Последние годы в России идет титанический сдвиг властных парадигм. Сдвиг гигантский, но ползучий, а потому малозаметный для невовлеченного избирателя.
Смена парадигм - долгий процесс, но каждый рано или поздно ощутит на себе его влияние. А потому в нем стоит разобраться. Тем более, есть мнение, что процесс еще не завершен.
Губернаторы в 2019 г.
Сложно сказать, когда эта тенденция началась, но она точно ускорилась в последние 5 лет. Поэтому отсчитав пятилетку вспять и сделав еще один шаг назад, можно, не сильно стесняясь, начать отсчет с 2019 года.
В этом году в Российской газете появилась вот такая новость.
Новость, на первый взгляд, проходная. Начальник пожурил. Однако, если вспомнить масштаб бедствий и их последствия, можно с уверенностью сказать - ответственность-то высочайшая.
В результате новоднений в Иркутске в 2019 г. (согласно Википедии) было подтоплено более 160 населенных пунктов (почти 50 тыс. человек населения), около 5,4 тыс. домов снесено полностью, столько же еще подтоплено, почти 30 человек погибло, ущерб оценивался в 35 млрд руб. (для сравнения бюджет г. Иркутск в 2019 г. = 21 млрд руб.)
Глядя на эти цифры невольно задаешься вопросом: кто, как не региональная власть, должна противодействовать региональным ЧП, предпринимать меры по их предотвращению или хотя бы минимизации рисков?
Неудивительно, что позже, в 2022 г. президент снова напомнил губернаторам об их ответственности в борьбе с ЧП:
Региональные власти в 2020 г.
Пандемия 20-го года - ЧП планетарного масштаба.
И снова президент делегировал многие решения, полномочия и ответственность на места.
"Напомню, как главы регионов вы наделены особыми полномочиями и ответственностью по обеспечению эпидемиологической безопасности, по защите жизни и здоровья людей." - заявил В. Путин в своем выступлении.
И, действительно, губернаторы получили широкий пул прав для противодействия пандемии коронавируса вплоть до:
- остановки работы предприятий и организаций;
- ограничений передвижения транспорта, в том числе личного.
- решения, вводить ли карантин и запрещать ли людям выходить на улицы.
Естественно, в то время появилась орда комментаторов разной степени экспертности и ангажированности, заявлявших, что "Кремль тем самым перекладывает с себя ответственность".
Однако, как мы показали первой новостью, федеральная власть еще до пандемии требовала проактивных действий от глав регионов в периоды ЧП.
И это абсолютно верная и логичная политика:
децентрализованное принятие решений гибче и быстрее.
А в чрезвычайных ситуациях быстрота реакции и нестандартизированный подход (решение в зависимости от ситуации в конкретном месте) - единственно возможный залог успеха.
И дальнейшая логика развития властных парадигм лишь подтвердила: "экспертные" оценки 20-го года оказались самыми банальными тезисами уровня кухонной болтовни.
Да и вообще, возникает логичный вопрос: почему вообще Кремль должен нести ответственность за ЧП в конкретном регионе?
Нет, конечно, на федеральной власти должна быть какая-то доля ответственности, но почему на губернаторе не должна лежать бОльшая ответственность? Иначе зачем он нужен? Разве не он руководит регионом?
Кстати, по ощущениям, многие губернаторы ввели в своих регионах режим самоизоляции еще до озвученного президентом расширения их полномочий. Сработал механизм "делай, как я", когда мэр Москвы первым ввел самоизоляцию (тогда еще возникали голоса: а имеет ли мэр право на такое?).
Изменение сроков полномочий в 2021 г.
И снова Российская газета:
Должно быть самая недооцененная новость.
Напомним, что годом ранее прошло голосование россиян по новой редакции Конституции, в результате в пункте 3 статьи 81 произошло коренное изменение. Отныне этот пункт звучит так:
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.
Всё. Следующие президенты смогут избираться ВСЕГО на два срока. И не важно подряд или нет.
Привычная за последние двадцать лет парадигма ушла: не важно насколько президент умелый, он может избираться только два раза.
Стабильность федеральной власти, так любимая старшим поколением россиян, сменяется динамикой и гибкостью.
Но ВЗАМЕН стабильность "спускается" на уровень регионов, ближе к народу, туда, где она и должна быть, туда, где и должна происходить настоящая демократия.
Отныне губернаторов можно избирать на сколько угодно сроков. А губернатор - это именно то властное лицо, которое ответственно за реальное положение дел в регионе.
Если губернатор справляется со своими обязанностями, то граждане могут проголосовать за "стабильность своей жизни".
Впоследствии многие решения "Центра" 2022-2024 гг. по полномочиям губернаторов оценивались экспертами как принятые на основе успешной практики в пандемию.
Однако 2021 год показал - решение о децентрализации было принято задолго до этого.
Потенциально бессрочная власть губернаторов - это стратегическое решение, противовес сокращению президентских сроков.
А голосование по Конституции (и срокам президентской власти), напомним, проходило летом 2020 г., в разгар пандемии. Когда еще не была до конца понятна эффективность делегирования полномочий.
Другими словами, пандемия лишь [возможно] ускорила какие-то процессы. Но стратегическое решение по частичной децентрализации власти и усилению регионов было принято задолго до этого.
Косвенным признаком этого служит "школа губернаторов" - программа развития кадрового управленческого резерва Высшей школы госуправления (ВШГУ) РАНХиГС.
Первый поток программы стартовал в далеком 2017 г. Как пишут Ведомости:
Свое неформальное название «школа губернаторов» курсы получили из-за того, что более 50 выпускников возглавили российские регионы
Для понимания: в 2017 г. федеральный центр запустил программу подготовки госуправленцев, в том числе с прицелом на усиление региональной власти.
Не хило, да?
Трансформацию властной парадигмы 2022-2025 гг. разберем во второй части статьи.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение. Будет много интересного.
О канале - клик.
Поддержать Простых Русских Людей через 🍩 Дзена - клик.
Читайте также:
- - - - - - - - -
⬇️Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи, ставьте лайк 👍 и пишите с чем (не)согласны💬.