Анализ перспектив нового проекта от Московского метрополитена. Да-да. Те, кто возит москвичей под землей - решил начать возить их "над землей". Что это такое и почему оптимизм тут идет вместе с долей скептицизма - в моей маленькой заметке.
Знакомство с проектом
Разработка электромобиля «Молния» силами ГУП «Московский метрополитен» стала неожиданным. Не могу сказать, что проект уже получил массовое признание в профессиональной среде, но создатели уже начинают заявлять о себе. Например автомобиль был подан на премию «Лучший промышленный дизайн России». И это говорит о серьёзном подходе к маркетингу (если говорить о "гласности") ну и о разработке внешнего облика автомобиля (Номинации всё же имеют какой-никакой отсев и порог входа).
Конкуренты в данной номинации следующие (укажу самые интересные на мой взгляд) Позалипать самостоятельно можно тут:
Возвращаясь к "Молнии", заявленный уровень локализации в 70% вызывает уважение, хотя требует детального подтверждения. В современных условиях именно глубина локализации определяет реальную независимость от импортных комплектующих и долгосрочную жизнеспособность проекта. При этом есть желание тягаться с Tesla и Zeekr.
И мы не раз уже слышали об амбициозных проектах, которые, к сожалению или радости, так и не доходили до конечного потребителя.
Включать в себе "негативщика" в данном случае - совсем не хочется. Если есть подобные начинания - нужно посмотреть во что это выльется в итоге. Тем более, на подходе (по заверениям других производителей) электромобиль "Атом". Я, в свою очередь, не являясь фанатом "электричек" прекрасно понимаю, что два производителя - это уже конкуренция. А конкуренция - это двигатель прогресса. Поэтому - чем больше - тем лучше. Хоть и не совсем в ту степь))).
Но все заявления на тему "прорывных технологий" за малые (а может и не малые) деньги локализованные у нас - видя при этом прототип, у меня вызывают приятные мысли, но с долей недоверия.
Технические характеристики: реалии и вопросы
Основной вопрос к проекту связан с заявленным запасом хода в 100 км. Такой показатель выглядит даже не скромно, а ужасно на фоне современных рыночных требований. Для сравнения:
- Базовые версии китайских электромобилей в том же классе предлагают 250-300 км хода
- Европейские и американские конкуренты стартуют от 350 км
Зимняя эксплуатация в российских условиях традиционно снижает реальный запас хода на 30-40%, что может сократить практический пробег до 60-70 км. Для жителей крупных городов это может быть приемлемо для ежедневных поездок, но серьезно ограничивает возможности использования автомобиля.
Дизайн и эргономика
Визуально «Молния» демонстрирует современный подход к дизайну с чистыми линиями и минималистичным стилем. Очевидно влияние международных трендов, что не является недостатком — напротив, это показывает понимание разработчиками современных эстетических требований.
Важным преимуществом может стать адаптация к российским условиям эксплуатации. Если заявленные доработки действительно учитывают особенности наших дорог и климата, это станет серьезным конкурентным преимуществом. Хотя подобный дизайн седана класса D в российской зиме мне пока не представляется.... Да и решения со скрытыми дверными ручками уже уходит в небытие по ряду моментов связанных с безопасностью.
Рыночные перспективы
Заявление о том, что 85% продаж придутся на частных покупателей, вызывает вопросы. Современный рынок электромобилей в России только формируется, и потребительские предпочтения еще не устоялись. Более реалистичным выглядит ориентация на:
- Корпоративных клиентов (каршеринг, таксопарки)
- Государственные структуры
- Пилотные проекты в крупных городах
Ценовая политика будет ключевым фактором успеха. При стоимости, сопоставимой с импортными аналогами, проект может столкнуться с серьезными сложностями в привлечении частных покупателей. Также, не стоит забывать, что каршерингу и таксопаркам будет неинтересен автомобиль, который спустя 100 км будет требовать зарядки (которая в отличии от "полного бака топлива" занимает не 5 минут, а намного дольше.
Инфраструктурные вызовы
Успех любого электромобиля зависит от развития зарядной инфраструктуры. Здесь «Молния» могла бы получить преимущество за счет поддержки Москвы и других крупных городов. Однако без быстрого развертывания сети зарядных станций даже скромный запас хода в 100 км точно будет недостаточным.
Обоснованная критика и возможности
Основные вопросы к проекту:
- Недостаточный запас хода для массового рынка
- Отсутствие детальных технических характеристик
- Неясные сроки серийного производства
- Вопросы по реальному уровню локализации
Однако проект заслуживает внимания как:
- Практическая попытка создания отечественного электромобиля
- Потенциальная основа для развития технологий
- Возможность накопления компетенций в области EV
Вывод: осторожный оптимизм
«Молния» представляет собой важный, хотя и скромный шаг в развитии российского электромобилестроения. Успех проекта будет зависеть от:
- Увеличения практического запаса хода
- Конкурентной цены
- Поддержки инфраструктуры
- Четких сроков выхода на рынок
Потребителям стоит отнестись к проекту с вниманием, но без излишнего энтузиазма — до серийного производства и детальных испытаний делать окончательные выводы преждевременно.
При этом, хочу выразить уважение коллективу инженеров и дизайнеров: Певчеву П. А., Саакяну С. Г., Краснову И. В., Пешкову Е. В., Зембатову П. К., Хайретдиновой А. Р.
Подобные проекты необходимы! Продолжайте развиваться и развивать!
Но лучше в "бензиновом направлении".
Что вы думаете о перспективах российского электромобилестроения? Жду ваши мнения в комментариях.