Найти в Дзене

Решаем задачу: математика, 4 класс, «Школа России» (Моро), часть 1, с. 23 № 93

На вопрос, сколько ему лет, дедушка ответил так: "Если проживу ещё половину того, что прожил, и ещё 1 год, то будет ровно 100". Сколько лет дедушке? Подробно решение данной задачи я разбираю в этом видеоуроке: А для тех, кто предпочитает текстовые версии, — краткий пересказ. Обычно такие задачи решаются уравнением. Но в начале 4 класса дети ещё не умеют составлять уравнения для решения задачи. Поэтому будем решать арифметическим способом. А для этого анализируем текст задачи по универсальному алгоритму. Подробнее о том, как им пользоваться и как составлять схемы для решения задач, я рассказываю на курсе «Математика — на пять!», а сейчас проанализируем текст задачи. В задаче мы считаем годы. Это одни и те же величины. В задаче есть кратное сравнение и целое и части (часть прожил, часть — половина прожитого, часть — один год, а целое — сто лет). Чертим схему кратного сравнения и целого и частей и вносим в неё главный вопрос. Нам нужно найти верхнюю часть, а для этого нужно из целого уб
На вопрос, сколько ему лет, дедушка ответил так: "Если проживу ещё половину того, что прожил, и ещё 1 год, то будет ровно 100". Сколько лет дедушке?

Подробно решение данной задачи я разбираю в этом видеоуроке:

Решаем задачу: математика, 4 класс, «Школа России» (Моро), часть 1, с. 23 № 93.

А для тех, кто предпочитает текстовые версии, — краткий пересказ.

Обычно такие задачи решаются уравнением. Но в начале 4 класса дети ещё не умеют составлять уравнения для решения задачи. Поэтому будем решать арифметическим способом. А для этого анализируем текст задачи по универсальному алгоритму. Подробнее о том, как им пользоваться и как составлять схемы для решения задач, я рассказываю на курсе «Математика — на пять!», а сейчас проанализируем текст задачи.

В задаче мы считаем годы. Это одни и те же величины. В задаче есть кратное сравнение и целое и части (часть прожил, часть — половина прожитого, часть — один год, а целое — сто лет).

Чертим схему кратного сравнения и целого и частей и вносим в неё главный вопрос.

-2

Нам нужно найти верхнюю часть, а для этого нужно из целого убрать всё остальное. И сразу мы можем убрать один год (и то, что сделали, записать в виде действия).

-3

То, что получилось, вносим на схему.

-4

И эта скобка объединяет собой три части: одну часть в «половине» и две части в «прожил».

-5

Три части — это 99. Можем узнать одну часть (то есть «половину»).

-6

И поскольку к главному вопросу нас ведут две схемы, то и ответить на главный вопрос мы можем двумя способами: через кратное сравнение («прожил» в два раза больше, чем «половина») и через целое и части (из целого 99 убираем ненужную «половину»).

-7

Ответы в обоих способах совпали. Значит, задача решена верно.

Научиться решать любые задачи можно на курсе «Математика — на пять!»: vk.cc/9Cwled

Наша группа ВКонтакте «Академия домашнего образования»: vk.com/a_hed