«Пластинка полная хитов». Обзор сингловых записей и альбома-компиляции «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» группы The Small Faces. Часть первая.
Треки №№ 9 и 10 альбома «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» - это второй британский сингл британской рок-группы The Small Faces лейбла «Immediate Records» с композициями «Itchycoo Park» и «I'm Only Dreaming», который выпущен 4 августа 1967 года (номер по каталогу Immediate – IM 057).
По многочисленным просьбам читателей и подписчиков канала «ЭКИРА» опубликована первая версия клипа на композицию «Itchycoo Park» (1967 Promo Film № 1):
Вторая сторона одного из самого знаменитого релиза коллектива The Small Faces представлена энергичной балладой «I'm Only Dreaming», которая родилась уже на завещающем этапе работы над альбомом «Small Faces» для лейбла «Immediate Records» в марте 1967 года.
Мечтательное произведение «I'm Only Dreaming», написанное в основном Стивом Марриоттом, посвящена темам безответной любви, тоски и противоречию между мечтами и реальностью. В песне рассказывается об эмоциональном диссонансе между чувствами героя и окружающими его действиями или реалиями. Главный герой сталкивается с чувством изоляции и пытается примирить свои надежды с суровой реальностью, которая не даёт удовлетворения.
Музыкантам понадобилось несколько месяцев, чтобы завершить оформление песни. Рекорд-сессии «I'm Only Dreaming» проходят в июле 1967 года в «Olympic Studios» под контролем инженера Глина Джонса и техника Джорджа Чкианца. Работа велась параллельно записи песни «Itchycoo Park». По этой причине оба трека рассматривались в качестве общего сингла.
Технический персонал готовит монофонический микс на основе одной вокальной дорожки («vocal track») Стива Марриотта. Именно этот вариант выходил на сингле в 1967 году, который позже включается в подборку «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969».
Из-за отсутствия оригинального стерео микса, инженер Глин Джонс готовит новое сведение композиции «I'm Only Dreaming» в декабре 1967 года для американского альбома «There Are But Four Small Faces». Ему не нравится звучаниe ведущей вокальной партии лидера коллектива. В целях исправления ситуации, он берет альтернативные дорожки с других дублей для «двойного наложения» («двойной трекинг», «double tracking») вокала Стива Марриотта, а также просит музыкантов оформить новые гармонии. Как следствие, британский сингловый микс остаётся уникальным и аутентичным.
Помечтаем с «I'm Only Dreaming» (Mono UK B-Side Single Mix):
Следующие две звуковые аудио дорожки альбома «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» представлены третьим британским синглом «Tin Soldier» \ «I Feel Much Better» лейбла «Immediate Records», который выпущен 2 декабря 1967 года (номер по каталогу Immediate – IM 062). Спустя десять дней, 12 декабря 1967 года данный релиз вошел в хит-парад Великобритании, а спустя несколько недель занял позицию № 9, тем самым в очередной раз подтвердив высокий статус The Small Faces, как «звёздного коллектива».
Семидюймовая пластинка, выпущенная в разных странах, также попадает в международные чарты. Она входит в первую десятку главных хитов Австралии, Нидерландов, Новой Зеландии, Швеции, Швейцарии, Франции и ФРГ. В США позиции скромнее, но уверенные места № 73 в «US Billboard Hot 100» и «US Cashbox 100» коллектив удерживает прочно.
В 1997 году английский журнал «Mojo», включает сингл «Tin Soldier» \ «I Feel Much Better» в десятку лучших семидюймовых пластинок всех времен, по итогам оценок и голосов читателей.
Песнь об «оловянном солдатике» («Tin Soldier») изначально написана Стивом Марриоттом для ведущей исполнительницы лейбла «Immediate Records» Пи Пи Арнольд (P.P. Arnold). Переделав текст, автор посвятил произведение своей первой жене британской модели Дженни Райланс (Jenny Rylance). Он хотел привлечь и завоевать внимание супруги, чтобы вернуть её интерес к себе. Изменив текст, он сделал неуместным женское сольное исполнение.
На создание произведения повлияла сказка «Стойкий оловянный солдатик» («Den standhaftige tinsoldat») датского писателя Ганса Христиана Андерсена (Hans Christian Andersen) про несовершенного оловянного солдатика, который мечтает о бумажной балерине. Обратите внимание на вступительные строчки песни «Я маленький оловянный солдатик, который хочет прыгнуть в огонь твоей страсти» («I am a little tin soldier / That wants to jump into your fire»), которые цитируют сказочное произведение 1838 года. По воспоминаниям автора, создавая песню, он старался «проникнуть в разум, а не увлечь тело».
Настаивая на участии Пи Пи Арнольд в качестве вспомогательной вокалистки, квартет The Small Faces записывает «Tin Soldier» 5 октября 1967 года в лондонской студии «Olympic Studios». Параллельно ведется работа над композицией «(If You Think You're) Groovy» авторского дуэта «Марриотт – Лэйн», которую Пи Пи Арнольд выпустит на сольном сингле (дата выпуска 12 декабря 1967 года, номер по каталогу Immediate – IM 061). Пластинка также становится успешной и поднимается до позиции № 41 национального хит-парада Великобритании.
13 октября 1967 года инженер Глин Джонс при участии звукового техника Джорджа Чкианца готовит моно микс песни «Tin Soldier» для выпуска на сингле, который становится эталоном звука целой эпохи звукозаписи. Основывая свое звучание на смешении жанровых оттенков музыки соул, ритм-энд-блюза, психоделии, группе удалось создать настолько уникально-плотный, пронизывающий и выверенный посекундно саунд, что композиция цепляет с первых нот.
Стерео версия песни «Tin Soldier» представлена на американском альбоме «There Are But Four Small Faces». Специальный микс подготовлен Глином Джонсом в декабре 1967 года.
Песня «Tin Soldier» одна из лучший вокальных работ Стива Марриотта, которому великолепно тонирует соул подача Пи Пи Арнольд. Исполнение дуэтом так понравилось лидеру группы, что даже для концертного и телевизионного выступления музыканты презентуют трек совместными усилиями.
Смотрим фрагмент выступления The Small Faces & P.P. Arnold в программе «Bouton Rouge» французского телевидения от 2 марта 1968 года с композициями «(If You Think You're) Groovy» и «Tin Soldier» на канале «ЭКИРА»:
Композиция «Tin Soldier» становится второй по популярностью песней The Small Faces, которую записывают различные музыканты и коллективы, включая группы Quiet Riot, The Guess Who, Scorpions, Transatlantic и многих других. Например, история появления песни «Tin Soldier» в репертуаре группы Uriah Heep изложена в рецензии «ЭКИРА»: «Заигрывая с чертями». Обзор альбома 1982 года «Abominog» группы Uriah Heep». В целом песня «Tin Soldier» также выдержала около сотни интерпретаций.
Слушаем «Tin Soldier» (Mono UK A-Side Single Mix):
Песня «I Feel Much Better» написала авторским тандемом «Марриотт – Лэйн» при участии клавишника группы The Small Faces Иэна МакЛэгана сразу после окончания работы над композициями «(If You Think You're) Groovy» и «Tin Soldier» в октябре 1967 года.
Песня «I Feel Much Better» повествует о расслабленном подходе к жизни, положительных изменениях и наслаждении простыми удовольствиями, которые приходят к герою со временем и жизненным опытом. В стихах произведения говорится о поиске мира и счастья в настоящем моменте, о чувстве оптимизма в условиях неопределённости повседневной жизни. В тексте присутствует уместная метафора о том, что время может быть и высоким, и низким, что отражает взлёты и падения жизни.
Основной инструментальный трек («backing track») «I Feel Much Better» The Small Faces записывают в студии «Olympic Studios». Песню отличает брутальная басовая линия Ронни Лэйна, искрящиеся клавишные инструменты Иэна МакЛэгана и динамичная вокальная подача Стива Марриотта и Пи Пи Арнольд. На отметке 2 минуты 44 секунды заметен резкий переход мелодии, который показывают мастерство музыкантов квартета, как отличных инструменталистов.
14 и 15 октября 1967 года технический персонал микшируют песню для британского сингла. Этот микс включен в компиляцию «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969».
В декабре 1967 года Глин Джонс при участии звукового техника Джорджа Чкианца готовит стерео микс для американского рынка и включения в альбом «There Are But Four Small Faces». Для создания правильной стерео панорамы, он просит Стива Марриотта перезаписать вокальную дорожку, а остальных музыкантов добавить дополнительные партии инструментов. Инженер также редактирует финальную часть песни, убирая коду и оформляя инструментальное затухание («fade out»). В «штатовской» версии трек звучит короче на семь секунд.
Преодолеваем стрессы и слушаем «I Feel Much Better» (Mono UK B-Side Single Mix):
Треки №№ 13 и 14 альбома-компиляции «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» отданы под композиции «Lazy Sunday» и «Rollin' Over» с четвёртого британского сингла The Small Faces лейбла «Immediate Records», изданного 5 апреля 1968 года (номер по каталогу Immediate – IM064).
23 апреля 1968 года релиз с легкостью вошёл в состав национального британского хит-парада, а затем поднялся до позиции № 2, находясь в чартах на протяжении трех месяцев. Пластинка также занял позицию № 43 в Канаде.
После совместных гастролей с The Who по странам Океании в январе 1968 года, группа The Small Faces приступает к записи концептуального альбома «Ogdens' Nut Gone Flake» в лондонской студии «Olympic Studios». Рекорд-сессии затянутся практически на пять полноценных месяцев работы.
Одним ранним февральским утром 1968 года вокалист и гитарист группы Стив Марриотт придёт на запись сильно разраженным и импульсивным. Коллеги выяснят, что все выходные он ссорился с соседями по лондонскому предместью Чизуик в боро Хаунслоу, живущими в доме напротив, которые жаловались на постоянный шум музыки из его апартаментов. Он был настолько озлоблен, что взяв в руки гитару, всё свое негодование «выплеснул» в поэзию. За несколько часов он сочинил песню «Lazy Sunday» о желании провести спокойный и беззаботный день, избегая шумной и неприятной обстановки. В этом виде трек «Lazy Sunday» можно рассматривать как гимн поиску гармонии внутри себя и утешению среди окружающего хаоса.
Рекорд-сессии песни «Lazy Sunday» проходят с февраля по март 1968 года при активном участии инженера Глина Джонса. Уже никто из музыкантов не вспоминает, как завершить готовый трек за три часа.
Интересный факт, что Стив Марриотт поёт большую часть песни с явным преувеличенным акцентом кокни. Он сделал это намерено, отчасти из-за спора с музыкантами группы The Hollies, которые заявили, что Марриотт никогда не пел с собственным акцентом. Однако, в последних двух куплетах и припеве он возвращается к своему обычному британскому произношению.
По воспоминаниям Иэна МакЛэгана, фраза «rooty dooty di» была умышленной имитацией со стороны Ронни Лэйна члена гастрольной команды The Who. Такие вокальные приёмы в песне «Lazy Sunday» слушались весьма необычно, формируя особую атмосферу мод-музыки с традиционным кокни-звучанием лондонского мюзик-холла.
Инженер Глин Джонс, который отметился на записи «Lazy Sunday» звуковыми эффектами, готовит в конце марта 1967 года моно и стерео миксы для альбома «Ogdens' Nut Gone Flake». Музыканты The Small Faces изначально не думали выпускать альбомные треки в качестве самостоятельных синглов, планируя записать новый материал. Продюсер Эндрю Луг Олдхэм усмотрев потенциал в «Lazy Sunday» настаивает на выпуске семидюймовой пластинки. Глин Джонс несколько редактирует моно микс, но в целом оставляет запись без существенный изменений. Именно этот вариант включен в компиляцию «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969».
Песня «Lazy Sunday» также получает множество вариантов исполнения другими музыкантами и коллективами, например, Toy Dolls, The Libertines, Kaiser Chiefs и другими.
Не ленимся и слушаем «Lazy Sunday» (Mono UK A-Side Single Mix):
Концепция второй стороны альбома «Ogdens' Nut Gone Flake» строилась вокруг сказочного сюжета о приключениях мальчика по имени «Счастливчик Стэн» («Happiness Stan»). Канву истории создает музыкальный комплекс из шести песен, в том числе композиция «Rollin' Over» группы The Small Faces. Как часть большого произведения композиция «Rollin' Over (Part II Of Happiness Stan)» повествует о поиске Стэном пропавшей половины Луны. По пути он спасает от голода муху, и в благодарность насекомое рассказывает ему о мудреце, который может ответить на волнующий его вопрос и раскрыть смысл жизни.
После Стэн, обладающий магическими способностями, отправляется в психоделическое путешествие к пещере отшельника «Безумного Джона» («Mad John»). Колдун объясняет, что исчезновение Луны – явление временное, а благодаря Стэну Луна снова стала полной.
Работа над пластинкой «Ogdens' Nut Gone Flake» начинается в феврале 1968 года с записи трёх композиций: двух кавер-версий на песни «Every Little Bit Hurts» американской певицы Бренды Холлоуэй (Brenda Holloway) и «Be My Baby» женской вокальной группы The Ronettes, а также собственной композиции «Bun in the Oven», которую преимущественно сочинил Стив Марриотт в духе тяжелого американского блюза. К сожалению, в настоящее время оригинальная мастер-лента с записью данной сессии считается уничтоженной.
Спустя несколько недель Стив Марриотт при участии Ронни Лэйна перерабатывают «Bun in the Oven». Гитарист придумывает хард-роковую аранжировку, а басист сочиняет стихи в рамках концепции о «Счастливчике Стэне». Песня получает новое название «Rollin' Over».
Запись трека дается с большим трудом. Стив Марриотт записывает несколько вариантов вокальной дорожки («vocal track»). Ему приходиться спеть куплеты по несколько раз для изображения якобы дуэта с самим собой. Ронни Лэйн и Иэн МакЛэган оформляют вокальное многоголосие.
Горнисты Дерек Уодсворт, Эдди Торнтон и Гарри Беккет вновь принимают участие в записях The Small Faces. Они записывают партии духовой и медной секций.
При микшировании стерео и моно миксов трека «Rollin' Over» Глин Джонс принимает решение для каждой версии использовать вокал Стива Марриотта из различных дублей. Причем для выпуска моно микса на стороне «B» сингла «Lazy Sunday» применяется дополнительная редакция финальной части композиции.
Интересно, что зажигательная и драйвовая хард-рок песня «Rollin' Over» с жёстким гитарным риффом и мощной басовой линией становится предтечей более позднего творчества музыкантов The Small Faces в проектах Humble Pie и The Faces. Звучание «Rollin' Over» намного прямолинейнее и агрессивнее по сравнению с некоторыми из их более известными мод и психоделическими произведениями.
Слушаем «Rollin' Over» (Mono UK B-Side Single Mix):
Последующие два трека альбома «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» содержат редкие варианты композиций «Mad John» \ «The Journey» с уникального американского и австралийского сингла, выпущенного в ноябре 1968 года (номер по каталогу Immediate – ZS7 5012).
В Великобритании обе песни были изданы в составе альбома «Ogdens' Nut Gone Flake», который был лидером национального хит-парада.
Композиция «Mad John» написана авторским дуэтом «Марриотт – Лэйн» в рамках общей концепции альбома «Ogdens' Nut Gone Flake», так как смысл напрямую связан с основной линией повествования.
Песня «Mad John» рассказывает о старике, которого никто и никогда не видел, но родители использовали его образ для запугивания детей: «Остерегайтесь Безумного Джона!».
В начале жизненного пути Джон был безобидным бродягой. Он просыпался в восходом солнца, которое считал своим другом, пел с птицами по утрам и смеялся с холодным ветром в конце ночи. Он чувствовал себя свободным человеком, но обычные люди его ненавидели. Спустя годы «Безумный Джон» стал мудрецом и провидцем, а окружение озлобилось и стало считать его колдуном и чародеем.
Основной инструментальный трек («basic track») песни «Mad John» записан в «Olympic Studios» 3 апреля 1968 года. Причем на записи играют лишь трое участников The Small Faces: Стив Марриотт – вокал и акустическая двенадцати струнная гитара, Ронни Лэйн – электрический прямой бас и контрабас, Иэн МакЛэган – фортепиано и электромеханический орган марки «Хаммонд».
Через несколько дней музыканты наложили вокальные партии. Полная трехминутная версия трека была включена в студийную пластинку «Ogdens' Nut Gone Flake».
По просьбе продюсера Эндрю Луга Олдхэма, летом 1968 года инженер Глин Джонс готовит специальную сокращенную до двух минут моно редакцию песни «Mad John» для американского сингла, который в начале 1969 года также будет издан в Австралии. Скорость воспроизведения записи композиции для семидюймовой пластинки умышлено ускорена, чтобы придать необходимую динамику и экспрессию.
В Великобритании эта версия песни «Mad John» никогда не издавалась до тех пор, пока не была включена в состав альбома «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969».
Изначально аранжировка песни «Mad John» кажется простой, но когда проникаешься уникальным, пронзительным фолк-саундом с характерной гитарной игрой и вокалом Стива Марриотта, понимаешь, что композиция выделяется на фоне энергичного репертуара группы. Трек сочетает в себе атмосферу мюзик-холла, весёлые и остроумные тексты и мощное инструментальное исполнение музыкантами группы.
Слушаем «Mad John» (Mono US & AUS A-Side Single Mix):
Самый модовский трек альбома «Ogdens' Nut Gone Flake» под названием «The Journey», отсылающий к раннему творчеству группы The Small Faces, вырос из продолжительной инструментальной импровизации, основанной на игре ритм-секции Стива Марриотта и Кенни Джонса и фоновом оформлении клавишным инструментом Иэна МакЛэгана. Да, лидер группы сыграл на бас-гитаре!
Композиция «The Journey» повествует о видениях, которые люди не в состоянии облечь в слова, а также о музыке, которую они пытаются, но не могут сыграть.
В тексте песни есть уникальная фраза «Если бы завтра было сегодня, это было бы вчера» («If tomorrow was today / It would be yesterday»), ставшей развитием идей философского направления презентизма (от английского слова «present» — «настоящее»), которое утверждает, что существует только настоящее, а прошлое и будущее — лишь в мыслях. Согласно этим воззрениям прошлого и будущего не бывает. Позже эту мысль переработает британский музыкант Джордж Харрисон (George Harrison) для своего сингла «Ding Dong, Ding Dong» (дата выпуска 6 декабря 1974 года, номер по каталогу Apple Records – R 6002), но использует несколько иные строчки «Вчера, сегодня было завтра. И завтра, сегодня будет вчера» («yesterday, today was tomorrow / and tomorrow, today will be yesterday»).
Из-за необходимости психоделической и сложной аранжировки, музыканты The Small Faces записывают «The Journey» на студии с более современным оборудованием «Trident Studios» в феврале 1968 года. Необычная аранжировка создаёт уникальную и несколько причудливую атмосферу, которая переходит в длинную инструментальную секцию. Несмотря на повествовательный характер и сложную инструментальную составляющую, её стиль отличается от более традиционных поп-треков группы на альбоме.
Инженер Глин Джонс фиксирует игру музыкантов на плёнку, а потом тщательно редактирует для финального микса, который включён в альбом «Ogdens' Nut Gone Flake».
Для зарубежного релиза композиции «The Journey» на сингле требуется дополнительная редакция. Скорость трека увеличивается, а финальная часть убирается. Моно микс сокращается на полторы минуты. Однако, от такого монтажа песня только выигрывает и слушается как настоящее рок-произведение, саунд которого в будущем копируют хард-роковые коллективы Uriah Heep, Led Zeppelin и Deep Purple. Обратите внимание на вокальную подачу Ронни Лэйна при поддержке Стива Марриотта и Иэна МакЛэгана, манеру исполнения которого возьмут на вооружение многие рок-вокалисты в 1970-х годах.
Песня «The Journey» заметно опережает по аранжировке свое время!
Путешествуем c композицией «The Journey» (Mono US & AUS B-Side Single Mix):
Звуковые дорожки №№ 17 и 18 альбома «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» содержат композиции «The Universal» и «Donkey Rides, A Penny A Glass» с пятого (вне альбомного) сингла группы The Small Faces для независимого лейбла «Immediate Records». Впервые семидюймовая пластинка была издана 28 июня 1968 года (номер по каталогу Immediate – IM 069).
Как и предыдущие релизы, публика диск восприняла крайне благосклонно, позволив занять позицию № 16 в Великобритании, № 12 – Нидерландах, № 37 - Австралии и Новой Зеландии. В общем итоге, в национальных чартах диск продержался двенадцать недель в «UK Top 40».
В мае 1968 года ловя моменты творческого вдохновения, Стив Марриотт сочинил композицию под названием «Hello the Universal» в саду собственного исторического коттеджа XVI века «Улей» («Beehive Cottage»), расположенного в деревне Аркесдене района Атлсфорда графства Эссекс, Англия. Пытаясь запечатлеть порыв, он записывает мелодию на портативный магнитофон, делая «домашнюю заготовку» («home demo») будущей песни.
Текст композиции «The Universal» посвящен поверхностным нормам поведения общества и их влиянию на личную свободу. При этом, несмотря на серьёзность темы, композиция имеет игривый характер, что подчёркивает способность автора балансировать между глубокими мыслями и лёгкой музыкой. Используя сольную запись Стива Марриотта с вокалом, в духе «уличного музыканта», и акустической гитарой, в качестве «базовой дорожки» («basic track»), Ронни Лэйн и Кенни Джонс 5 июня 1968 года в студии «Olympic Studios» записывают дополнительные инструментальные партии, умышлено стилизуя их под музыку с стиле «Lo-Fi» («лоу-фай», от английского выражения «low fidelity» — «низкое качество»). Пару дней спустя тромбонист Дерек Уодсворт и кларнетист Дон Фэй также записывают инструментальные пассажи для «The Universal».
На фонограмме можно прекрасно различить фоновые шумы, такие как пение птиц, отдалённые голоса и автомобильные гудки, и даже звук ветра, гулко проносящегося через микрофон. На заднем плане также отчётливо слышен лай собак Стива Марриотта. Интересный факт, что пёс по кличке «Шеймус», также отметился на композиции «Seamus» группы Pink Floyd с их альбома «Meddle» (дата выпуска 5 ноября 1971 года, номер по каталогу Harvest – SHVL 795, Harvest – 1E 064 ○ 04917).
Моно микс для сингла песни «The Universal» инженером Глином Джонсом создается 18 июня 1968 года. Без каких-либо изменений трек включен в альбом «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969».
Благодаря сырой, лаконичной, дилановской атмосфере, песня «The Universal» резко контрастирует с ранним ритм-энд-блюзовым и роковым звучанием группы. Стив Марриотт считал, что данное произведение одним из лучших своих творений.
Композиция «The Universal» стала неофициальным гимном возрождения мод-движения («Mod Revival») - молодёжной субкультуры и музыкальной сцены, возникшая в Соединённом Королевстве в конце 1970-х и пережившая пик популярности в начале 1980-х годов. Молодое поколение британцев переняла основные элементы модного стиля 1960-х годов и вернулась к музыкальным истокам. Музыка The Small Faces оказалась влиятельной спустя десятилетия. Яркий тому пример, востребованность песни «The Universal» в 1990-х годах, под влиянием которой молодой лондонский коллектив Blur выпустил сингл с собственной композицией «The Universal» (дата релиза 13 ноября 1995 года, номер по каталогу Food – CDFOODS 69, Parlophone – 7243 8 82554 2 4), которая стала неким продолжением идей записи «The Universal» 1968 года The Small Faces.
Погружаемся во вселенную «The Universal» (Mono UK A-Side Single Mix):
Композиция «Donkey Rides, A Penny A Glass» сочинена авторским дуэтом «Марриотт – Лэйн» при активном участии клавишника коллектива Иэна МакЛэгана для студийного проекта «1862», получившего название в честь года постройки часовни рядом с коттеджем Стива Марриотта в деревне Аркесдене. Именно данный трек стал по сути последним настоящим сотрудничеством музыкантов в данном воплощении группы The Small Faces.
Мотив и лирика песни «Donkey Rides, A Penny A Glass» передаёт ощущение ностальгии, простоты и радости от маленьких жизненных удовольствий. В тексте песни описывается беззаботный образ жизни, где герой доволен простыми радостями, например, проведением времени в фургоне и воспоминаниями о дядюшке по имении Джо.
The Small Faces собираются в полном составе в студии «Olympic Studios» 5 июня 1968 года. Под контролем инженера Глина Джонса музыкальный коллектив записывает песню «Donkey Rides, A Penny A Glass» и инструментальную композицию «Wide Eyed Girl on the Wall», тем самым начав работу над проектом «1862».
Завершив работу над «Donkey Rides, A Penny A Glass», 18 июня 1968 года инженер готовит исключительно моно микс для сингла. Продюсер Эндрю Луг Олдхэм планирует её использовать для стороны «А» пластинки, но лидер The Small Faces возражает в угоду композиции «The Universal».
Песня «Donkey Rides, A Penny A Glass» может считаться самым чистым классическим роком группы. Данный жанр больше будет доминировать в творчестве Humble Pie. Здесь есть интересные переходы и сбивки, джазовые вставки саксофона и настоящий гитарный саунд с изобретательным риффом, вокруг которого построена мелодия. Бесподобно!
Слушаем «Donkey Rides, A Penny A Glass» (Mono UK B-Side Single Mix):
Финальные звуковые дорожки альбома «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» представлены финальным (шестым) британским синглом The Small Faces для лейбла «Immediate Records». К сожалению, пластинка «Afterglow Of Your Love» (Remix) \ «Wham Bam Thank You Mam» (номер по каталогу Immediate – IM 077) выпущена 7 марта 1969 года, когда музыкальный коллектив находился в стадии распада и внутренних конфликтов. Через несколько дней после выхода диска, рок-группа The Small Faces прекратит существование на шесть лет.
Из-за того, что оригинальная версия композиции «Afterglow» будет записана годом ранее и выйдет в составе альбома «Ogdens' Nut Gone Flake» в мае 1968 года, она будет широко известна публике. Кроме того, The Small Faces уже не будут участвовать в раскрутке семидюймовой пластинки. Из-за указанных обстоятельств позиция в национальном хит-параде Великобритании будет весьма скромной, № 36. Диск также станет № 95 в Австралии и № 19 в Нидерландах.
Песня «Afterglow» написана преимущественно Стивом Марриоттом для проекта «Ogdens' Nut Gone Flake». Позже он будет сожалеть, что часть своих произведений разрешал маркировать кредитами «Марриотт – Лэйн».
Текст произведения повествует о глубокой и преобразующей силе любви. Термин «afterglow» в песне метафорически обладает двойным (противоположным) значением. С одной стороны, он обозначает длительную радость и наслаждение, которые любовь оставляет после себя. С другой, разочарование после интенсивности и длительности отношений.
Основная работа по записи номера «Afterglow» проходит в лондонской студии «Olympic Studios» в марте 1968 года. Стив Марриотт исполняет ведущий вокал и все гитарные партии, Ронни Лэйн – бас-гитара, Кенни Джонс – ударные инструменты и перкуссия, а Иэн МакЛэган поочерёдно записывает игру на фортепиано, клавесине и органе «Хаммонда».
Не подразумевая её выход на сингле, инженерная группа микширует композицию «Afterglow», как часть студийного альбома «Ogdens' Nut Gone Flake», соединяя её с соседними треками. Кроме того, у номер присутствует продолжительное акустическое вступление.
В начале 1969 года продюсер и основатель лейбла «Immediate Records» Эндрю Луг Олдхэм понимая, что дни коллектива сочтены, следует в фарватере коммерческой политики своего предшественника импресарио Дона Ардена, пытается извлечь выгоду из записей The Small Faces. Кроме того, лейбл начинает испытывать серьезные финансовые проблемы теряя исполнителей и слушателей.
Продюсер поручает инженеру Глину Джонсу в срочном порядке подготовить новый более полный ремикс песни на основе ранних дублей, убрав акустическое вступление. Песня получает расширенное название «Afterglow Of Your Love». Спешка вызвана срочной необходимостью выпуска «прощального» сингла и «лебединой песни» The Small Faces, которая должна покорить музыкальный рынок. Причем одобрение своих действий со стороны музыкантов продюсер не получает.
Проникновенная баллада «Afterglow Of Your Love», подвергшаяся радикальному микшированию, заметно отличается от альбомной версии «Afterglow» за счёт ускоренной скорости воспроизведения. Если из начала трека убрано акустическое вступление, то финальная часть заметно расширена за счёт длиной инструментальной коды. Несмотря на радикальные меры, изменения композиции пошли на пользу. Трек приобрёл энергию и мощь, которой не доставало альбомному варианту.
В любом миксе «Afterglow» достойная внимания композиция, которая, как и многие другие записи коллектива, приобрела свое признание. Песня получила значительное количество интерпретаций и кавер-версий. Среди лучших можно отметить записи рок-групп Quiet Riot, Great White и Flo & Eddie.
Слушаем «Afterglow Of Your Love» (Mono UK A-Side Single Mix):
Композиция «Me You And Us Too» написана Стивом Марриоттом под влиянием альбома «Gris-Gris» (дата выпуска 22 января 1968 года, номер по каталогу ATCO Records – SD 33-234) Доктора Джона (Dr. John) и коллектива The Night Tripper, который он слушал днями напролёт. Сочинив в начале лета 1968 года настоящий рок-номер, музыкант стал задумываться о сольной карьере, для которой мог бы использовать данную песню. Она вполне могла бы стать его дебютным синглом на лейбле «Immediate Records».
Не откладывая запись песни «Me You And Us Too» в долгий ящик, 18 июня 1968 года Стив Марриотт собирает в «Olympic Studios» Ронни Лэйна, Кенни Джонса и клавишника Ники Хопкинса (Nicky Hopkins). За несколько дублей данный состав группы записывает песню «Me You And Us Too». Полная версия трека с указанных сессий представлена на четвертом диске коробочного издания «Here Come The Nice» 2014 года.
Спустя три месяца The Small Faces возвращаются в помещения лондонской студии «Olympic Studios» в «классическом составе», включая клавишника Иэна МакЛэгана. К тому времени, Стив Марриотт полностью перерабатывает структуру песни и сочиняет совершенно новый текст о гедонизме, мимолетных удовольствиях и последствиях быстрого образа жизни. Композиция, получившее название «Wham Bam Thank You Ma'am», описывает праздный образ жизни молодой женщины, обладающей очарованием и способностью с лёгкостью привлекать мужчин. Она живёт моментом, призывает других избавиться от комплексов и присоединиться к ней в беззаботном прожигании проходящих дней.
Однако в песне есть и другой персонаж — мужчина, который живёт одинокой жизнью и не считает, что его боль может кого-то обидеть. Накопив обиды прошлого, он становится циником и скептиком. Судьба этого персонажа служит контрастом первоначальному энтузиазму молодой женщины, подчёркивая тёмную сторону гедонизма. В песне также критикуется социальные устои, которыми правят «эгоисты», навязывающие жёсткие правила и общественные нормы поведения.
Основные рекорд-сессии «Wham Bam Thank You Ma'am» проходят 11 сентября 1968 года. За несколько дублей музыканты заканчивают трек, который планировался к включению в студийный проект «1862». Из-за последующего охлаждения отношений между участниками коллектива песня забывается.
В начале 1969 года продюсер Эндрю Луг Олдхэм возвращается к архивным записям The Small Faces, пытаясь найти композиции для будущего сингла. Прослушав оба варианта «Me You And Us Too» и «Wham Bam Thank You Ma'am», он отбирает последний трек для релиза на стороне «А» будущей семидюймовой пластинки.
Плёнки с песнями «Me You And Us Too» и «Wham Bam Thank You Ma'am» передаются инженеру Глину Джонсу для создания монофонических миксов. Он готовит каждую запись отдельно, но итоговый вариант совместно записывает на общую мастер-ленту без каких-либо маркировок и отметок. Специалист искренне полагает, что обе композицию выйдут на одном семидюймовом сингле, каждая песня на своей стороне.
Из-за спешки Эндрю Луга Олдхэма с выпуском «прощальной» пластики The Small Faces и отбором ремикса песни «Afterglow Of Your Love» для стороны «А», копии с мастер-лентами с треками «Me You And Us Too» и «Wham Bam Thank You Ma'am» отправляется в разные страны для изготовления матриц. В итоге, на стороне «B» в ряде стран выходит композиция «Me You And Us Too» в качестве официального релиза группы.
На этом путаница не заканчивается. На обложках и пятаках большинства изданий название композиции было написано неправильно: «Wham Bam Thank You Mam». На более редких прессах даже встречались вариант «Wham Bam Thank You Man». Правильное название «Wham Bam Thank You Ma'am», то есть «Мэм», в настоящее время уже даже и не вспоминают.
Несмотря на различимые ошибки, песня «Wham Bam Thank You Mam» обрела культовый статус в качестве одной из классических хард-роковых произведений с элементами зажигательного буги-вуги. Композиция вдохновит многих музыкантов на написание номеров в подобной жанровой стилистике. Даже Дэвид Боуи (David Bowie), признанный почитатель и поклонник музыки The Small Faces, в 1972 году сослался на песню «Wham Bam Thank You Mam», использовав фразу из неё в своей собственной композиции «Suffragette City» (одноименный сингл выпущен 9 июля 1976 года, номер по каталогу RCA Victor / RCA – 42576).
Английская рок-группа Slade также переосмыслит и перебодает песню The Small Faces для своего сингла «Thanks for the Memory (Wham Bam Thank You Mam)» (дата выпуска 9 мая 1975 года, номер по каталогу Polydor – 2058 585), который достигнет позиции № 7 в национальном хит-параде Великобритании.
Вам тоже предоставляется возможность услышать великолепную композицию «Wham Bam Thank You Mam» (Mono UK B-Side Single Mix):
Подведение итогов.
Сотрудничество британской мод-группы The Small Faces с лондонским лейблом «Immediate Records», принадлежавший продюсеру Эндрю Лугу Олдхэму (Andrew Loog Oldham) и бизнесмену Тони Колдеру (Tony Calder), стало важной вехой творческого развития и музыкального пути коллектива. Благодаря их коллаборации музыка квартета сильно изменилась, подарив индустрии и слушателям невероятные песни и композиции, например, «Afterglow Of Your Love», «Lazy Sunday», «Here Come The Nice», «Itchycoo Park» и «Tin Soldier», которые в наше время слушаются актуально, злободневно и востребовано.
Благодаря умелой, правильной, взвешенной кураторской и координаторской деятельности продюсера Эндрю Луга Олдхэма, музыкальные записи лейбла «Immediate Records» группы The Small Faces совместили творческую свободу, музыкальные инновации, современное оборудование и коммерческий успех, выведя коллектив в ранг звёзд мирового уровня.
Альбом-компиляция «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» 2014 года позволяет почувствовать атмосферу ушедшей эпохи рок-музыки конца 1960-х годов в самом её расцвете. Если вы ходите окунуться в культу мод-движения, британского рока, настоящей музыки, сумасшедших идей и безумного творчества, то записи группы The Small Faces для синглов лейбла «Immediate Records» самый что ни на есть правильный выбор!
Именно монофонической звучание коллектива позволяет услышать на оригинальных записях аутентичный саунд, который характерен для сингловых релизов 1960-х годов. Пусть данное обстоятельно не пугает, все звучит превосходно, даже несмотря на тот факт, что некоторые треки альбома «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» были восстановлены не с оригинальных мастер-лент, а с самих виниловых семидюймовых пластинок. В мире индустрии шоу-бизнеса мало исполнителей и музыкальных коллективов, кто может продемонстрировать на одном диске столь великолепную подборку знаковых, культовых и замечательных песен. Музыка группы The Small Faces того стоит!
Согласно сведениями интернет-ресурса Discogs, впервые британские синглы группы The Small Faces, записанные для лейбла «Immediate Records» в 1967 – 1969 годах, были изданы в 1999 году на компакт-дисках, укомплектованных и объединенных в общую коробку.
В 2014 году была начата масштабная кампания по переизданию музыкального наследия The Small Faces в восстановленном и ремастированном виде («Официальная серия восстановленных релизов Small Faces», «Official Small Faces Re-Masters Series»). Именно тогда шесть британских синглов лейбла «Immediate Records» объединены с уникальными миксами песен для зарубежных выпусков коллектива на семидюймовых пластинках, включая релизы для США, Австралии и Новой Зеландии, в один альбом «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969».
По данным Discogs, компиляция «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» с 2014 года по настоящее время выпущена в девяти видах, включая релизы на виниловых пластинках, компакт-дисках и цифровой (загрузочный) контент онлайн платформ. Рассмотрим наиболее значимые и уникальные издания.
1. The Small Faces: «The Singles Collection». UK 1999 6 x CD-Single Compilation Limited Edition Numbered Box-set. Essential! Records – ESB CD 725.
Первая попытка объединить шесть британских синглов группы The Small Faces, изданных лейблом «Immediate Records» в период 1967 – 1969 годов, в одном коробочном релизе было предпринято осенью 1999 года британским филиалом «Essential! Records» звукозаписывающего гиганта «Castle Music Ltd.».
Компиляцию треков составил британский историк рок-музыки, журналист и продюсер Джон Рид (John Reed) и инженер лейбла «Castle Music Ltd.» Стив Хэммондс (Steve Hammonds).
Оригинальные монофонические миксы двенадцати песен впервые подверглись тщательной цифровой реставрации, мастеринг которых выполнен инженерами на оборудовании компании «EMI Records». Несмотря на отметку о принадлежности релиза Великобритании, тираж дисков отпечатан на заводах в Голландии.
Каждый сингл представлен на отдельном компакт-диске, содержащий всего лишь два трека. Набор упакован в картонную коробку с полноцветным раскладным постером. Каждый диск-сингл (CDs) поставляется в индивидуальном картонном конверте с точной полноформатной репликой оригинального оформления конца 1960-х годов. Оформление релиза подготовил художник Хью Гилмор (Hugh Gilmour). Тираж коробки составил 7500 экземпляров для всего мира, каждый экземпляр которой пронумерован и содержит сертификат подлинности.
Из-за небольшого тиража переиздание синглов The Small Faces под названием «The Singles Collection» считается филофонической редкостью. Вместе с тем, некоторые экземпляры можно найти в продаже за приемлемые деньги. Такое коробочное воплощение записей группы подойдет как эстетам и модам, так и любому меломану, понимающему толк рок-эпохе конца 1960-х годов.
2. The Small Faces: «Here Come The Nice. CD 1: Small Faces Singles: Worldwide As, Bs & EPs». First part of UK Limited Edition 4 CD, 2 EPs, 2 SPs and Book Box Set. Charly Records – CHARLY 170 BX, Immediate – CHARLY 170 BX.
3. The Small Faces «Greatest Hits (The Immediate Years 1967 - 1969)». European 2014 Remastered Digibook СD Compilation. Charly Records – CHARLY 654 X, Immediate – CHARLY 654 X.
Параллельный релиз альбома «Greatest Hits (The Immediate Years 1967 - 1969)» группы The Small Faces первого диска из массивного и объёмного бокс-сета «Here Come The Nice» (номер по каталогу Charly Records– CHARLY 170 BX, Immediate – CHARLY170 BX). Обе компиляции поступили в продажу в один день 27 января 2014 года.
Для каждого издания выполнен идентичный трансфер записей с оригинальных мастер-лет. Он подготовлен инженером Робом Кейлохом (Rob Keyloch), а посекундное восстановление старых записей осуществлял звуковой техник Ник Роббинс (Nick Robbins). Для подготовки новой матрицы использовалось оборудование компании «Sound Mastering Ltd».
Тираж дисков изготовлен британской компанией «Snapper Music plc» при участии фирмы «Charly Acquisitions Ltd».
Звук. К удивлению большинства меломанов и слушателей, которые опасались искаженного или модифицированного монофонического звучания, альбом «Greatest Hits (The Immediate Years 1967 - 1969)» получился с чётким, объемным и выверенным саундом, который максимально соответствует оригинальным записям второй половины 1960-х годов. Здесь нет чрезмерной грозности и «цифрового следа», которые характеры для релизов CD последних двух десятилетий. Мощный бас, прекрасные низкие частоты, умеренный средний диапазон и великолепно прописанный верхний уровень, способен подарить прекрасные минуты в компании музыки группы The Small Faces.
Индивидуальный релиз альбома «Greatest Hits (The Immediate Years 1967 - 1969)» оформлен в виде книги, на обложке которого крепиться диск, снабженной хорошей справочной информацией по каждому треку.
Если огромный бокс-сект «Here Come The Nice» с автографами Иэна МакЛэгана и Кенни Джонса – прерогатива узкой прослойки обширной базы поклонников творчества The Small Faces, то самостоятельный выпуск альбома «Greatest Hits (The Immediate Years 1967 - 1969)» прекрасно впишется в коллекцию простого меломана, желающего получить уникальную коллекцию произведений квартета, способного впечатлить своим творчеством даже явных скептиков и пессимистов. Рискните послушать!
4. The Small Faces: «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969». European Remastered Compilation Red Translucent 180 gram LP Album. Charly Records – IMLP19671969C, Immediate Records – IMLP19671969C, BMG – IMLP19671969C.
5. The Small Faces: «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969». European Remastered Compilation Black 180 gram LP Album. Charly Records – IMLP19671969, Immediate – IMLP19671969, BMG – IMLP19671969.
Европейские издания альбома «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» на виниловых пластинках «тяжёлой» массы в 180 грамм. Один вариант – в красном исполнении, второй – в чёрном. В целом, это единственные существенные отличия.
Виниловая версия альбома «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» из-за особенности временного хронометража содержит семнадцать композиций, а три песни «(Tell Me) Have You Ever Seen Me», «Something I Want To Tell You», «Eddie's Dreaming» отклонены для релиза. Печатный факт, но с другой стороны их в несколько ином варианте можно найти на переиздании пластинки «Small Faces» лейбла «Immediate Records» в «официальной серии восстановленных релизов The Small Faces».
За основу для виниловых выпусков «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» взят мастеринг последний лет, выполненный инженером Нико Роббинсом (Nick Robbins) на оборудовании компании «Air Mastering». Он же был ответственен за изготовление матриц. Тираж дисков выполнен на заводах лейбла «Charly Acquisitions Ltd.» в Великобритании.
Наполнение аудио сигнала отличное. Саунд пластинок великолепный. Вместе с тем необходимо использовать при воспроизведении высокотехнологичное оборудование, так как дешевые проигрыватель виниловых пластинок могут привести к деформации диска, из-за близкого расположения большого количества звуковых дорожек.
Звук обладает приятной, ламповой и винтажной атмосферой. Он наполнен чёткими линиями баса и отличным верхним диапазоном, благодаря чему становится заметным все вокальные оттенки и инструменты музыкантов группы The Small Faces.
К каждому экземпляру релиза прилагается оби-полоска с высказыванием знаменитого гитариста Пита Таунсенда (Pete Townshend) из The Who, который на протяжении многих лет был дружен с музыкантами коллектива.
Виниловый вариант альбома «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» станет прекрасным украшением любой коллекции, но не полочного собирания в качестве объекта фетишизма или интерьерного украшения, а как постоянного прослушивания на проигрывателе пластинок. Поставив диск один раз, окунувшись в мир творчества The Small Faces, вы обязательно вернетесь к нему снова. Эта музыка достойна быть услышанной в таком формате, который максимально близка ко временам её создания и записи.
6. The Small Faces: «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969». 20 FLAC files х 16-Bit / 44.1 kHz Stereo. © & ℗ 1967 Immediate Records / 2014 Charly Acquisitions Ltd.
Цифровая версия альбома «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» группы The Small Faces, представленная на большинстве онлайн музыкальных платформ и медийных ресурсах.
Основу звучания двадцати файлов – контейнеров формата FLAC в стандартном разрешении с уровнем квантования 16 бит и частотой дискретизации (семплирования) 44,1 кГц (килогерц) составил цифровой мастеринг инженера Роба Кейлоха и техника Ника Роббинса на оборудовании компании «Air Mastering». Как следствие, каких-либо разительных отличий от изданий альбома «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» на компакт-дисках нет (смотри позиции №№ 2 и 3 данного обзора).
Да, файлы звучат превосходно, но не на пределе цифровых возможностей, которые могут подарить слушателям аудио формат высокого разрешения («High-resolution audio»). В этой связи остаются надежды на получение улучшенного контента в будущем.
7. Альбом «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» группы The Small Faces на стриминговой платформе «Яндекс.Музыка»:
«Я даже и не думал сочинять собственные песни, пока Стив не предложил мне поработать над его идеями». Ронни Лэйн.
Общий итог на 93 балла из 100 возможных.
Дополнительная информации об альбоме-сборнике «Greatest Hits: The Immediate Years 1967 – 1969» и синглов рок-группы The Small Faces периода их сотрудничества с независимым лейблом «Immediate Records» в 1967 – 1969 годах: