Найти в Дзене

Велопутешествие «Окуловка – Новгород». День 2. Малая Вишера – Новгород. Аракчеевские казармы.

Во второй день нашего путешествия нам предстояло преодолеть около 100 километров пути до Новгорода, где мы должны успеть на шестичасовую ласточку до Петербурга. Вроде задача не сложная, при выезде в 10 часов утра на всю дорогу целых 8 часов. Но в запланированном маршруте нас ожидал 20-километровый грейдер неизвестного состояния и такой же по длине, но уже более знакомый, грунтовый участок, поэтому поездка могла растянуться. GPX трек маршрута: День 2.«Малая Вишера-Новгород» Погода нам благоволила и даже прошедшая ночь была очень тёплой. Соответственно утро также радовало своим теплом, было +19градусов. С погодой в этой поездке нам повезло. Делаем небольшой круг по центру города и осматриваем немногие достопримечательности. Пару слов надо сказать об истории города, которая полностью связана со строительством железной дороги. Малая Вишера возникла в 1843 году, когда здесь началось строительство железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Соответственно первыми жителями будущего г

Во второй день нашего путешествия нам предстояло преодолеть около 100 километров пути до Новгорода, где мы должны успеть на шестичасовую ласточку до Петербурга. Вроде задача не сложная, при выезде в 10 часов утра на всю дорогу целых 8 часов. Но в запланированном маршруте нас ожидал 20-километровый грейдер неизвестного состояния и такой же по длине, но уже более знакомый, грунтовый участок, поэтому поездка могла растянуться.

День 2. Схема второго дня велопоездки из Малой Вишеры в Новгород
День 2. Схема второго дня велопоездки из Малой Вишеры в Новгород

GPX трек маршрута: День 2.«Малая Вишера-Новгород»

Погода нам благоволила и даже прошедшая ночь была очень тёплой. Соответственно утро также радовало своим теплом, было +19градусов. С погодой в этой поездке нам повезло.

Делаем небольшой круг по центру города и осматриваем немногие достопримечательности.

Благоустроенный участок улицы Революции со стендами об истории города.
Благоустроенный участок улицы Революции со стендами об истории города.

Пару слов надо сказать об истории города, которая полностью связана со строительством железной дороги. Малая Вишера возникла в 1843 году, когда здесь началось строительство железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Соответственно первыми жителями будущего города были те самые строители железной дороги, а первыми зданиями и сооружениями – вокзал, депо, паровозный сарай и иные сооружения для обслуживания железной дороги и проживания служащих и рабочих.

Интересно, что даже на гербе города изображена условная линия железнодорожной магистрали

Герб города Малая Вишера
Герб города Малая Вишера

Описание герба:

«В зеленом поле составная черная и серебряная перевязь, облачно окаймленная серебром и сопровождаемая узкими золотыми зубчато изломанными перевязями.»

Изображение щита с зеленым фоном олицетворяет лесные богатства района, чередующаяся черно-серебряная полоса символизирует железную дорогу, серебряная перевязь, облачно окаймляющая железную дорогу, повествует о ремонте паровозов в населенном пункте, 2 узких золотых полосы из 4-5 зубцов, расположенных симметрично по обе стороны от железной дороги, дают понимание значения города как лесопромышленного центра.

Здание бывшего дома купца Михаила Круженкова. Сейчас здесь расположен краеведческий музей.
Здание бывшего дома купца Михаила Круженкова. Сейчас здесь расположен краеведческий музей.

Это двухэтажное здание на ул. Революции (ранее – Николаевской), построенное в конце 1870-х годов, является одним из первых частных каменных домов. На втором этаже дома проживал купец Михаил Иванович Круженков, а на первом этаже располагались торговые помещения с бакалейной лавкой и аптекой.

На углу Московской ул. и ул. Володарского расположено самое красивое здание города – дом купцов Курженковых.
На углу Московской ул. и ул. Володарского расположено самое красивое здание города – дом купцов Курженковых.

Здание построено купцами Круженковыми в начале 1910-х годов в стиле эклектики с использованием стиля модерн и элементов неоклассики.

Двоюродные братья купца Круженкова, упомянутого ранее, Михаил и Павел Круженковы были основателями стекольного завода в Малой Вишере в 19 веке.

Фотография с местным снежным человеком или как его ещё называют Йети или Авдошка. Скульптура была установлена в 2019 году и является главной сэлфи-точкой для туристов.
Фотография с местным снежным человеком или как его ещё называют Йети или Авдошка. Скульптура была установлена в 2019 году и является главной сэлфи-точкой для туристов.

Осмотрев центр города и сфоткавшись со снежным человеком, выезжаем на шоссе.

Шоссе на выезде из Малой Вишеры
Шоссе на выезде из Малой Вишеры

Через 6 километров сворачиваем на грейдер, по которому нам предстояло проехать около 20 километров.

Поворот на грейдер, где в 10 километрах находится полигон ТБО, казалось бы дорога должна быть нормальной, но не тут-то было...
Поворот на грейдер, где в 10 километрах находится полигон ТБО, казалось бы дорога должна быть нормальной, но не тут-то было...

Начало грейдера нам сразу не понравилось, здесь было много ям, заполненных водой после ночного дождя.

Начало грейдера, пока что можно ехать.
Начало грейдера, пока что можно ехать.

Проехав немного вглубь, поняли, что дорогу изрядно испортили лесовозами и она представляла собой месиво из грязи и воды, которые даже не возможно было объезжать.

Передвижение по такой дороге могло занять все 4 часа и, в итоге, с большой вероятностью мы опоздали бы на электричку. Поэтому приняли решение вернуться на шоссе и проехать по параллельной дороге с асфальтовым покрытием через деревни Александровское и Посад.

-13

Схема маршрута второго дня. Красной линией обозначен основной запланированный маршрут с грейдером и грунтовкой, а синей – фактический объезд по шоссе.

Через 8 километров свернули на второстепенную дорогу, расположенную параллельно тому самому грязному грейдеру. Эта дорога оказалась почти полностью пустой без большого трафика с ровным покрытием, что-то вроде известного "шоссейного рая" в Ленинградской области.

Та самая второстепенная дорога через деревни Александровское и Посад. Здесь расстояние до Новгорода на дорожном знаке резко уменьшилось до 67 километров.
Та самая второстепенная дорога через деревни Александровское и Посад. Здесь расстояние до Новгорода на дорожном знаке резко уменьшилось до 67 километров.
Так едем по тихому, но скучному шоссе около 26 километров до развязки с магистралью М-11
Так едем по тихому, но скучному шоссе около 26 километров до развязки с магистралью М-11

Также, свернув с намеченного маршрута, мы проехали мимо грунтового участка, который был сразу после грейдера.

Добрались до М-11
Добрались до М-11

После едем ещё 17 километров до посёлка Новоселицы по такой же асфальтовой дороге, но с большим количеством деревень.

Вековой сосновый лес недалеко от деревень Плашкино и Пятница
Вековой сосновый лес недалеко от деревень Плашкино и Пятница
Интересный дом в Плашкино
Интересный дом в Плашкино

Проехав большую часть пути, в общей сложности около 60 километров, добрались до посёлка Новоселиц, где остановились на обед у магазина.

В посёлке у нас запланирован осмотр комплекса зданий на территории бывших Аракчеевский казарм, но в начале сворачиваем к военному мемориалу, расположенному у берега широкой реки Мсты

По левую сторону от мемориала расположена беседка сложенная из натурального камня, которая вначале удивила капитальностью своего строения.

Как я узнал позже этот мемориала ранее посещал президент России Путин В.В и премьер-министр России Черномырдин В.С, а также президент Украины Кучма, у которого здесь похоронен отец. Вот теперь понятно откуда здесь такая капитальная беседка.

Чуть в стороне от основного мемориала, находится кладбище новгородского аракчеевского кадетского корпуса.

Далее следуем на территорию бывших аракчеевских казарм, основная часть зданий которых сейчас пустует

Одно из пустующих зданий аракчеевских казарм
Одно из пустующих зданий аракчеевских казарм

Рождение казарм и военного городка Новоселицы связано с реформами Александра I в армии, когда была предпринята попытка перевести её на новую систему комплектования, сделать «поселенной». Непосредственное руководство организацией военных поселений было возложено на графа Алексея Андреевича Аракчеева – известного военного и государственного деятеля Российской империи, военный министр и первый владелец усадьбы Грузино, о которой я упоминал в одной из прошлых статей, когда мы также путешествовали по маршруту «Кириши-Будогощь-Чудово».

Вокруг плаца расположено несколько однотипных зданий постройки 1830 года – это офицерские казармы.

Самым большим зданием поселения был центральный корпус с церковью, манежем и казармами.

До 2009 года на территории аракчеевских казарм располагалась войсковая часть, которая после была передислоцирована в Ставрополь. С тех пор многие здания бывших казарм пустуют. Но, несмотря на их заброшенность, эти казармы в Новоселицах — наиболее сохранившийся памятник из числа аракчеевских гарнизонов в Новгородской области. Аналогичные ансамбли имеются еще в Селищах, Муравьях, Кречевицах, Медведе.

Напоследок заезжаем к церкви Архангела Михаила

Церковь Архангела Михаила
Церковь Архангела Михаила

Выезжаем из Новоселиц и едем к трассе М-10

Шоссе из Новоселиц
Шоссе из Новоселиц
Трасса М-10
Трасса М-10

Далее доезжаем до Вишерского канала и сворачиваем на трассу ведущую напрямик к Великому Новгороду, до которого ещё около 20 километров.

Вишерский канал длиной 16 километров построен в 1826-1836 годах является частью Вышневолоцкой водной системы, о которой я уже рассказывал в одной из статей о своём путешествий от истока Волги до Твери. Основная задача этого канала является спрямление пути из реки Мсты в реку Вишеру и далее в Волхов, минуя озеро Ильмень.

Поворот на трассу до Новгорода
Поворот на трассу до Новгорода

После поворота к Новгороду начался длинный, практически прямой 20-километровый участок дороги-подъезда к Новгороду.

Вот здесь мы жутко намучались с сильным встречным ветром, где скорость порой не превышала 17км/ч.

Через более чем час мучений против "ветро-в-морда-дуй", доехали до Великого Новгород.

Добрались до финиша с запасом почти в два часа до отправления электрички в Петербург, поэтому успели ещё прокатиться по набережной, посмотреть достопримечательности и заехать поесть.

Граффити на тему путешествий на одном из жилых домов
Граффити на тему путешествий на одном из жилых домов
Проезжаем вдоль вала окольного города
Проезжаем вдоль вала окольного города
Выехали на набережную у Борисоглебской церкви
Выехали на набережную у Борисоглебской церкви

Борисоглебская церковь является самым древним храмом Новгорода и одним из самых ранних на Руси, которая известна ещё с 1146 года. А нынешняя церковь была построена в 1536 году.

Памятник Александру Невскому
Памятник Александру Невскому
На противоположном берегу виднеется Новгородский кремль
На противоположном берегу виднеется Новгородский кремль
Корабль «Фрегат Флагман» построенный в 1960 году как реконструкция трёхпалубного судна «Святой Апостол Павел» 18 века. Сейчас здесь расположены рестораны.
Корабль «Фрегат Флагман» построенный в 1960 году как реконструкция трёхпалубного судна «Святой Апостол Павел» 18 века. Сейчас здесь расположены рестораны.
Скульптура «Уставшая туристка»
Скульптура «Уставшая туристка»

Перебираемся по пешеходному Горбатому мосту на противоположный берег к Кремлю.

От Кремля проедем вдоль его стены до отремонтированного монумента Победы.

Стена с башнями Кремля и монумент Победы
Стена с башнями Кремля и монумент Победы

Монумент Победы открыт в 20 января 1974 году в день тридцатилетия освобождения Новгорода от фашистских захватчиков. Не так давно памятник был отреставрирован и приведена в порядок прилегающая территория.

Скульптура коня со всадником на массивном постаменте
Скульптура коня со всадником на массивном постаменте

Центральной фигурой памятника является бронзовая скульптура встающего на дыбы коня и сидящего на нём всадника, который олицетворяет советского воина. В правой руке всадник держит высоко поднятый меч, левая рука, с распростёртой ладонью, вытянута вперёд и вниз. Под конём расположена поверженная, искорёженная свастика.

Позади скульптуры расположена 23-метровая стела

Стелу венчает скульптура новгородской боевой ладьи с изображением самолётов и ордера Победы
Стелу венчает скульптура новгородской боевой ладьи с изображением самолётов и ордера Победы

От мемориала следуем до железнодорожного вокзала и хорошо, что мы приехали с небольшим запасом в 15 минут…

Здание вокзала в Новгороде.
Здание вокзала в Новгороде.

Дело в том, что теперь при посадке на поезд «Ласточку» на вокзале в Новгороде надо проходить досмотр, поэтому либо приезжайте пораньше, либо, как вариант, езжайте до следующей платформы Менделеевская, где можно сесть без досмотра.

В итоге во второй день у нас получился почти чисто асфальтовый маршрут, усложнённый сильным встречным ветром, который с утра дул с юго-запада, а после, ближе к Новгороду, когда мы повернули, он также поменялся на северо-западный. Кстати, сама погода тоже преподнесла сюрприз. Сегодня с утра было без осадков и очень тепло, до +20 градусов, а в обед задул холодный ветер и похолодало. Осень даёт о себе знать.

До новых путешествий!