Надо уточнить, что летом 2025-ого. А то получится, что я не люблю ни медальонов-плафонов на Маяковской (имеются в виду работы Дейнеко "сутки московского неба"), ни кровавых фонтанов на Поклонной горе... что не знакомы мне линии Ахматовой/Модильяни на Ордынке, запах фабрики Красный Октябрь, крепкий запах чая от китайского магазина на Мясницкой, особняк Рябушинского и его рамы в виде ветвей...
Ох, а Сретенка!.. а Якиманка! Остоженка, да...
Вообще очень люблю Москву за уют, тишину и покой, которые царят в её центре, если отойти от излюбленных туристами Лубянки (перефразирую Маяковского), Никольской, Тверской... Зарядья, Москва-сити, куда без них?.. Да, я сама в таких местах не бываю, ибо у меня есть свои места свиданий со старой столицей и... поскольку я в Москве бываю раз в пару-тройку лет "пролётом", то... они никогда не закончатся. Ей-богу.
Спасо-Андроников монастырь, где находится музей Андрея Рублёва привлекает меня прежде всего тем:
- Что там нет ни одной иконы Андрея Рублёва.
- Он там похоронен, но... никто не знает, где.
- Плиту с якобы его могилы потеряли...
- Учёный Барановский (Пётр Дмитриевич) мистифицировал всё это, чтобы спасти монастырь
- Устроить там музей и...
- Для этого ему пришлось объявить 1960-ый год годом юбилея Аедрея Рублёва...
- Хотя... никто не знает, когда точно родился Рублёв.
Те, кто внимательно и давно читают мой канал, знают, что в этом году я впервые посмотрела фильм Марлена Хуциева "Мне двадцать лет", который мне больше нравится под изначальным названием "Застава Ильича". Увидела мост-акведук и... пропала. О, эта романтика и старина района площади Ильича и завода "Серп и Молот", канувшего в историю!..
Ещё я читала книгу Григория Служителя (предупреждаю: под конец обливаясь слезами!) о коте Савелии, который родился в этом районе и... поняла, что это ещё одно место Москвы, которое моё, родное:
Думаю, что я не одна такая в нашей стране. Понятно, что знакомство с Москвой и Петербургом - это узнавание. Ибо родители много рассказывали, рассказывала школьная учительница Елена Анатольевна Однокурцева, а Нина Мамиконовна Антонян разучивала с нами под раскаты фортепиано "Московских окон негасимый свет"... и, конечно, были сотни картин, фильмов, хроник, кадров... и цитата из дневника Ращепея (Льва Кассиля) о том, что стены Кремля охраняют каждого из нас...
Ну, а стены Спасо-Андрониковского - самых-самых преданных поклонников старой Москвы. Тех, кто знает тайны...
Например такие: в кафе "Изразцы" овощи с огорода, который в стенах бывшего монастыря;)
Мне, кстати, надо не забыть здесь вставить ссылку на лучший музей изразцов в РФ, что я видела. В Угличе. Если кто-то может опровергнуть и рассказать, где больше, ярче, интереснее - пишите!
Здесь изразцы яркие, редкие - привлекают внимание на стенах со двора - внутренние стены:
А вот херувим мохнатый, местный и бескрылый. Зато хвостатый:
Да, я тётка советская, совершенно безбожная и шучу, что люди делятся на тех, кто иконы а) целует, б) на них смотрит. Понятно, что я из последних, и мне всегда интересны: сюжет, техника, материалы, атрибуция:
Есть в музее алый зал, зелёный и... мастерская, где показан процесс изготовления книг, икон... очень, очень захватывает:
Вот, хоть увидела лампензель:
Вообще в таких местах остро чувствуешь связь с миром. Со всем. Ибо видишь в "Троице" Рублёва то византийскую школу, то итальянскую, а конкретно - Тосканскую, Сиенскую... да, в башнях и зубцах Кремля я тоже вижу руку итальянских зодчих и радуюсь, что всё близко, всё под рукой. Нехитрый каламбур, но я просто пытаюсь неловко выразить мысль, что не могу любить только родной Иркутск, ибо Москва для меня не меньше значит. И Петербург. И Торжок. И Вышний Волочок. И Рим...
Как можно всё это поделить, если всё оно моё, наше, общее, человеческое?..
Общее культурное наследие:
Смотри!..
Вот нежный амурчик, который мог бы украшать венецианскую церковь, а ниже - херувимчик, который смотрит на нас прямиком из Византии, напоминая о миссии и судьбе Софьи Палеолог...
Больше всего, конечно, мне нравится грубый камень и воздушные закомары Спасо-Андрониковского:
Спасский собор - одно из древнейших сооружений Москвы (восстановлен в формах, близких к первоначальным, в 1959—1960 годах, когда готовили открытие музея). Именно в нём можно разглядеть в оконных проёмах остатки фресок, написанных рукой Рублёва...
Хороша и более поздняя застройка: вот Архангельская церковь:
Церковь Архангела Михаила - построена в формах московского барокко в 1694—1739, а восстановлена в 1960-ом опять же.
Список утрат после 1918-ого (год закрытия монастыря):
- Церковь Евграфа Александрийского (1874) - не сохранилась
- Церковь Симеона, сродника Господня (1796-1798) - не сохранилась
- Часовня Серафима Саровского (сер. 19 века) - не сохранилась
А здесь я уже писала о том, что от некрополя мужского монастыря после революции мало, что осталось...
...но то, что осталось - вызывает лёгкое изумление иркутян:
Вообще, конечно, об истории этого места лучше всего написано в статьях канала музея:
ну, а я как дилетант и посетитель... просто любуюсь всей охрой, камедью, левкасом, позолотой и тем, что остаётся, когда та стирается:
Красители той эпохи - самое невероятное... помните как Боттичелли добывал краску из сушёных божьих коровок?.. а все эти крупицы лазурита, меди... меня завораживает знание о том, какими краски были баснословно дорогими:
Ради чего я бы ещё раз пришла в музей? Посмотреть на работу реставраторов. Впрочем, на Культуре есть отличная передача, где показано, как мастера "раскрывают" иконы, как подрисовывают, как хранят на решётках в фонде, как берегут от пожаров...
Там, на экспозиции, показан весь процесс - от грунтовки доски и до покрытия олифой готовой иконы... но я не стала всё снимать, а сфотографировала начало работы и результат:
И даже процесс смахивания пыли с икон и других экспонатов там показан:) это, если вы думаете, что в понедельник (выходной большинства музеев) там, за закрытыми дверями, не кипит работа:
Узнала милую фигурку Параскевы Пятницы издали... она весёлая и характерная! Видела точно такую в Костроме. Вообще в Ипатьевском монастыре у нас, в России, самая красивая коллекция икон и совершенно неземной церковной утвари:
Мы с вами на этом (и на сегодня) прощаемся...
Смотрите и вспоминайте противоречивый фильм 1966-ого года - Андрея Тарковского, вспоминайте прекрасные стихи Арсения Тарковского. Сегодня пусть будет такое:
Душа моя затосковала ночью.
А я любил изорванную в клочья,
Исхлестанную ветром темноту
И звезды, брезжущие на лету.
Над мокрыми сентябрьскими садами,
Как бабочки с незрячими глазами,
И на цыганской масляной реке
Шатучий мост, и женщину в платке,
Спадавшем с плеч над медленной водою,
И эти руки как перед бедою.
И кажется, она была жива,
Жива, как прежде, но ее слова
Из влажных "Л" теперь не означали
Ни счастья, ни желаний, ни печали,
И больше мысль не связывала их,
Как повелось на свете у живых.
Слова горели, как под ветром свечи,
И гасли, словно ей легло на плечи
Все горе всех времен. Мы рядом шли,
Но этой горькой, как полынь, земли
Она уже стопами не касалась
И мне живою больше не казалась.
Когда-то имя было у нее.
Сентябрьский ветер и ко мне в жилье
Врывается -
то лязгает замками,
То волосы мне трогает руками...