Найти в Дзене
История культуры СССР

Четыре безнравственные истории советских литераторов: от аферы Пастернака до травли поэтессы

Сегодня расскажу четыре истории из жизни советских поэтов-писателей-драматургов, о которых они не любят вспоминать. А потом обменяемся мнениями. Мне важна ваша оценка, читатели. В августе 1941 года Борис Пастернак отправил во Всероссийский комитет по делам искусств заявку: "Предлагаю Комитету заключить со мной договор на написание для какого-нибудь из театров, предпочтительно Московского Художественного, четырехактной пьесы в прозе "В советском городе". Автор просит... авансировать его достойной договорной суммой на три месяца, в течение которых работа определится либо вся в целом, либо в части, пригодной для суждения". Идею отвергли. Причина? Борис Пастернак не драматург. Ничего толкового из этой идеи не получится. Но Борис Пастернак не успокоился. Он шлет новое письмо в Комитет, разъясняя, какую выгоду принесет его пьеса Советскому искусству. Цитирую Пастернака: "Автор постарается показать торжество русского и социалистического как главный и самый содержательный факт первой половины
Оглавление

Сегодня расскажу четыре истории из жизни советских поэтов-писателей-драматургов, о которых они не любят вспоминать. А потом обменяемся мнениями. Мне важна ваша оценка, читатели.

1. Пастернак. Афера с пьесой "Этот свет"

В августе 1941 года Борис Пастернак отправил во Всероссийский комитет по делам искусств заявку:

"Предлагаю Комитету заключить со мной договор на написание для какого-нибудь из театров, предпочтительно Московского Художественного, четырехактной пьесы в прозе "В советском городе". Автор просит... авансировать его достойной договорной суммой на три месяца, в течение которых работа определится либо вся в целом, либо в части, пригодной для суждения".

Идею отвергли. Причина? Борис Пастернак не драматург. Ничего толкового из этой идеи не получится.

Борис Пастернак
Борис Пастернак

Но Борис Пастернак не успокоился. Он шлет новое письмо в Комитет, разъясняя, какую выгоду принесет его пьеса Советскому искусству. Цитирую Пастернака:

"Автор постарается показать торжество русского и социалистического как главный и самый содержательный факт первой половины XX столетия всемирной истории". 

И в январе 1942 года на "Записке" Бориса Леонидовича Пастернака появляется резолюция:

"Тов. Ригорину. Заявка утверждена, необходимо утвердить договор в размере 10 000 руб. Подпись: Марингоф." 

Все. Договор на пьесу заключит Новосибирский драматический театр. 20 февраля он подпишет документ с Б. Л. Пастернаком. Деньги уйдут поэту и драматургу. Пастернак сообщит, что пьеса будет называться "Этот свет". И на этом все. Обязательств по договору Пастернак не выполнит. Срок договора закончится в июле 1942 года. Деньги спишут. Претензий к Борису Леонидовичу советская власть иметь не будет.

2. Затравили поэтессу

В свое время Анна Андреевна Ахматова считала Наталью Бурову самой перспективной поэтессой страны. Она ставила ее намного выше Беллы Ахмадулиной. 

А у самородка Буровой из солнечного Узбекистана не было среднего образования. И тем не менее, по рекомендации Николая Тихонова и Владимира Луговского ее приняли в Литературный институт. Случай исключительный. 

В 1947 году журнал "Знамя" опубликовал подборку стихов молодой поэтессы. Великолепное начало литературной карьеры. Но...

К сожалению, в Литинституте Бурова не доучилась из-за болезни. Увы, на долгое время она пропала с литературного горизонта. Первая книга стихов вышла неожиданно в 1965 году. Она называлась "Семиречье". Сборник стихов вызвал отклик и в Москве. Казалось бы... 

Каналу "История культуры СССР" необходима финансовая поддержка. На 75 рублей/день от Дзена прожить невозможно: Сбер:2202 2080 2418 2900, Александр Ю

Однако судьба снова сыграла с ней злую шутку. Когда поэтесса находилась в больнице, ее сестра отнесла в Союз писателей Узбекистана новые стихи Наташи. 

Работник Союза с популярной фамилией Иванов сообщил, что стихи не представляют интереса. Но тетрадь с ними не вернул. Мол, авось, кому-то что-то понравится. 

На самом деле этот Иванов, а еще точнее А. М. Иванов, опубликовал Её стихи в своем сборнике и под своей подписью. Да еще и саму Бурову обвинил в плагиате! Во как. 

Дело дошло до суда. В поддержку, московские друзья выслали поэтессе опубликованные ею произведения в журнале "Знамя" и в сборнике "Молодая Москва". В "Литературной газете" вышла статья в защиту за подписью Константина Ваншенкина, Инны Гофф, Расула Гамзатова, Владимира Солоухина и других. Людей очень влиятельных. Особенно член Президиума Верховного Совета СССР Расул Гамзатов.

Узбекский суд занял сторону Натальи Буровой. Но наказать плагиатора не смогли. Он остался при должности и получил, спустя время, орден. 

С поэтессой случился нервный срыв. 

А в 1979 году тело Натальи Буровой нашли в канале под Ташкентом.

Николай Погодин / Наталья Бурова
Николай Погодин / Наталья Бурова

3. Николай Погодин

А вот дело иного рода. Николай Погодин был автором трилогии пьес про В. И. Ленина: "Человек с ружьем", "Кремлевские куранты", "Третья патетическая". Пьесы эти долго шли по театральным сценам страны, принося автору баснословные деньги. Но дело не в этом.

В какой-то момент драматург решил усилить "Кремлевские куранты". Добавить актуальности. Он придумал для Ленина новую фразу: «Надо посоветоваться с Иосифом Виссарионовичем». После этого в пьесе появился новый персонаж — И. В. Сталин, которого играл артист Геловани. Гениальное историческое решение!

Возможно, этот ход помог Николаю Погодину получить должность главного редактора журнала "Театр". Руководил он им с 1950 по 1959 годы. Долго. Политические ветра поменялись. Потребовалось что-то более легкое, чем Геловани-Сталин. И журнал "Театр" опубликовал пьесу Александра Володина "Фабричная девчонка". Пьеса конфликтная, нелицеприятно показывает комсомольского вожака фабрики и разность взглядов на любовь молодых и незамужних работниц предприятия.

Погодина вызвали в ЦК, чтобы "пропесочить" и наказать. В ответ он заявил, что этот номер журнала выпускал не он. Он болел. Справка о больничном имеется. А номер подписывал его зам, коммунист Анастасьев. Его-то и уволили. Но дело в том, что в журнале все знали — причина болезней Николая Погодина был алкоголизм. Его, а не Анастасьева.

4. Горин, Эдлис и Розовский

Со дня кончины бедолаги-сталиниста и афериста Погодина минуло 15 лет. В ресторане ЦДЛ сидел узкий круг современных драматургов, "гонимых" советской властью. Среди них Григорий Горин (Офштейн) и Юлиу Эдлис. Причины гонений, думаю, моим читателям понятны. Заострять на них внимание не буду. Они сами рассказывали об этом в период "Перестройки". А в 90-ые годы изрядно поглумились над советской властью, не вылезая из экранов телевидения. Но в тот момент диалог у них такой: 

— Ты знаешь, у меня в Детройте пьеса пошла, как ты думаешь, пустят в Америку? 

— Что-то немцы "Мюнхгаузена" не берут, вот англичане — те схватили. 

— Да, вчера в ВААПе был прием с австрийцами, я им назвал твои пьесы... 

— Вот-вот, обещали оформить мне Швейцарию, а пока в Будапешт еду на фестиваль комедии... 

Марк Розовский / Григорий Горин
Марк Розовский / Григорий Горин

В этот момент к столику подходит Марк Розовский (Шлиндман) и показывает два конверта, полученные им с утра. Конверты с окошечками, западные, и в каждом счет в сертификатах. Наверное, за постановку "История лошади", что шла на Бродвее.

М-да, читатели. К этому стоит добавить, что когда наступят 90-е и к власти придут демократические силы, в доме на Тверской, где жил Горин, откроют ночной клуб под названием "Ночной полет". Праздник жизни новых русских был с... и до утра. Спать было невозможно. Жильцы собрали подписи и отправили в мэрию, что в 50 метрах от них, Григория Израилевича. Знаете, что ответили лучшему другу театра Ленком и Марка Захарова? ... Передать не могу, но Григорий Горин вскоре съехал на Ленинградский проспект.

Статьи по теме: