Добрый вечер!
Тольятти, 1982 год. АвтоВАЗ жил своим ритмом: конвейер гремел сутками напролёт, спуская с себя тысячи «Жигулей». Но однажды привычный гул оборвался. Цеха встали. Рабочие нервно курили в ожидании распоряжений. Воцарилась тишина.
И никто даже не догадывался, что такой огромный конвейер остановил не сбой техники и не банальная нехватка деталей, а программа, которую написал молодой программист Мурат Уртембаев.
Молодой, толковый, амбициозный выпускник мехмата МГУ попал в АвтоВАЗ по распределению. Работал честно, сутками напролёт в Управлении организации производства. Уртембаев быстро понял, что именно от его отдела зависит работа всей автоматизированной системы поставок деталей на конвейер. И тут начинается самое интересное.
Его таланты начальство мало волновали. Это, безусловно, злило молодого специалиста, который рассчитывал на повышение. Но жизнь порой бывает несправедлива: руководитель своего обещания не сдержал, оставив Уртембаева на прежней должности. Оклад на ней был до невозможного смешным. Так, Мурат затаил обиду и решился на отчаянный шаг.
Он встроил в программу «логическую бомбу». Это код, который должен был в нужный момент внести хаос в поставку деталей. План у специалиста был прост. После установки он ушёл в отпуск. По его подсчётам, она должна была активироваться ровно к моменту его возвращения. Он «чудесным образом» починил бы программу и стал героем, доказав начальству, что оно ошиблось, не дав ему, умному и грамотному специалисту, повышения.
Но техника подвела. Бомба сработала раньше. Конвейер остановился на три дня. Завод недосчитался 460 автомобилей. Ущерб составил 7176 рублей 79 копеек. Это было эквивалентно цене новой «Копейки».
Мурат Уртембаев испугался не на шутку. Всё вышло из-под контроля. Он сам пришёл в правоохранительные органы с повинной, готовясь получить срок за свою небольшую шалость. Но только вот сам не ожидал, что раскроет целый заговор.
Выяснилось, что он лишь неосознанно подражал коллегам. «Элита» программистов АвтоВАЗа давно наживалась на сбоях: искусственно ломали систему, потом сами её чинили и получали премии, квартиры, машины.
КГБ взялся за расследование, вскрыл огромные суммы ущерба, и дело стало громким. Уртембаев вошёл в историю как первый советский хакер. Не как злой гений, а как человек, случайно вытащивший наружу масштабную коррупционную схему.
Статьи за киберпреступления тогда не существовало. Его осудили за «умышленное повреждение имущества», дали условный срок и обязали компенсировать убытки.
Много лет Мурат отрабатывал вину слесарем на том же конвейере, отдавая часть зарплаты заводу. Позже его вернули в отдел программирования. Но история осталась как пример того, что система предпочла наказать талантливого айтишника, вместо того чтобы превратить его в первого советского охотника за кибермошенниками.
Дело Уртембаева стало первым киберинцидентом в истории СССР. Оно показало: даже на заводе, где главной ценностью считался конвейер, будущее уже решали программисты.
Прошло больше сорока лет, и АвтоВАЗ снова в центре внимания. Только теперь по другой причине.
В 2024 году объём экспорта автомобилей этого предприятия вырос в четыре раза. Основные рынки — страны СНГ, но дилерские сети уже есть в Юго-Восточной Азии и в Латинской Америке. Самыми популярными моделями у иностранцев стали Лада Гранта, УАЗ Патриот, Москвич-3. Автопром достиг технологического суверенитета: до 95% локализации. Более полумиллиона машин продано в прошлом году, что стало рекордным результатом.
Сегодня АвтоВАЗ гордо рапортует о рекордах: экспорт растёт, новые модели уверенно конкурируют за рубежом, завод демонстрирует технологическую независимость. Но парадокс в том, что именно эта же площадка когда-то стала ареной первой в СССР истории про хакера и «логическую бомбу».
История АвтоВАЗа хранит в себе множество скандалов, связанных с криминалом. О некоторых мы также уже писали в своих материалах, обязательно прочитайте и их! Поэтому эта новость радует. Сегодня завод снова в центре внимания. Только уже не из-за сбоев, а благодаря успехам на мировом рынке.
Мурат Уртембаев не был классическим преступником. Его ошибка и обида на систему обернулись целой кибер-эпопеей, которая показала: даже в стране заводов и конвейеров решающим становится код, написанный человеком.
Возможно, в этом и есть главный урок истории: система может наказать, а может извлечь пользу. Тогда она выбрала первое. А сейчас — выбрала второе, и потому завод стал символом не скандалов, а достижений.
Если вам была интересна эта статья, то подписывайтесь на канал!
Также приглашаем вас прочитать другие наши материалы: