Найти в Дзене
35 mm

"Пойман с поличным" - Даррен Аранофски хорош в любом жанре

Оглавление

Есть фильмы, которые доказывают: большая беда приходит не сразу, она начинается с мелочей. В "Пойман с поличным" Дэррена Аронофски таким "первым камнем лавины" становится просьба соседа присмотреть за котом. Бармен Хэнк Томпсон, сыгранный Остином Батлером, соглашается и не подозревает, что уже подписал себе приговор.

Жизнь Хэнка и так далека от благополучной: когда-то подающий надежды бейсболист, он сломал карьеру и здоровье в автокатастрофе, вызванной пьянством. Теперь он работает в баре на Ист-Сайде, пытается сохранить трезвость и более-менее нормальные отношения с девушкой (Зои Кравиц). Но исчезновение соседа и появление у порога вооружённых головорезов моментально переворачивает его существование.

С этого момента Хэнк оказывается втянут в кошмарный водоворот криминальных интриг, где его прошлое и забытые навыки неожиданно становятся залогом выживания.

Герой вне жанра

Самое интересное в фильме это сам образ Хэнка. Обычно подобные истории строятся на антигероях или мстителях, но Аронофски идёт иным путём. Его герой: "маленький человек", не ищущий конфликта и не способный на жестокость ради выгоды.

Батлер играет Хэнка как человека с хронической усталостью: сутулые плечи, потухший взгляд, реакция не через нападение, а через попытку избежать проблем. Но именно в моменты, когда он вынужден защищаться, прорывается то, что когда-то делало его спортсменом: стремительность, рефлексы, умение держать удар.

Даже в кровавых сценах его действия кажутся не агрессией, а отчаянной обороной. И в этом огромная заслуга Батлера: он превращает "обычного парня" в героя, которому искренне сопереживаешь.

Кошка как моральный компас

Отдельная линия фильма - кот по имени Бад. Казалось бы, случайный элемент, дань "странному" нуару. Но на деле именно этот зверь становится символом доверия и человечности. Кот, который кусает всех, кроме Хэнка, словно распознаёт в нём ту доброту, которую другие не замечают.

И в какой-то момент понимаешь: борьба Хэнка идет не только за свою жизнь, но и за способность сохранить человечность в мире, где царит цинизм и насилие.

Панорама врагов

Сюжет не был бы столь напряжённым без колоритной галереи антагонистов. Здесь и русские бандиты (Никита Кукушкин и Юрий Колокольников), ломающие двери с напором бульдозера, и странные ортодоксальные еврейские братья (Лив Шрайбер и Винсент Д'Онофрио), сочетающие религиозные обряды с чудовищной жестокостью. Есть и эксцентричный гангстер в исполнении Bad Bunny, и британский панк-неудачник Расс (Мэтт Смит), который и запускает весь кошмар своим безответственным: "оставь-ка кота на время".

Эта пёстрая компания создаёт ощущение постоянного хаоса: создаётся впечатление будто каждая новая встреча Хэнка ещё безумнее предыдущей.

Женщины и закон

На фоне бесконечных драк и пыток именно женские персонажи в фильме придают ему баланс. Зои Кравиц в роли Йвонн не только подруга, но и якорь здравого смысла, единственный канал связи Хэнка с нормальной жизнью. Реджина Кинг в роли детектива Роман символизирует закон и порядок. Пусть и без особой возможности реально помочь.

Эти персонажи показывают: у Хэнка ещё есть выбор: окончательно скатиться в пучину криминала или удержаться за ниточку человеческих связей.

Атмосфера Нью-Йорка конца 90-х

Оператор Мэттью Либатик создаёт очень осязаемый Нью-Йорк 1998 года. Камера скользит по тёмным квартирам, грязным станциям метро, пустым пространствам Флашинг-Медоус. Визуально фильм балансирует между неоном и серостью, между ярким лоскутом вывески и мраком переулка.

Этот Нью-Йорк ощущается и как ловушка, и как живое существо, подкидывающее герою всё новые испытания. В такие моменты фильм напоминает ранние работы Скорсезе или криминальные комедии Гая Ричи - но с характерным ароновским вниманием к телесности и боли.

🎥 Если вам интересны не только громкие премьеры, но и менее известные фестивальные ленты, загляните в мой Премиум-раздел. Там я публикую эксклюзивные обзоры на редкие фильмы. Подписка стоит от 99 рублей и помогает мне делать больше материалов для канала.

Баланс жестокости и абсурда

Картина всё время балансирует на грани: то превращаясь в кровавый кошмар, то скатываясь в почти фарсовую комедию. Один неверный удар бейсбольной битой вызывает и нервный смех, и ужас, потому что последствия здесь реальны. В отличие от многих жанровых боевиков, "Пойман с поличным" не обнуляет жертв: каждая травма, каждое убийство оставляет след, психологический и физический.

Именно в этом и есть авторская находка. Аронофски доказывает, что можно снять "жанровое кино" и при этом не скатиться в пустое развлечение.

Режиссёрский разворот

Многие критики уже назвали этот фильм лучшей работой Аронофски за последние пятнадцать лет. И действительно, удивительно видеть режиссёра "Реквиема по мечте" и "Чёрного лебедя", работающего в условно "низком жанре". Но, возможно, именно это и освободило его: вместо надуманной "глубины" мы получаем честный, напряжённый и живой фильм.

Да, "Пойман с поличным" можно упрекнуть в заимствованиях. Тут и Гай Ричи, и Квентин Тарантино, и отголоски нуара. Но сделано это с таким драйвом и вниманием к деталям, что фильм обретает собственное лицо.

Итог: не нуар и не комедия, а история о человеке

Для меня "Пойман с поличным" - это не только криминальная сага, но и фильм о выборе: остаться человеком или позволить обстоятельствам превратить тебя в зверя.

Аронофски, может быть, впервые за долгое время снимает кино без претензий на великое высказывание и именно поэтому оно работает. Это напряжённый, ироничный, местами шокирующий, но в то же время трогательный фильм о том, как легко сломать жизнь случайной мелочью... и как сложно потом собрать её заново.

Трейлер к фильму

__________________

Заходите на мой Телеграмм-канал "35 мм" в котором публикуются актуальные новости и интересные детали о кино. Подписывайтесь на него и мы вместе будем еще больше погружаться в мир кино.

__________________


Обзоры других кино новинок: