В продолжении прошлой статьи расскажу немного о Веребьинском железнодорожном обходе, или как его ещё называют - "палец императора". Этот обход, а именно заметная петля железной дороги из Петербурга в Москву, появился по причине сложного крутого рельефа местности на этом участке.
Мы попытались проехать по насыпи этого бывшего участка обхода, но, как видно на фотографии ниже, насыпь оказалась полностью заросшей и непригодной для движения.
Поэтому проехали дальше 4 километра до деревни Оксочи, где сделаем вторую попытку прокатиться по насыпи обхода.
Одна из легенд гласит, что император Николай I, рисовавший на карте маршрут будущей железной дороги Петербург – Москва, неудачно расположил на линейке палец, а его карандаш, огибая этотпалец, создал на почти прямой линии между городами отчётливый изгиб, напоминающий след от лежащего на линейке царского пальца. Этот изгиб был прозван в народе «Пальцем императора».
На самом деле, как уже было сказано, появление «Пальца императора» обусловлено сложным рельефом местности, где со стороны Петербурга начинается подъём на Валдайскую возвышенность.
В 1840-х годах строители железной дороги провели линию по прямому направлению, построив один из крупнейших на всей линии деревянных мостов через Веребьинский овраг.
Но уклон пути на этом участке превышал все прочие уклоны на линии железной дороги, и маломощные паровозы 19 века не могли проводить здесь тяжёлые составы – их приходилось расцеплять и проводить по частям. Поэтому в 1870-х годах, когда Веребьинский деревянный мост стал требовать замены, было принято решение обойти крутой подъём обходной линией, которая позже получила название Веребьинского обхода
В наши дни был построен новый современный Веребьинский мост, а обход был закрыт и в настоящее время представляет собой обычную насыпь, по которой проходит грунтовая дорога.
В деревне Оксочи мы смогли проехать по участку этого обхода, где до сих пор сохранились бывшие опоры и контактная сеть "железки".
По этой грунтовой дороге на месте бывшего полотна обхода, мы доехали и до Веребьинского оврага.
Продолжаем движение дальше по обходу прямо до деревни Веребье
Рядом ещё можно увидеть заброшенное станционное здание, которое я не сфотографировал.
В Веребье снова делаем остановку у магазина.
Отправляемся дальше в путь по шоссе в направлении Мстинского моста
Так едем по шоссе три километра до поворота к деревне Городищи, где недалеко расположен Мстинский мост
Проезжаем Городищи и выбираемся на дорогу полностью усыпанную камнем, это дорога ведёт к проезду под Мстинским мостом.
Спустившись вниз, обнаруживаем то, чего и боялись, проезд под мостом оказывается закрыт. На заборе расположены таблички «Стой! Зона транспортной безопасности».
Этот мост является одним из красивейших мест линии железной дороги Петербург-Москва.
Как только я начал отдельно фотографировать высокие опоры моста, то сразу же на нас начал наорал проснувшийся охранник из своей будки с верхотуры моста.
По причине закрытой дороги под мостом, не смогли доехать до бывшей усадьбы Льзы, расположенной на противоположной стороне от железной дороги. Впрочем, если соберётесь в эти края, то, как я понял, можно попасть на ту сторону через переход на платформе «190 км» и далее пройти 1,5- 2 километра по тропам
Покидаем Мстинский мост по той же дороге, по которой приехали сюда, и выбираемся на шоссе, по которому едем до деревни Мстинский Мост.
Далее проезжаем по грунтовым и песчаным дорогам деревни, от куда также открываются красивые виды на Мстинский мост.
В итоге, почти проехав деревню, уткнулись в сильно сырую грунтовую дорогу, которая на картах была обозначена как дорога с твёрдым покрытием.
Пришлось разворачиваться и ехать на шоссе другим путём.
Начинало вечереть и дальше приняли решение ехать до Малой Вишеры напрямик по шоссе, минуя грейдерные и грунтовые дороги, которые по большей части мы уже проезжали два года назад, когда устроили однодневную поездку из Новгорода в Малую Вишеру.
Добрались до Малой Вишеры, города воинской славы, когда уже почти стемнело.
Прибыв в город, стали искать мойку, чтобы отчистить велосипеды от грязи. В итоге из трёх автомоек города, работающих до 9 вечера или позже, в семь вечера оказалась открытой только одна.
В Малой Вишере заселились в отель с названием «Капсула», хотя по факту к капсульным отелям он не имеет никакого отношения. Наш номер представлял собой обычную квартиру-студию с небольшой кухней и кроватью на втором уровне.
На следующий день едем в Новгород, по плану маршрут должен быть интересным и включать как длинный грейдер, так и грунтовку в красивом лесу.
Об этой поездке расскажу в следующей статье.