После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников американского офицера, командира канонерской лодки "Виксбург", воспоминаний британского офицера - противолодочника, который делился своим мнением о войне и людях на войне. Настала очередь воспоминаний русского морского офицера.
Следует помнить, что дневниковые записи выражают собой субъективное
видение и понимание автором событий или явлений, участником или
свидетелем которых он являлся. При этом автор сам определяет значимость и
проводит отбор сведений, которые необходимо отразить, в соответствии со
степенью их значимости для себя, а также для читателей. Предлагаю
именно с таких позиций оценивать изложенный материал, к которому мы, по
возможности, добавим свои комментарии. Продолжаем...
26 мая
"...Сегодня мое подводное крещение - первый мой спуск под воду; я погружался на только что законченной лодке. Это всего только второй её опыт; первое испытание на ней производил вчера сам изобретатель. На лодке были сделаны подготовительные распоряжения, для чего пришлось отойти на более глубокое место; к этому же времени были закончены испытания водяных отсеков, и наполнены все хранители воздухом, сжатым до 150 атмосфер. Погружение должно было происходить на месте без хода".
Интересный факт, но возникает вопрос - "О какой подводной лодке идет речь"?Во всех материалах о начале службы М.М.Тьедера на подводных лодках отмечается, что он (с 1903 года) был старшим помощником (старшим офицером) на первой русской подводной лодке "Дельфин", когда ею командовал М.Н.Беклемишев. Однако сразу после того, как в сентябре 1902 года М.Н.Беклемишев назначается командиром "Дельфина" (еще до спуска ее на воду) его старшим помощником был лейтенант А.О.Гадд, а первым минным офицером - лейтенант Т.Л.фон дер Рааб Тиллен. Кстати, эти офицеры в 1904 году получили под свое командование новые подводные лодки: Александр Оттович Гадд - "Осетр", а фон дер Тиллен - "Форель".
Возможно, данные по М.М.Тьедеру не точные, если 26 мая он описывает свое первое погружение - то как он минимум полгода был старшим офицером у Бклемишева? Дело в том, что лодка "Дельфин" уже осенью 1903 года прошла испытания, а с весны 1904 года на ней начали подготовку команд - в апреле 1904 года открыты штаты до 21 команды подводных лодок (в каждой по 2 офицера и 10 нижних чинов). 16 июня 1904 года "Дельфин" затонул, 18 июня его подняли, отремонтировали и только 17 октября 1904 года подводная лодка вновь прошла испытания (после ремонта). Вообще складывается впечатление, что сдвиг дат примерно на месяц это "художественный прием" для "МТ".
"По команде изобретателя каждый из экипажа и обучающегося состава занял свое определенное место внутри лодки. Я устроился в самой боевой рубке, в которой обыкновенно сосредоточивается управление лодкой и помещается командир, которая оставалась теперь свободной, так как изобретатель на первых опытах решил находиться посредине (внутри) лодки, чтобы иметь возможность, пока команда еще не обвыклась, самому зорко следить за точным исполнением каждого переданного им приказания".
Возникает вопрос, на какой подводной лодке проходило это пробное погружение, и это точно не "Дельфин" - он (по дневнику) затонул уже неделю назад и его будут ремонтировать около пяти месяцев. Может быть это была подводная лодка "Касатка", но она в июне 1904 года только была спущена на воду, а испытания проходила только в сентябре-октября. И тогда бы главным конструктором, который упомянут в тексте мог бы быть разработчик субмарины - Иван Григорьевич Бубнов. Но по датам не сходится..., (.
"...В виду того, что перископ, посредством которого лодка только и получает возможность наблюдать за всем происходящим на поверхности воды, еще не был установлен на место, находящиеся внутри лодки люди могли судить о последовательном переходе лодки из её полного надводного состояния в полное подводное исключительно только по глубомеру, т.е. прибору, показывающему в каждый данный момент глубину погружения лодки. Я же находясь в командирской рубке, которая была снабжена четырьмя иллюминаторами для ориентировки без помощи перископа, получал возможность быть единственным свидетелем, как лодка, постепенно принимая водяной балласт в свои отсеки, будет погружаться, оставляя все меньшую часть своего корпуса над водой, пока совершенно не скроется с поверхности и не окажется на дне. Тут же около меня находились все сигнальные приборы, несколько контрольных манометров, показывающих глубину хода лодки под водой, рулевые приборы, телеграфы в машину и к рулям, электрический привод для вращения к перископу и прочее".
Здесь можно предположить, что имелась ввиду другая подводная лодка, а именно "Форель" (немецкой постройки) - она как раз имела довольно узнаваемую боевую рубку с четырьмя иллюминаторами. Но эта подводная лодка была построена фирмой Круппа по проекту испанского инженера Раймондо де Эквилея, и вряд ли испанец прибыл в Россию для обучения русских моряков. Как думаете?
И неужели немцы поставили подводную лодку без перископа?
"Командир последний раз обошел верхнюю палубу, чтобы убедиться, в точности ли исполнены все отданные им приказания; затем спустился по трапу в открытый еще люк и занял свое место. По его команде «главный входной люк задраить» - крышка большого входного люка быстро опустилась на свое место, закрыв последний наш выход наружу. Когда задрайки были крепко завернуты, стоявший на этой обязанности матрос громко доложил командиру, что «главный входной люк задраен», и этот ответ, казалось, на каждое лицо наложил заметный отпечаток какого-то острого ощущения, точно всех нас навсегда отрезали от живого мира, и на наш единственный выход в этот мир плотно надвинули тяжелую плиту."
Вот здесь уже можно выдвинуть предположение, что погружением руководил не "изобретатель", а "командир". И им вполне мог быть все тот же М.Н.Беклемишев. По имеющимся данным, 25 июня Михаил Николаевич проводил в Либаве испытания подводной лодки "Форель", которую затем (после высокой оценки русским офицером) потом около месяца (перед отправкой на Дальний Восток) использовали для подготовки экипажа. Все сходится!
"С этого момента какое-то особое обаяние приобретает каждое слово, каждое движение командира, за которым тотчас же следует самое точное и пунктуально исполнение – каждый отлично сознает, что теперь опытности одного человека вверена драгоценная жизнь всего экипажа лодки. Еще резче среди могильной тишины послышалась дальнейшая команда о наполнении балластных цистерн, и еще резче и еще неприятнее засвистел из водяных цистерн воздух, который быстро распространил в помещении лодки какую-то тяжелую, удушливую и сырую атмосферу - это вода наполняла отсеки и вытесняла оттуда воздух, постепенно увеличивая лодки и постепенно уменьшая её плавучесть. Вскоре какая-то тяжесть в ушах, а также приборы не замедлили показать, что давление в лодке от прибывающего воздуха становится повышенным; чтобы разредить его, командир дает приказание открыть вытяжной электрический вентилятор, который быстро уравнивает давление и тотчас же снова герметически закрывается".
Упоминание "опытности" командира еще раз свидетельствует в пользу Беклемишева, который в буквальном смысле слова на тот момент был самым опытным русским подводником. Кстати, нельзя не отметить, что на "Форели", судя по всему, также как и на "Дельфине" воздух из балластных цистерн при погружении стравливался в корпус, и его приходилось принудительно "выбрасывать за борт" (до полного погружения). Уже хорошо что при закрытом люке!
"По сосредоточенному лицу командира видно, как зорко следит он за движением стрелки глубомера и пузырьком кренометра, чтобы вовремя остановить доступ воды в балластные цистерны, и как только он замечает тенденцию стрелки к резким скачкам, быстро отдает приказание застопорить наполнение главных балластных отсеков, и затем начинает наполнение центральной цистерны, при помощи которой погружение становится более резким. Через стекла иллюминаторов командирской рубки стало видно, что вода уже прикрыла всю палубу, оставив над поверхностью воды только часть рубки. Вскоре вода подошла к самым стеклам, и волной уже начала захлестывать их, изредка закрывая и доступ сквозь них лучам солнца. Теперь в лодке остается уже самая небольшая остаточная плавучесть, с исчезновением которой лодка, как всякое тонущее судно, пойдет ко дну; с этой же плавучестью она совершает и свои переходы под водой - достаточно для этого только дать в машине «полный ход» и положить руль глубины на «потопление»".
Знатокам современной военно-морской терминологии не стоит здесь возмущаться незнакомым терминам - 120 лет назад много было иначе.
"Пузырек кренометра, стоявший все время до сих пор на нуле, вдруг быстро отошел от нуля вправо и стал на делении «4» - этим он давал знать, что на лодки появился крен на нос в 4 градуса. Едва только командир пожелал принять предупредительные меры для восстановления нарушенного равновесия, как пузырек кренометра быстро покатился дальше вправо, и вместе с тем мгновенно стемнело в иллюминаторах рубки, и все, что оказалось незакрепленным в лодке, посыпалось к носовой её переборке. Установившееся было решительными и хладнокровными приказаниями командира спокойное отправление командой её обязанностей сразу сменилось у многих, благодаря неожиданной обстановке, особой нервностью, которая резко вылилась на многих лицах, - что, впрочем, являлось вполне простительным, так как погружение это для большинства из присутствующих было ведь только первым испытанием. Хладнокровие самого изобретателя вскоре, однако, снова заставило забыть нас о всех возможных опасностях и слепо довериться его опытности. Вскоре действительно равновесие ему удалось восстановить, и кренометр также спокойно установился на нуле.
Здесь одновременно упоминается и "изобретатель", и "командир". Можно конечно, предположить, что в тот момент на борту был и Беклемишев в качестве командира, и Бубнов -как изобретатель. Кстати, они вдвоем ездили в Германию знакомиться именно с этой подводной лодкой, так что на кого-то из них и могло "прицепиться" это прозвище. Однако я только предполагаю.
"В иллюминаторах рубки, в которой я находился снова стало видно, что надстройка лодки уже почти вся ушла под воду, и на палубе небольшой волной уже переливалась вода; над поверхностью оставалась только командирская рубка. Началось дальнейшее погружение, но, несмотря на все старания командира предупредить появление нового большого крена, это ему не удавалось - равновесие каждый нарушалось, и то нос, то корма быстро теряли плавучесть и шли ко дну - обнаружился один конструктивный недостаток, который препятствовал правильному погружению лодки на месте, отчего и неизбежны были эти крены в диаметральной (продольной) плоскости. Вскоре, однако, нам все-таки удалось кое-как погрузиться на самое дно, о чем ясно говорила, кроме глубомера, еще полная темнота в оконцах рубки. Все быстро освоились с новой обстановкой, и общее, несколько тревожное, настроение быстро исчезло. По приказанию командира были осмотрены все трюмы и вообще вся лодка, чтобы убедиться, нет ли где просачивания воды или течи, так как на глубине, при большем давлении окружающей среды, это должно резче обнаруживаться, чем у поверхности воды. Вскоре этот осмотр был закончен, и командир решился снова подняться на поверхность; раздалась его команда «по местам стоять, приготовиться к подъему» - и все снова заняли свои места".
Кстати, М.Н.Беклемшев после испытания "Форели" в Либаве оценил ее как "хорошо управляемый подводный корабль", но с малой скоростью (4,5 узла) и малой дальностью плавания (18 миль). Проблем с креном и дифферентом - не было выявлено. В то же время, у подводной лодки "Касатка", которая стала головной в серии из шести единиц, уже в ходе испытаний были выявлены серьезные недостатки - лодка погружалась с большим дифферентом на корму, после чего пришлось установить кормовую рубку-поплавок и увеличить площадь горизонтальных рулей. Кстати, у Тьедера - дифферент на нос.
"Командир дает приказание «продуть балластные цистерны», слышится шипение, - это сжатый воздух поступил из воздухохранителей в водяной отсек, и лодка как пробка вылетает на поверхность. В иллюминаторах рубки становится сразу светло, и видно, как весь корпус уже вынырнул из воды; хотя долго слышится еще резкий свист, - это сжатый воздух продолжает очищать своим давлением все отсеки от того водяного балласта, который заставил лодку уйти на глубину. Последовательно с нескольких мест доносится командой, что цистерны продуты, следовательно лодка уже находится в полном надводном состоянии. Остается, перед тем как открыть входной люк, только медленно сравнять давление скопившегося в лодке воздуха с наружным нормальным давлением. Неприятное ощущение в ушах, какая-то тяжесть и показание специального манометра указывают на то, что в лодке довольно повышенное давление, для уравновешивания которого и пускается вытяжной электрический вентилятор, чтобы сделать переход его к нормальному - постепенным".
Для внимательных читателей - у М.Тьедара так и написано - "воздухохранители", а учитывая, что это русский человек и автоперевода здесь быть не могло, видимо так 120 лет назад называли баллоны с ВВД. И "водяной отсек" - это балластные цистерны.
"Как только был пущен в ход вентилятор, мы были свидетелями интересного явления - ясный воздух в лодки вдруг мгновенно сменился густым туманом; это при разряде воздуха отделились находившееся в нем водяные пары, и этот туман довольно долго еще расстилался в помещении лодки. Вскоре защелкала лебедка - это открывался по приказанию командира главный входной люк, и все, довольные благополучным подъемом на поверхность, повысыпали на верхнюю палубу. Таким образом, после почти трех часов пребывания под водой, мы закончили свои первые опыты. По окончании некоторых переделок лодки такие погружения ее должны будут происходить у нас теперь почти ежедневно...".
Вот таким стало первое погружения для Михаила Михайловича Тьедера. И если некоторые даты не сходятся, а некоторые факты не раскрыты - думаю это нужно списать на используемый художественны прием. Помните, прошлый раз мы говорили - конкретных фамилий в тексте не будет. Автор так решил, но это не мешает нам и самим разобраться.
Не претендую на полную истину - просто поделился своим мнением на отдельные детали воспоминаний. Буду рад выслушать ваше предположения и замечания.
Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).