Найти в Дзене

«Заигрывая с чертями». Обзор альбома 1982 года «Abominog» группы Uriah Heep.

Творческий кризис для музыкантов чреват последствиями. Одни не могут пережить утрату былой популярности, потерю ведущих музыкантов коллектива, снижение продаж и просто отсутствие новых идей. Все это, как и многие другие условия, сказываются на отношениях внутри коллективов и приводит к трагическим последствиям: от безразличия к выпускаемому материалу до распада и потерь контроля над брендом (название уходит к менеджерам и продюсерам). Другие ищут возможность устоять, измениться, соответствовать моде, поменять имидж и заявить о себе в другом образе и формате.

Варианты изданий альбома "Abominog".
Варианты изданий альбома "Abominog".

Все это было не раз в истории коллектива Uriah Heep, но в 1981 году они пошли по своему универсальному пути, используя оба варианта одновременно. Они потеряли часть оригинального состава, в том числе группу покинул основной автор и клавишник Кен Хенсли (Ken Hensley). Угасал интерес к их творчеству со стороны поклонников, звукозаписывающий лейбл отказался выпускать альбом «Conquest» в Северной Америке, но музыканты нашли себя в новом мире музыки, изменились и выдали великолепный результат в виде альбома «Abominog».

Изменения произошли кардиальные. В группу вернулся участник «классического» состава барабанщик Ли Керслейк (Lee Kerslake), который привел в группу своего партнера по проектам «Blizzard of Ozz» (1980) и «Diary of a Madman» Оззу Осборна бас-гитариста Роберта Дэйсли (Bob Daisley). Ритм-секция указанных музыкантов заложила основу будущего альбома, формируя новый, но при этом узнаваемый меломанам, саунд Uriah Heep. Возращению предшествовал звонок от гитариста Мика Бокса (Mick Box), который после распада предыдущего коллектива находился в депрессии и злоупотреблял алкоголем.

Из группы Heavy Metal Kids пришел клавишник и органист Джон Синклер (John Sinclair), музыканты были знакомы много лет. Обе группы совместно гастролировали по Великобритании. Джон виртуозно владел такими инструментами, как синтезаторы Prophet 5 Polyphonic и Mellotron M400, а также электроорганом Hammond B3.

Вокалистом стал бывший участник TrapezeПитер Голби (Peter Goalby), который и написал большинство песен нового альбома. На условиях Мика Бокса было решено поставить в кредиты песен фамилии всех пятерых музыкантов. Гитарист не хотел авторского доминирования, как во времена Кена Хенсли.

Авторами половины песен альбома значатся музыканты Uriah Heep, а второй – заимствованные композиции других исполнителей. Такая «мешанина» своего и чужого материала впервые представлена на альбомах группы.

Обложка. На конверте изображён достаточно жутковатый чёрт с рогами. Персонаж воплощает придуманного группой Абоминога. На самом деле изображение является шаржем на вокалиста группы Питера Голби.

Первой «ласточкой» новых сессий звукозаписи стал мини-альбом Uriah Heep «Abominog Junior», выпущен в феврале 1982 года. Миньон включал в себя альбомный трек «On the Rebound», и два Би-сайда: кавер-версию группы Small Faces«Tin Soldier» и написанную всеми участниками коллектива «Son of a Bitch».

Сам альбом «Abominog» увидел свет через месяц после миньона в марте 1982 года. Трек-лист альбома:

Сторона 1 винилового издания пластинки:

01. "Too Scared to Run" (Mick Box, Bob Daisley, Peter Goalby, Lee Kerslake, John Sinclair) - 3:49

02. "Chasing Shadows" (Box, Daisley, Goalby, Kerslake, Sinclair) - 4:39

03. "On the Rebound" (Russ Ballard) - 3:14

04. "Hot Night in a Cold Town" (Geoff Cushing-Murray, Richard Littlefield) - 4:03

05. "Running All Night (with the Lion)" (Gary Farr, Box, Daisley, Goalby, Kerslake, Sinclair) - 4:28

Сторона 2 винилового издания пластинки:

06. "That's the Way That It Is" (Paul Bliss) - 4:06

07. "Prisoner" (James Lance, D. B. Cooper, Tony Riparetti) - 4:33

08. "Hot Persuasion" (Box, Daisley, Goalby, Kerslake, Sinclair) - 3:48

09. "Sell Your Soul" (Box, Daisley, Goalby, Kerslake, Sinclair) - 5:25

10. "Think It Over" (John Sloman, Trevor Bolder) - 3:42

Дополнительные песни на переиздании альбома в формате компакт-диска:

11. "Tin Soldier" (Steve Marriott, Ronnie Lane) - 3:49 (с мини-альбома «Abominog Junior»)

12. "Son of a Bitch" (Box, Daisley, Goalby, Kerslake, Sinclair) - 4:08 (с мини-альбома«Abominog Junior»)

13. "Think It Over" (John Sloman, Trevor Bolder) - 3:17 (версия песни из промо фильма)

14. "Too Scared to Run" (Mick Box, Bob Daisley, Peter Goalby, Lee Kerslake, John Sinclair) - 4:19 (концертная версия песни)

15. "Sell Your Soul" (Box, Daisley, Goalby, Kerslake, Sinclair) - 5:43 (концертная версия песни)

16. "That's the Way That It Is" (Paul Bliss) - 3:58 (концертная версия песни).

Открывает альбома композиция «Too Scared to Run», сочиненная всем музыкальным коллективом. Звонкие гитарные рифы Мика Бокса (Mick Box) нарастают и набирают темп. Затем вступает бешенный звук ритм-секции и клавишные Джона Синклера (John Sinclair). Вокал Питера Голби (Peter Goalby) отлично контрастирует с новым саундом группы. Трек интересно смикширован в «разбросе» вокала по каналам.

Надо отдать должное группа чудом сохранила свой музыкальный образ и узнаваема в данной композиции. Это настоящий хард-рок, который исполнен надлежащим образом: мастерски сыгран и спет. При этом использован радио-формат построения песни: нет длительных соло на гитаре или продолжительных импровизаций органа. Аранжировка выполнена в минимализме и с четкой подачей звукового ряда.

Образы в лирике песни также узнаваемы и обыгрывают знакомые для группы темы «страха».

Участие Питера Голби лучшее, что случилось с Uriah Heep со времен ухода фронтмена Дэвида Байрона (David Byron). Песня «Chasing Shadows» тому весомое доказательство. Рок-баллада построена на интересном всеобъемлющем «мерцающем» звуке синтезатора. Гитара Мика больше выступает в качестве сопровождения клавишных. Песня оформлена под утяжеленный AOR рок и более ориентирована на американский рынок. Отличные гармонии и музыкальные мини-импровизационные вставки во второй половине трека украшают песню.

В аранжировке чувствуется влияние бас-гитариста Роберта Дейсли (Bob Daisley) и его опыта работы с Оззи Осборном и Rainbow. Присутствует совпадение подачи звука и построения вокальных гармоний.

Момент припева про «биение сердца» («heartbeat») будет заимствован спустя пару месяцев в песне «Heartbeat» воссоединившимися King Crimson на альбоме «Beat», чьи звукозаписывающие сессии состоялись в марте – апреле 1982 года, как раз сразу после выхода «Abominog». Обе песни подозрительно похожи аранжировками. Рекомендуется сравнить.

Лирика песни опять же наполнена тематика «ночи».

Автором «On the Rebound» значится знаменитый «доктор шлягер» Рассел Баллард (Russ Ballard), писавший песни для сольных исполнителей Агнеты Фельтског (Agnetha Fältskog), Оливии Ньютон-Джон (Olivia Newton-John), Роджера Долтри (Roger Daltrey), Ринго Старра (Ringo Starr) и групп Rainbow, Santana, Kiss, Argent и других коллективов.

Авторское исполнение можно найти на диске Балларда «Russ Ballard & the Barnet Dogs» 1980 года. Выбор Uriah Heep с данной композицией попадает точно «в цель» и в хит-парады рок-песен США. Аранжировка группы превосходит авторскую подачу песни. Группа использует пульсирующий звук, построенном на синти-поп музыке. Американское коммерческое звучание радио формата начала 80-х включает в себя и прекрасную игру диско-ударных, елейное исполнение Питером Голби и гармонии Мика и Боба.

«Hot Night in a Cold Town» дебютирует на альбоме Джона Мелленкампа (John Mellencamp) 1980 года «Nothin' Matters and What If It Did». Рок-версия Uriah Heep начинается, как фортепианная баллада, построенная на минорной гармонии в «томной» подаче. Синтезаторное звучание доминирует, предвещая хит «Jump» группы Van Halen.

Песня символизирует эпоху 80-х годов, включая образы характерные для голливудского кино той эпохи, как «горячая ночь» и «холодные города».

В завершении песни Мик выдает неплохое гитарное соло, которое быстро прерывается фортепианным звучанием.

Очередное заимствование - «Running All Night (with the Lion)» группы (одного альбома 1980 года «Running All Night») Lion - доработано всеми участниками. Это неплохой рок-номер с вокальными гармониями и «тягучей» подачей гитары. Группа играет в стиле американских ансамблей Journey и Foreigner, чей пик популярности пришелся на конец 70-х – начала 80-х.

В лирике песни опять же использованы клише «бега» на месте.

«That's the Way That It Is» заимствована из репертуара группы из Калифорнии The Bliss Band с альбома 1979 года «Neon Smile». На песню выпущен музыкальный видеоклип, который попал в ротацию MTV. Видеоряд содержал кучу клише от кожаных нарядов с заклёпками до мотоциклов и девушек модельной внешности.

Песня отличается мощными гитарными рифами, энергичными ударными и выразительным вокалом Питера. Трек сочетает в себе элементы прогрессивного и хард-рока в стиле AOR. Текст песни затрагивает тематику любви и социальной несправедливости.

«Prisoner» заимствована Uriah Heep из репертуара американской группы «новой волны» Sue Saad and the Next. Композиция построена на простых рифах гитары и опять заводит слушателя на территорию балладной игры мелодичного AOR рока.

Лирика песни затрагивает тематику одиночества и заточения внутри себя с печальным финалом. Все закономерно.

Авторами мощного номера «Hot Persuasion» выступает вся группа. Начинается композиция с классического церковного органа, затем ритм отстукивается на афро-кубинском ковбелле. Присутствует интересные пассажи гитары Мика: есть и дисторшн и фузз эффекты, что дает звуку максимальную тяжесть, шумность и «жирность». Также хороший расклад по вокалу, перераспределение голоса из канала в канал.

Песня весела, забориста и динамична. Настоящий рок-н-ролл образца 80-х годов.

Странная и пугающая «Sell Your Soul» предназначена будто для низкобюджетных фильмов ужасов 80-х. Жуткий саунд переходит в «заклинания» гитары Мика. Песня напоминает стилистику и музыкальную подачу Kiss.

В конце трека слушатель немного устает от однообразия припева, но басовая партия и красивая игра синтезатора спасают композицию.

Апробированная группой ранее «Think It Over» в виде сингла 1980 года преподноситься слушателю в новой аранжировке. Это кавер-версия на предыдущий состав Uriah Heep. Самоповтор.

На песне доминируют семплированные аккорды синтезатора и резкий бит ударных инструментов.

В качестве бонуса на компакт-диске представлена также отредактированная версия песни из видеоролика.

Дополнительный трек на компакт-диске «Tin Soldier» взят с мини-альбома под названием «Abominog Junior». Песня знаменитый хит 60-х великой британской группы Small Faces. Довольно странный и нехарактерный выбор песни Uriah Heep объясняется корнями коллектива, когда в конце 60-х они назывались Spice. Дело в том, что оба ансамбля выступали на одной сцене «Marquee Club» по Оксфорд-стрит, Лондон. Кроме того, оба коллектива пересекалась в одном туре совместно с Manfred Mann по континентальной Европе летом 1977 года. Естественно, что песня была знакома Мику Боксу, который и предложил записать хард-роковую версию, которая позже вышла на стороне «Б» миньона. Приятное заимствование!

Вокал Питера Голби имитирует стиль исполнения Стива Марриотта (Steve Marriott), но на этом совпадения заканчиваются, так как аранжировка подана в более динамично, несколько прямолинейно. Великолепно слушается гитара и клавишные, положенные на жесткий бит ударных. Рекомендуется ознакомиться с каждой из версий и сравнить варианты самостоятельно (ответ в конце учебника).

Написанная всей группой песня «Son of a Bitch» начинается с возрастающего звука органа, после чего вступает ритм-секция и гитары. Композиция построена на тяжелых рифах, содержит ненормативную лексику.

Песня построена на вокальных гармониях, но по факту является проходным номером, который особо не запоминается.

Издание на компакт-диске содержит в качестве дополнительных треков также три концертные версии песен «Too Scared to Run», «Sell Your Soul», «That's the Way That It Is». Звук данных песен портит впечатление от высококлассной записи студийного материала альбома. Пленки взяты не с микшерского пульта, а записаны из зала. Соответственно качество записи сильно страдает, песни с «порезанными» верхними частотами. Да, исполнение коллектива великолепное, это заметно сразу. Группа в данном составе звучит сыграно, но проблемная запись снижает впечатление. Лучше было изначально выпустить концертный альбом, содержащий указанный материал.

Сравнивая варианты изданий Uriah Heep «Abominog»:

1. Uriah Heep – «Abominog». UK 180 gr Black LP. 2015 year.

BMG / Sanctuary / Bronze – BMGRM094LP.

https://www.discogs.com/ru/release/7765167-Uriah-Heep-Abominog

LP
LP

2. Uriah Heep – «Abominog». K2 24bit Japanese CD from Uriah Heep Original Paper Sleeve Collection. 2006 year.
BMG / Sanctuary Midline – BVCM-37740
https://www.discogs.com/ru/release/2367222-Uriah-Heep-Abominog

CD
CD

Указанные два издания взяты для обзора умышленно. Было интересно сравнить физическое воплощение звука на современном прессе альбома на виниле и компакт-диске. Виниловый вариант 2015 года представлен на тяжелой массе в 180 грамм. Внутренний конверт без антистатической вкладки. Пластинка ровная, поверхность без изъянов. Звук плоский, невыразительный, масса шумит. Присутствует проблема со звучанием баса, иногда он перегружает другие инструменты.
Мастеринг для CD качеством гораздо выше. Инструменты звучат четко, бас звучит ровно, без перегруза, не заглушая, а наоборот подчёркивая другие инструменты. Плюс отсутствие помех, характерных для аналоговых носителей. Саунд потрясающий.
Дополнительно CD содержит треки с миньона, что дополняет концепцию альбома.
В данном случае предпочтение отдается слушателем изданию альбома «Abominog» на компакт-диске.

Общий итог на 75 баллов из 100 возможных.