О чём мы думаем, когда выбираем школу для ребёнка?
Во-первых, о безопасности. Школа, где будет малыш учиться, должна иметь отличную репутацию. Мы хотим, чтобы через девять или одиннадцать лет, когда закончится обучение ребёнка наукам, он вышел бы из неё зрелым, уверенным в себе и здоровым физически и морально человеком.
Понятие безопасности ёмкое. И если речь идёт о безопасности личности, то есть о состоянии защищённости её жизненно важных интересов, то к выбору школы стоит относиться предельно внимательно.
Всегда ли оправдываются наши надежды?
Если Вы впервые на моём канале, то давайте знакомиться. Меня зовут Ольга, мне 59 лет, я пишу обо всём, что мне интересно: о математике, об образовании, о людях, о животных, о своём творчестве, о шахматах, о ЗОЖ, о путешествиях, о жизни на пенсии, о спорте, о фильмах и телепередачах.
В каждом, наверное, городе есть школы, которые мы условно называем элитными. Почему они так называются? Может быть потому, что учиться в них может не каждый ребёнок, и нужно пройти испытания, чтобы туда попасть? Или потому, что они предполагают частичную или полную оплату обучения, которую не каждая семья может себе позволить? А может быть, годами такие школы выпускают учеников с высокими баллами, полученными на экзаменах, и в этом заслуга преподавательского состава?
Думаю, всё перечисленное имеет место быть.
Понятно, что вера в то, что ребёнок получит фундаментальные знания в такой элитной школе, и при этом ему будет там комфортно и безопасно, заставляет родителей стремиться именно туда.
Но стоит ли это делать?
Передо мной сидит хрупкая трудолюбивая девочка из элитной школы моего города и комкает одну за другой салфетки, насквозь пропитанные её слезами.
Она принесла школьную тетрадь, в которой аккуратным, красивым, немного торопливым почерком выписаны решения самостоятельных работ. Я листаю страницы и начинаю хмуриться. А она плачет и спрашивает меня: "Ну почему она (учительница) даёт так мало времени? Я же знаю тему, умею решать. Но я тороплюсь и допускаю такие глупые ошибки. Почему она это делает?"
Действительно, почему?
20 минут до конца урока. Решение в тетради занимает 5 страниц. Пункты и столбики из подпунктов. Физически трудно за 20 минут исписать полностью 5 страниц.
Но думать ведь тоже нужно!
Это математика. Зачем требовать от детей высокой скорости письма? Чего добивается учитель, дающий такую объёмную работу? Неужели появилась какая-то новая методика обучения?
Помнится, меня учили: "Засеки время. Сядь и напиши то, что хочешь увидеть в детских тетрадях. А потом умножь его на 3, если класс сильный, а то и на 4". Получается, что учитель смог за 7 минут исписать 2,5 листа?
Проверьте сами.
Я не могла не просигналить маме этой девочки.
И что же услышала в ответ?
- У детей есть, с кем сравнивать. Им нравилось заниматься математикой в прошлом году с другим учителем. Времени на выполнение проверочных работ давалось необходимое количество. Повысилась успеваемость. А этот учитель не идёт навстречу.
- А что вы с родителями делаете, чтобы оградить детей от стресса? Не допустимо, чтобы они плакали из-за школьных занятий.
- Мы ничего не можем сделать. Может, привыкнут и начнут быстрее писать?Такая ситуация ведь только по одному предмету.
- Но этот предмет по расписанию каждый день, - возразила я. - Что чувствует Ваша дочь, когда идёт в школу и знает, что снова будет на время решать математику?
Я напомнила маме, что весной 2025 года мальчик из этой же школы решил покончить с собой и выпрыгнул с десятого этажа, оставив родителям предсмертную записку, в которой просил прощение за неоправданные ожидания. Он выжил, но стал калекой.
Безопасно ли он чувствовал себя, обучаясь в элитной школе? Нет. Иначе не сделал бы шаг, разделивший его жизнь пополам - на до и после. Почему я так уверенно пишу об этом? Мне рассказал о нём и его словах приятель, который тоже занимается у меня. А вот он как раз спокойный, уравновешенный, учится в обычной школе на 4 и 5, где никто не торопит и даёт подумать, где вполне себе можно учиться с удовольствием и радостно. Его школа новая, но, не смотря на это, в ней отличный преподавательский состав, и детям учиться нравится. Смотрите, какая она красивая.
Опыт моей семьи
Вторая причина после безопасности для обучения наукам в элитной школе - это желание дать качественное образование, чтобы ребёнок впоследствии смог осуществить мечты и выбрать свою дорогу.
Мне тоже хотелось, чтобы моя дочь его имела. Я рассуждала так. Если ей будет трудно учиться, я смогу помочь по любому предмету, кроме иностранного языка. Поэтому она поступила (а тогда нужно было сдавать экзамены и общаться с психологом при поступлении) в школу с углублённым изучением иностранных языков. Позже появилась вывеска "Школа с углублённым изучением всех предметов" (в настоящее время с углублённым изучением отдельных предметов).
Оправдались ли мои ожидания? Частично. На английском языке она разговаривает свободно. Полученных знаний по другим предметам хватило, чтобы поступить на бюджет в ИНЖЭКОН (сейчас Санкт-Петербургский государственный экономический университет), на Математические методы в экономике, и стать экономистом-математиком. Но что стояло за таким результатом? Периодические стрессы, мои походы в школу и в управление образованием за поиском справедливости. О некоторых событиях из нашей школьной жизни я написала в заметке, ссылку на которую прикрепляю ниже 👇.
Учительница по математике, не справедливо выставившая дочери отметку 4 и вынужденная ответить на вопрос об этом дочери, при всём классе унизила её, довела до слёз (это был одиннадцатый класс) и сказала, что все годы ставила ей "отлично" зря.
А у дочери на пробнике был лучший результат по параллели, и на основном экзамене она была вторая.
Я пишу эту статью, вспоминаю наши с ней психологические школьные травмы при обучении в элитной школе и не перестаю думаю об ученице, горько рыдающей из-за того, что взрослый человек даже не пытается поставить себя на место ребёнка, начинающего познавать этот мир.
А зачем?
На кону стимулирующие надбавки, олимпиады и победы на них её учеников. Возможно, я не права, и ею движет что-то другое. Но мне совершенно не понятно, зачем нужно торопиться, изучая сложнейший предмет - математику.
ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?
После строк. Я посоветовала маме обратиться к руководству школы, а если и оно не сможет достучаться до учителя, перевести дочь в школу своего района.
Аргументы:
- создание комфортной безопасной обстановки для девочки,
- сбережение времени при перемещении (на дорогу до школы туда и обратно тратится, примерно, 1,5 часа при отсутствии пробок),
- какое всё же обучение в школе, если девочка занимается с репетиторами.
А ЧТО БЫ ВЫ ПОСОВЕТОВАЛИ МАМЕ ДЕВОЧКИ?
Если Вам нравится читать мои статью, ставьте, пожалуйста, лайки. И донаты, конечно приветствуются по ссылке.
Иллюстрации взяты на Яндекс, Картинки