению всех монголов в одно государство и восстановлению канувшей Монгольской империи. Их походы получат громкое название "Малое монгольское нашествие".
Так например, в 1667 году ими был разгромлен и завоёван последний осколок империи Чингисхана - Монгольское ханство Алтын-ханов, на землях которых стояли руины великого Каракорума. Далее, после нескольких десятилетий затишья, в 1681 году джунгарское войско, воспользовавшись расслабленностью казахов от длительного спокойствия, с огнём и мечом обрушилось на их земли, уведя с собой гигантские стада и табуны скота и лошадей и покорив такие крупные города, как Сайрам, Шымкент, Тараз и даже Ташкент. Все наскоро собранные казахские армии, уступающие джунгарам в подготовке и количестве огнестрелов, были разгромлены, а казахский хан взят в плен. В вассальной зависимости от джунгар оказался и Самарканд, обязавшийся поставлять завоевателям ценную бумагу и платить серебром. В результате похода более 80% территории современного Казахстана либо стало частью Джунгарского ханства, либо признало зависимость от него. Многие жизненно важные пастбища, рынки и реки оказались во владении джунгар. Джунгарские полчища едва не дошли до самого Каспийского моря. Кроме того, степняки разбили войско бухарского эмира, пытавшегося забрать часть утраченных казахами земель, и кыргызов, которые были изгнаны в область озера Иссык-Куль, где проживают и поныне.
Первая война или Драка на костях Чингисхана.
И вновь боевой ареной становится Монголия. Дело в том, что особую обеспокоенность по поводу джунгарских завоеваний с конце XVII века стал выражать Китай, находившийся в тот момент под управлением чужеземной маньчжурской династии Цинов. Маньчжуры, только-только с великой кровью завоевавшие Поднебесную, видя усиление западного соседа, опасались, что масштабное вторжение джунгар в их края может запросто спровоцировать мощное освободительное восстание в Китае и приведёт к падению их господства. Кроме того, активно наступая в Халха-Монголии, джунгары постепенно лишали Китай простора для действий и приближались к рубежам родового гнезда Цинов - самой Маньчжурии. Изучив и правильно оценив обстановку, цинский император Канси́ пошёл на опережение: он склонил нескольких халха-монгольских владык в 1688 году признать верховенство Поднебесной и отказаться от союза с джунгарами и "Степного Уложения", тем самым сделав их заклятыми врагами джунгар и поставив в крайне затруднительное положение. Теперь халхасским нойонам не оставалось ничего, кроме как присоединиться к Цинской империи и в случае джунгарского нашествия стать буферной зоной между страной кочевников и Жёлтой державой.
Расценив подобные действия как прямой вызов Джунгарскому ханству и монгольскому народу, государь Галда́н-Бошогту́ повёл войну против предателей-халхасов и отправился вместе с крупным войском в "исконную" Монголию для восстановления порядка. Напуганная таким ходом событий местная знать сумела быстро собрать и выставить собственную армию, однако в битве за крупнейший монастырь Монголии - Эрден-Зуу та была просто растоптана джунгарскими панцирниками. Тогда в дело вмешались сами Цины. Китайская армия в те годы состояла из двух частей - войска "Восьми знамён", укомплектованного маньчжурами и монголами, и войска "Зелёного знамени", в которое набирали китайцев. Огромный численный перевес цинской армии оказался нейтрализован тем, что многочисленные полки "Зелёного знамени" состояли из пеших, неприспособленных к степной войне крестьян и, сверх того, пребывали в отвратительном состоянии. К тому же китайская артиллерия качественно проигрывала джунгарской.
Цины отправили в Халха-Монголию сразу две армии - с юга, со стороны Внутренней Монголии, и с востока, со стороны Северо-Западной Маньчжурии. 21 июля 1690 года 20-ти тысячный корпус Поднебесной, вышедший из Маньчжурии, схлестнулся с джунгарами в ходе Олого́йской битвы. Имея примерно одинаковую по численности с цинско-монгольской армию, Галдан поступил умно. Вначале он измотал не ожидавших встретить столько огнестрелов маньчжур и монголов длительным беспрерывным обстрелом из ружей и пушек, выбив почти всю их тяжёлую кавалерию. Затем же, обрушив на китайцев лавину панцирных всадников, разгромил слабые фланги врага и взял войско в клещи, после чего обратил цинских воинов в бегство и начал преследовать их, уничтожая остатки былой могучей рати. Китайская армия, разбитая вдребезги, без оглядки бежала до самой границы.
Победа лихих степняков над "восьмизнамёнными" сильно встряхнула Цинов. Это событие означало не только то, что теперь джунгары будут полноценными хозяевами Монголии, но и кое-что другое, куда более страшное: сыны Джунгарии запросто могут пойти на Пекин или наведаться прямиком к императорской родне в Маньчжурию, ведь до них, по меркам степняков, рукой подать. Ошарашенная неудачей, Цинская империя готовится столкнуться с самым крупным вторжением кочевников за всю свою историю. Главные битвы ещё далеко впереди. Китай включает свою военную машину на максимум.
Продолжение следует...