Снова вместе, уважаемые читатели!
Наверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда расстроенный ребёнок приносил из школы отметку, которая его не удовлетворила. Он был растерян потому, что не понимал, за что она снижена. А Вы, к сожалению, не могли ответь на его вопросы.
В этой статье речь пойдёт о том, какую линию поведения стоит выбирать родителям, когда возникает вопрос, правильно ли учитель оценил работу школьника.
Я покажу на примерах, как надо поступить в той или иной ситуации, и расскажу, где можно найти критерии выставления отметок за различные виды деятельности на уроках и при подготовке домашнего задания.
Шаг первый
Отправляя ребёнка в школу, попытайтесь сделать вместе с ним 2 вещи:
1) изучите тщательно критерии и нормы оценивания предметных результатов обучающихся;
2) научите сына или дочь самим вежливо разговаривать с педагогом и не бояться задавать вопросы.
Где можно найти критерии и нормы оценивания предметных результатов обучающихся?
В локальных актах школы. Давайте рассмотрим для примера официальный сайт МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 40" г. Череповец (карточка 1).
Найдём в меню "Сведения об образовательной организации". Выберем раздел "Документы". Отыщем в нём "Положение о критериях и нормах оценивания предметных результатов обучающихся в МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 40" г. Череповец (карточка 2, далее по тексту Положение).
Откроем документ и попробуем отыскать ответы на вопросы для предметов математика, физика, информатика (карточка 3).
Проделайте это для Вашей школы. Изучите Положение вместе с ребёнком, чтобы знать, за кукую работу на уроке и дома можно получить отличную или иную отметку. Ребёнок со временем научится различать, объективно или нет оценили его навыки и умения.
Сможет ли ребёнок сам научиться задавать вопросы и при этом не бояться учителя?
Конечно, но это произойдёт со временем. Однако приучать спрашивать у учителя о том, что не понятно, нужно начинать с младших классов. В противном случае ученик не будет понимать, над чем надо поработать ещё, и где у него есть "провалы" в обучении.
Шаг второй
Вам показалось, что выставленная отметка не удовлетворяет критериям. И здесь есть 2 пути поведения. Путь первый - включить маму-борца и сходить на переговоры к классному руководителю за разрешением ситуации. Почему сначала к нему? Учителя-предметники (с 5 по 11 класс) не любят, когда родители являются в школу, так как визиты отнимают их время, которое отводится или на разработку занятий, или на отдых. Классный руководитель знает рычаги соприкосновения с педагогами, ведущими занятия в его классе, и может деликатно разрешить проблему. Путь второй - убедив себя в чрезмерных нагрузках на работе и усталости, притвориться, что ничего не происходит, и просто плыть по течению, надеясь что всё когда-нибудь разрешится. Не разрешится. Более того, может наступить ситуация, когда успеваемость ребёнка снизится. И при этом сам ребёнок и его учитель поймут, что успеваемость родителю безразлична. Последствия могут быть катастрофическими.
Шаг третий
Если классный руководитель не смог договориться с учителем-предметником, то сходить на консультацию к нему нужно самому. При этом не стоит ни в коем случае принимать унизительную позу просящего и ни в коем случае не проявлять агрессию. Вы должны разговаривать на равных, приводить свои аргументы и выслушивать мнение учителя.
Приведу пример из своего опыта. Моя дочь параллельно с общеобразовательной школой обучалась в музыкальной школе по классу игры на гитаре. Поэтому мне стало интересно, почему однажды по музыке у неё за четверть могла бы появиться отметка 4. Я задала этот вопрос учителю музыки. Её реакция меня удивила. "Почему все родители считают, что если ребёнок учится в музыкальной школе, то у него по музыке должна быть 5?" - Вопросом на вопрос ответила она. Это уже был диалог, и я попробовала порассуждать вслух. "Наверное потому, что дети, получающие дополнительное образование по музыке, изучают еще и предметы, не обозначенные в школьной программе, то есть они углубляют свои знания. Почему же тогда отметка не 5?" "Знаете, у Вашей дочери ТАКОЕ лицо на уроке..." "То есть Вы хотите сказать, что Вам не нравится выражение лица моего ребёнка, и поэтому Вы ставите ей "хорошо"? А могу я увидеть, за что в журнале выставлены её отметки? Что это было: тесты, рефераты, диктанты, хоровое пение, что-то ещё?" Учительница не смогла ответить на вопросы, а лишь сказала, что всё будет в порядке, что у меня нет причин больше волноваться. Дочь получила "отлично".
Шаг четвёртый
Если Вы или Ваш ребёнок остались не удовлетворёнными после общения с учителем по поводу выставленной отметки, можете обратиться к завучу по учебной работе, заявив, что не согласны с вердиктом педагога, и попросить назначить комиссию по предмету, в которую должны войти и другие преподаватели. То есть Вы имеете право подать апелляцию. Вы должны будете привести аргументы в пользу ребёнка, чтобы убедить повысить отметку. Как правило, всё разрешается быстрее, чем собирается комиссия.
Снова рассмотрим ситуацию на примере моей семьи. Дочь обратилась к учителю по математике, так как не согласилась с отметкой "хорошо". Она претендовала на отметку "отлично" и не поняла замечания, написанного красной ручкой. Учительница же при всём классе унизила её, сказав, что все эти годы зря ставила по предмету "отлично". Такой несправедливостью она довела девочку до слёз. Я посмотрела работу, выполненную верно и в полном объёме, замечания не соответствовали условию задания от слова "вообще", позвонила классному руководителю и сказала, что настаиваю на создании конфликтной комиссии. Классный руководитель попросила подождать и отправила меня к завучу, которая тоже преподавала математику. Дочери задали дополнительные вопросы по работе, на которые она ответила. С тетрадью завуч сходила к учительнице, отметку исправили на "отлично". Написав с лучшим результатом по школе пробник и со вторым результатом основной экзамен, дочь доказала, что получала отличные отметки по математике не зря. А я, как мама-борец, поддержала её в трудной ситуации.
Другой пример. Однажды, когда я руководила своим частным учебным центром, один из моих учеников вызвался в своей школе к доске решать задачу, желая блеснуть и получить замечательную отметку. Но педагог осадила его порыв и попросила решить задание другим способом. Конечно, он справился. "Удовлетворительно", - сказала учительница. Это сбило юношу с толку. Он на следующем уроке решил задачу способом, изученным на моих занятиях, потом на перемене показал решение преподавателю. "Да, действительно, так проще", - сказала она, но отметку не исправила. Ученик расстроился, так как показал умения решать разными способами, но заслуженную отметку не получил. Когда он спросил у меня, почему к нему не были справедливы, я задала встречный вопрос: "А почему ты ничего не возразил?" Он думал об этом всю ночь, подошёл к учительнице, попросил пересмотреть отметку. Она согласилась, сказав, что у неё после вчерашнего остался какой-то осадок. И поставила 5 с минусом. А минус за что?
Шаг пятый
Когда учитель не идёт навстречу, и администрация не принимает мер для исчерпывания конфликта, можно обратиться в управление образованием Вашего населённого пункта. Там сидят квалифицированные методические работники, разбирающиеся в деталях учебного процесса. Они могут помочь разрешить сомнения и ответят на все вопросы.
Любую сложную ситуацию, касающуюся выставления отметок по предметам, нужно рассматривать со всех сторон, опираясь на локальные акты конкретной школы. И если Вы видите, что пункты актов не выполняются, для разрешения конфликтов можно применить пять шагов описанной мною схемы:
А Вы помогаете своему ребёнку разобраться в том, за что ему снизили отметку?
Вы находитесь на дружелюбном канале.
Уважайте себя. С уважением, автор.
#школьное образование #школа #конфликт с родителями #школьные отметки #родители и школа