Ходили и ездили в Ипатьевский монастырь через район Тестильщиков:
в том районе были интересные деревянные домики с датами 1926-ой - год рождения дедушки, поэтому я запомнила вообще... там сохранились деревянные забавные плакаты на домах: как проверить газовую плиту, беречься от пожара и т.д. Знаю, что там ещё есть дом с пионером, которого костромичи наряжают по праздникам... это я к тому, что Кострома это не только какие-то времена Очаковские и покоренья Крыма:
Последнюю статью я, кстати, закончила обещанием показать Ипатьевский монастырь, с которого начиналась династия Романовых (а закончилась, как мы уже знаем, в доме Ипатьева). Листайте:
Обратно шли через реку Кострома, которая широкая, но не такая, как Волга всё же... можно легко перейти даже в жаркий день по мосту...
Чем ещё знаменит Ипатьевский монастырь? Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь (мужской) сыграл важную роль в событиях Смутного времени. Ещё там давным-давно нашли летопись, которую назвали по монастырю - Ипатьевской. В туристических буклетах его пышно называют "родовое гнездо трёх царских династий".
Ну, а кто-то помнит картину в Третьяковке:
То есть не только туристы активно там щёлкают затворами камер, наводят телефоны и пытаются передать всю эту красоту (к сожалению, монитор не передаёт...):
Да, в итоге я рада была, что мы не поехали на машине от отеля (мы жили на другом берегу не то, что реки Костромы... Волги! - то есть за две реки отсюда жили), а поехали на жизнерадостном и бодром ПАЗике, набитом местным народом. Иногда, кстати, "соболи" попадались, но именно сюда нас вёз наш верный новоленинский друг (иркутяне поймут!).
Согласно преданию, монастырь основан около 1330 года татарским мурзой - родоначальником рода Годуновых и Сабуровых. Он бежал из Золотой Орды к Ивану Калите, принял крещение под именем Захария, и по-легенде в этих местах ему было видение Божьей Матери с апостолом Филиппом и мучеником Ипатием Гангрским. Что и дало названию монастырю.
Многие историки считают, что эту легенду сочинили сами Годуновы, а монастырь основал князь Владимирский - Василий Ярославич (брат Александра Невского). Есть ещё версия, что монастырь основали новгородцы, ибо Святой Ипатий почитался в Новгороде, и, мол, они просто приплыли по реке Костроме и Волги в эти края...
Но именно на средства дяди Бориса Годунова (будущего царя) были здесь возведены нынешние каменные стены, заложен огромный Троицкий собор. И над Святым вратами был небольшой храм, посвящённый Ирине и Фёдору Стратилату - небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и супруги его - Ирины, сестры Бориса Годунова, через которую он так приблизился к власти...
Благодаря неустанным трудам и заботам семьи Годуновых, пишут, монастырь стали называть "Преименитой Лаврой".
В Смутное время монастырь пережил период упадка: находился в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета... но зимой 1609 года сами (!) костромичи восстали против такого положения дел, перебили тушинский гарнизон и осадили монастырь. Взять обитель сразу не удалось — крепость была окружена мощнейшими каменными стенами, на которых были установлены пушки. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с воеводой Давыдом Жеребцовым (недавно я о нём в какой-то статье писала!). Осенью уже удалось монастырь взять. А с осени 1612 года здесь жили юный Михаил Романов с матерью (монахиня Марфа). В марте 1613-ого к ним прибыло посольство Земского собора, которые избрали шестинадцатилетнего юношу на царство. Помните, отчего в Костроме стоит памятник Ивану Сусанину, который отвёл поляков от убежища будущего царя и его матери?
При Романовых монастырь стал особняком - шутка ли? - «колыбель династии». И так история родовой обители Годуновых (у предков Бориса Годунова там целый склеп! - не стала фотографировать - к своему стыду, оказывается, я мало знаю о его предках: только родителей помню) переплелась с историей царствующего дома Романовых.
При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и принести дары:
В мае 1913 года монастырь стал центром празднеств, посвящённых трёхсотлетию дома Романовых.
В Ипатьевском монастыре всё сделано, скорее, как музей... поэтому опять было ощущение, что смотрим сокровища, живопись... поразила гробница Годуновых... и вообще осознание, что это их личный монастырь, но именно в нём призвали на царство юного Михаила Романова. Много фотографировала икон, что мне не свойственно, но там правда очень красивые:
Все эти иконы написаны в 16... гг, поразило то, как тщательно и тонко прописаны завитушки алого плаща, а ещё Авель, прижимающий к груди агнеца, очень трогательный... нравятся Св.Геогрий и конь его, а ещё на иконе Спаса хорош бычок, похожий на козлика и лев, который, как обычно, не лев, но симпатично (листайте):
Ещё меня поразили работы из перламутра -то есть резьба по ракушкам. Если честно, то я просто до этого нигде не видела подобной красоты... может, проглядела (допускаю):
Резьба по ракушкам относится к глиптике — так называется резьба по разным природным материалам: "Глиптика — это гармоничное взаимодополняющее творчество человека и природы. Часто это импровизация, которую диктует природный материал, подсказывая мастеру сюжет и способы обработки".
Прошу прощения, если вы это и без меня знаете, но я, вот, впервые сфокусировалась в Костроме, т.к. там целые витрины были посвящены резьбе по морским раковинам, а до этого я только по камню видела - камеи те же... эмаль, ростовская финифть...
Да, надо особо отметить, что в середине ХХ века к стенам монастыря со всей Костромской области были свезены памятники деревянного зодчества - как небольшой музей под открытым небом (не ждите Тальцов и Витославлиц, конечно). За ним раскинулась Ипатьевская слобода: нам очень понравилось по ней гулять...
Почему-то запомнилось несуществующее. Например уничтоженная в 34-ом году церковь, виденная мною на фотоснимке Прокудина-Горского за 1910-ый год:
В советское время здесь жили рабочие текстильных предприятий (в начале статьи я как раз упоминала район текстильщиков), тут были детский приют, военные казармы, были обустроены стадион и танцплощадка. К середине ХХ века все общежития расселили, а в 58-ом году здесь уже был создан государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Сюда были перевезены Спасо-Преображенская церковь из посёлка Спас-Вёжи и другие постройки... Здесь снимали, конечно, сцены из "Жестокого романса" и "Очей чёрных" (Никиты Михалкова).
Мы с вами ещё погуляем вдосталь и по улочкам Костромы (и не раз!), сохранившей старую брусчатку:
И возле постамента памятнику Романовым, на котором в итоге появился Ленин:
и вдоль Волги, ибо... как я такие моменты называю "ангел пролетел" - город этот преисполнен света, красоты, истории и... грусти, конечно. Но всепоглощающий свет заливает его и нас, не жалея, не вспоминая:
Надеюсь, что этой статьей я вызвала у читателя интерес к Костроме, которая полна тайн, истории, драмы и красоты. Люблю её очень.