Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Мое ИВАТУ. Им не позавидуешь.

Оглавление

Евгений Щукин

На снимке: Команда училища по стрелковому  спорт на первенстве Заб.ВО
           г. Чита,1956 год. Я третий  слева во втором  ряду.
На снимке: Команда училища по стрелковому спорт на первенстве Заб.ВО г. Чита,1956 год. Я третий слева во втором ряду.

Как  родным домом стало ИВАТУ.

В 1954  году в октябре  месяце меня призвали в ряды Советской Армии.   А до этого  знаменательного события, я успел  в  Перми  окончить  техникум и, получив диплом, несколько месяцев поработать в городе Кирове, (сейчас  это город Вятка), мастером электроцеха  на  оборонном заводе  п/я 608.
***-***
Наш состав из десятка  теплушек, с  контингентом в 60 призывников, с двухразовым питанием, простаивая  подолгу  на запасных  путях каких-то станций, 22-е суток тащился через всю Сибирь в  Приморский край, – в город  Ворошилов-Уссурийский.

Через  месяц курса «Молодго  бойца», в местечке Липовцы,  я  был  направлен в ШМАС, (школа младших авиационных специалистов), прославленного песней, города Спасск-Дальний,    учиться  на механика  по обслуживанию самолета МИГ- 15.

Этот период солдатской  жизни мне запомнился тем, что мы- новобранцы  все время ощущали голод.  Радостным  днем был день получения денежного довольствия, (3-х рублей), которые тотчас тратились на буханку черного хлеба и кулечек сахарного песка, – лакомства голодного солдата.

Где-то в марте 1955 г. я  на территории части встретил нескольких моряков и узнал в них курсантов Пермского ВМАТУ,  приехавших набирать  кандидатов для поступления в училище.

Честно признаться, я совсем не собирался  быть офицером, но соблазн побывать  в Перми – дома, заставил  пойти к командиру роты и написать рапорт.

К сожалению,  Пермяки ошиблись номером части, и ни кого от нас не взяли.  А вот через неделю, когда пришла разнарядка  из нескольких училищ, (и летных и штурманских), мне не удалось отвертеться,  пришлось дать согласие  поступать в ИВАТУ.

Хотя мысль была такой: – все равно быть солдатом придется 3 года, а  поступлю -  не поступлю, служба-то все равно пойдет!

Вот таких кандидатов в  училища, в нашего   частях В.О. набралось 75  человек, и всех нас  направили  в Ворошилов-Уссурийск.   Там мы должны были пройти медицинскую комиссию и показать наличие знаний  на  уровне средней школы.

Если медицину  наш молодой организм  выдержал,  так в отношении  нвших  знаний, вышел конфуз: за диктант и математику - были получены  75 колов и двоек!  И по другим предметам  у многих  солдат  - было не лучше.

Правда, мне по физике удалось получить 4-ку,  билет попал   с вопросом о доменном процессе,  все же работа  моя на заводе не  пропала  даром.

Конечно, надо  бы было  всех нас   отправить обратно в части, но командование уже доложило высшестоящему командованию  о выполнении плана  и, выдав нам проездные документы, по 3 рубля денежного довольствия  и скудного  сухого пайка, (в виде  одной буханки хлеба с двумя  баночками  кабачковой икры),  мудро решило быстрее  избавиться от нас.

Поезд до Иркутска шел 3-е суток. Давно были истрачены деньги, съеден хлеб и кабачковая икра, (позже, я лет 10 не мог даже смотреть на нее), в последние сутки  перед Иркутском нас подкармливали сердобольные пассажиры.

Город Иркутск  встретил нас  весенним теплым и солнечным днем. Нам понравился город, территория училища: красивый центральный корпус,  стадион, все в зелени и удобные светлые  казармы.

Почувствовали мы и  разницу в рационе  питания, и,  (что для нашего возраста было  немаловажно) почувствовали  заинтересованность  к нам,  иркутянок,- наших ровесниц.  И  решение  было  принято, - остаюсь в ИВАТУ, и  через 3 года стану офицером!

Правда, для этого  надо было еще поступить!   Осенью, на равных с  выпускниками школ, успешно сдать экзамены.

Училище организовало нам  подготовку по нужным  предметам, и одновременно  стало готовить  нас, уже поевших солдатской каши, на уровень   младших  командиров.

Нас  направили  под командование капитана Василевского,  - отличного строевика, подтянутого,  несколько щеголеватого в ношении офицерской формы  и  в общении с нами   шутливо - «приблатненного». 

Мне легко давалась учеба,  а со строевой  и спортивной подготовкой, вообще проблем не было.  Капитан Василевский,  (Костя-блатной,  как  уважительно, мы его окрестили,  да простит  нас  его прах, за это), после безупречно выполненных    строевых  приемов,   обычно отпускал меня  и других,  поваляться  на травке,  продолжая жестоко дрессировать неумех.

Мы отъелись на курсантских харчах, загорели на летнем солнышке, окрепли физически и, без особого труда,  сдали вступительные экзамены.

Мне присвоили звание -  младший сержант  и направили командиром  классного  отделения  в 6 роту  майора Бакалова. Чуть позже мне доверили  уже курсантский взвод в этой же роте,  повысив в звании до старшего сержанта.

Месяц помощи колхозам в сборе урожая,  пролетел незаметно  и началась учеба!Учебный процесс училища был организован так, что только  совсем уж  дурак,  мог не освоить  учебного материала.

Правда,  не  все,  вчерашние  десятиклассники,  легко вживались в распорядок курсантской жизни.  Вскоре проявили себя  злостные  нарушители дисциплины,  любители выпить, - таких сразу же отчисляли  из училища  и направляли  рядовыми в  воинские части.

Я   же легко  втянулся в учебный  процесс и распорядок  дня, учиться  было интересно, было где отдохнуть в  самом  училище и в голродском увольнении.

Мне запомнился первый курсантский бал с приглашенными студентками из  мединститута и института иностранных языков.

После такого бала  для многих курсантов  появилась желанная цель - хорошо учиться и каждую субботу пойти в город,  получив увольнительную  записку. Я храню, как реликвию, одну из них.

Три года учебы пролетели как один день. Были успехи, были и огорчения. Успехом считаю, - свое   участие в сборной команде по пулевой стрельбе  и успешное выступление на первенстве Забойкальского.ВО. с результатами выше  первого  спотивного разрояда.

Огорчением было, – случайный выстрел в сержантском карауле  и разбор  этого  ЧП в кабинете генерала Щелочилина, с последующим снятием  меня с должности  помощника командира взвода. Правда, звание ст. сержант  мне было оставлено.

Последний курс я оканчивал в  другой  роте,  опять же под командованием,  уже  майора, Кости Василевского. Его роту  перевели на специальность  – АО, а мне,  имевшему  гражданский диплом техника-электрика, сам бог  велел там  учиться.

Красного диплома получить не  удалось,  председатель госкомиссии, (инженер из действующей  части), экзаменуя меня, подловил на вопросе  из практики  и поставил 4-ку.   Что-ж, не судьба!

А дальше,  -  тысячи выпускников ИВАТУ прошли через это:  томительное ожидание Приказа МО, распределение по частям, торжественный выпуск и  вот - долгожданный  стук колес, с каждым  километром приближающий к дому,  к маме, к любимой девушке! А, после  месяца  отпуска,  далее, - к первому месту офицерской службы!

Моя служба началась так: 1958 год – город Тула, полк ВТА,   бортовой техник по АДО  на самолетах АН-8 в экипаже командира дивизии генерала Княжева;

1963-67 г.г. Бортовой техник–инструктор, переведен в г. Кировабад для переучивания вновь созданного полка,  на самолетах АН-8; 

1967 по 1974 г.г. –  г. Кривой Рог, бортовой техник по  АДО самолета АН-12, с августа 1968- участник боевых  дел, ушел с летной работы и назначен начальником группы объективного  контроля полка, (группа ОКЗС  - "Черные ящики), в звании капитан;

1974 по 1981 г.г. – Кривой Рог,  Начальник  Физической подготовки и Спорта   6-й  Гвардейской, Запорожской, Краснознаменной, Ордена Богдана  Хмельницкого дивизии ВТА, Мастер  Спорта СССР, в звании  майор.

В  августе 1981 года уволен в запас с благодарностью Минитра обороны, с правом ношения  военной формы и пенсией в сумме 222 рубля.

Ныне, с мая 1981 года – тренер по большому теннису,  вырастил 3 поколения юных теннисистов,  мной  подготовлен один  Мастер Спорта Украины, и  7 моих  учеников работают профессиональными тренерами в разных странах.

Дорогие однокашники, выпускники  училища разных лет, от всей души поздравляю с юбилеем  училища,  желаю здоровья, успехов в ваших делах и счастья в  личной жизни.

Честь имею, господа  офицеры!      
                Гвардии Майор  Евгений Щукин.

-2

Им не позавидуешь!

Все  познается в сравнении.

Наш  полк АН-12 по тревоге перелетел  с  аэродрома Клоково, (это наш  аэродром в Туле,  где в  годы войны  проходила обучение эскадрилья «Нормандия»,  а теперь  базируемся мы),  на   аэродром  местечка  Щучин,  обеспечить  учения   десантной дивизии, кстати,  тоже  базирующейся в Туле.

Все, как обычно: сели, зарулили на стоянки, выключили двигатели, командиров  автобусами увезли на  постановку задачи,  а мы, открыв грузовые  люки, стали готовить самолет к очередному  вылету.

Прибыли и десантники,  по 60  человек  на каждый  самолет.  Но в самолет   не загружались  -  уселись прямо на травку   двумя рядам в некотором отдалении  от самолета.

Десантники упакованы в два парашюта, с  автоматами, с  полной выкладкой, смотрятся несколько неуклюжими.
Ближе к самолету сидят самые легкие и меньшие ростом, а чем дальше –  более рослые и тяжелые.
Тяжелые  и рослые покидают,  обычно, самолет первыми.  Сидит десантура  на травке,  откинувшись на  основной парашют,  только  офицер  прогуливается рядом.

А мы   в самолете установили  съемные  десантные  сидения,  разделитель потока,  - это  тоже  два сидения, но с двецами,   закрепляемые на обрезе  грузового люка.

Там  на  разделителе потока  в полете  размещаются   выпускающие: – офицер и прапорщик.  Они после открытия грузового люка,  по сигналу  штурмана, открывают дверцы разделителя  потока, а когда оба ряда десантников покинут самолет, покидают его последними.
Мне же,-  бортовому  технику  по АДО, после  выброски десанта приходится  закрывать  грузовой люк и убирать разделитель потока.


Но это потом, а пока, проверяю нет-ли   чего лишнего под ногами, что бы десантники не споткнулись. Проверяю  наличие  кислородных масок и подачу кислорода на каждое десантное  сидение.  Нужно быть готовым,  никто  не  знает  на  какой  высоте  придется лететь.

На прошедших учениях была проблема: перед самым взлетом    меня послали на  чужой борт заменить заболевшего борттехника, а   десант был уже  размещен  в самолете.
В полете над Кавказским хребтом я заметил, что один  из десантников  вот-вот  потеряет сознание,  в его маску не поступает кислород! Что ж,  подключил его к запасному   присоску.
Проверил других  - еще  шесть  десантников  в таком же положении, не получают кислород!
Подключил и их к  запасным присоскам, а сам остался без кислорода, кончились запасные  присоски.
Все оставшееся время полета я ходил по кабине: отключу кого-нибудь от кислорода - подключусь сам, подышу вместо него,  вижу -  синеет,  даю  ему кислород  и отключаю следующег. Вот так и  летели, пока  не заняли эшелон выброски.

Ну, это так, к слову вспомниось.
Самолет  подготовлен – ждем команды. Но  подъехали автобусы и  нас везут на обед.
Столовая сродни ресторану: – хрустящие белоснежные скатерти, сервировка, выбор  блюд!  Официантки в   крахмальных косыночках и передничках,  - сама доброжелательность  и предупредительность.
Оба комаддующих - ВДВ  и  ВТА, тоже прошли покушать мимо нас в отдельный кабинет. 

Вернулись, покушав, автобусами  к самолетам,   и  в режиме ожидания под крылом самолета играем в шахматы,  а десантура,  как сидела,  так и сидит!
Правда, кое-кто сухой паек уминает, разогрев концетрат    на  таблетке сухого спирта. 

Ближе к вечеру поступает  команда:  закрыть самолеты, ехать на ужин и ночлег, – вылета не  будет, в районе  десантирования нет погоды.  Выполняем!

Ужинаем, потом смотрим кино, потом в казарму на двухъярусные койки. А на  них новейшие простыни и наволочки, –  тыловики постарались, – им ведь тоже оценку за обеспечение учений поставят.  Спим чутко,- возможна тревога, - это ведь учения!

Утром часа в  4-00  -  подъем по тревоге. Автобусами  к самолетам.  Расчехляем, проверяем, запускаем двигатели, замечаний нет,-  все нормально!  Готовы!

А десант так и не уходил на ночевку -  сидят в тех же местах, опять   на сухом спирте что-то подогревают. Офицер, смотрю, механической бритвой бреется.  А трава-то  от росы мокрая!!!

Ко мне подходит   прапорщик – десантник  с гирляндой фляжек и просит  воды.  В самолете  бачок  на  40 литров, говорю – наливай,  пока есть.

Подвезли автобусами летный состав. Вылет разрешен,- начинаем  загрузку  десанта.  Грузовой  люк открыт, трапы  установлены и по ним, в две колонны десант поднимается на борт и  рассаживается  на сидениях.

Я раздаю кислородные маски, выпускающие зацепляют  карабинами фалы каждого десантника за  натянутые вдоль грузовой кабины троса и  еще раз осматривают  своих подчиненных на   готовность к десантированию.

Самолет нагрет солнцем, в кабине душно, десантники измучены  длительным  ожиданием, но молча, как и положено, по уставу, стойко переносят трудности воинской службы.

Смотрю на ребят,  жалко их,  все почти моего возраста,  угощаю водичкой, как могу,  подбадриваю: – "Вот взлетим и продуем кабину  -   будет  прохладно".

Вот запускаются двигатели – первый неспешно выходит на режим, второй, третий,  наконец, и четвертый запущен,   -   створки грузового  люка медленно закрываются.

Вот сейчас  начнем рулить на взлетную полосу,  -  потом взлет и станет не  так жарко.  В грузовой кабине полумрак,  от работы двигателей  ничего не слышно,  все вибрирует.

Но что это?!  Гром  двигателей сменяется на затихающий свист, – их почему-то выключили.
Получаю команду – открыть грузолюк, поставить трапы и выгрузить десант!  По радиосвязи  поступил приказ,   - наш борт  будет   везти какие-то грузы.

Приказы не  обсуждаются, - отцепляем фалы,   я проверяю, не прихватил ли   кто-нибудь кислородную маску и, с некоторой грустью,  ставших  почти  родными, выпроваживаю десантников  на свежий воздух.

 Встречу  ли я  их когда – либо  еще?  А если и встречу, - пожалуй,  и не узнаю, в своих шлемофонах  - все на одно лицо.

Спешно со стрелком снимаем десантные  сидения,   разделитель потока,  готовим швартовочные  сетки, ремни и тросы.

Докладываем командиру экипажа, что все подготовили, но  вдруг опять команда:  «Отставить! Вернуть десант на  прежнее место»!

Вот это уже  нам  «преодоление трудностей воинской службы»! Мы готовы к  любому распоряжению!  Придет приказ - поставим стойки под медицинские  носилки или подготовим оборудование под платформы с  грузами для выброски парашютным  способом.
Мы готовы к любому  приказу.  Делаем все, как в  кино с обратным ходом, – полчаса и десантники снова на старых местах.

Снова запуск, но мы  уже неуверны, вдруг опять будет "отбой",  но  на этот раз вздыхаем с облегчением: - руление,  взлет  и кабина продувается до приятной  прохлады.

Полет спокойный без болтанки.    Кислород не нужен,   летим   на 4000,     да и всего пару  часов. В грузовой кабине ровный гул,  полумрак, десантники дремют.

Неожиданно  звучит сигнал "приготовиться",   через открывающийся люк,  в кабину врывается   свет, гул двигателей  и   воздушные вихри. Где-то внизу в дымке  виднеется  земля:  перелески, поля, дороги,  непредсказуемые извилины речек.

Десант  уже  на  ногах, в двух потоках, сгруппировались, придвинулись друг к  другу вплотную, правая  рука на кольце  запасного парашюта.

Мигает сигнал  - «Пошел!», - прерывисто гудит сирена и в  пустоту за обрезом  люка,  один за другим, проваливаются  фигурки десантников, и я вижу, как  кувыркаются  они   в вихрях воздушного потока. 

Мгновение -  и  никого уже нет!  Только в открытом люке,  причудливо переплетаясь, бьются на ветру   их фалы,   каждая  из них  гарантия раскрытия  основного  парашюта,  а значит и жизни десантника.
Если штурман не ошибся в своих расчетах и десант выброшен в нужное  место   и точно по времени, то  нашим  экипажем  задача выполнена.

Самолет ложится  на обратный курс, а я, лебедкой подтянув  в   кабину фалы,   закрываю грузовой люк.  Каждая  фала,  как бы квитанция,   о количестве  выброшенного  десанта.  После посадки я их  сдам по счету представителю десантуры.

Благополучно сели, командир с правым летчиком  и штурман уезжают на разбор полетов,  а  мы, остальной экипаж, готовим самолет к вылету домой.

Снова  приходят автобусы и везут  нас  на обед, там  узнаем, что все борты сработали хорошо и по времени  и по точности десантирования.

А вот как десант?!  Знаем, что если  потери личного состава  при приземлении  не более  5 процентов,  оценка подразделению десантников ставится хорошей.

Дорога домой всегда короче. Взлет и через пару часов приземляемся в  родной Туле.

Делаем послеполетный осмотр самолетов: заправку всем необходимым на случай тревоги, зачехляем их, и сдаем  под охрану.

На   построении  полка командир всем объявляет  благодарность и  дает один день отгула. На ужин почти ни кто не идет, все стремятся  поскорей оказаться в семье.

А вот мой по подъезду  сосед-десантник,  вернулся  домой  с этих учений лишь через месяц, рассказал, что после приземления им пришлось  марш-броском преодолеть 20 к илометров,  по размокшей от дождя пересеченной местности , форсировать речку,  окопаться,  отразить атаку и на бронетранспортерах  развивать    наступлениеи только потом, погрузив  на платформы  бронетранспортеры, вооружение и другую технику,  железнодорожным эшелоном вернулись в Тулу.

Поведал и печальную весть, что  в его роте, приземляясь,  двое сломали ноги и отправлены в госпиталь, за что он  сам  вместо благодарности получил  от командования нагоняй за плохую подготовку личного состава.

Вот  так! Взгляд изнутри: – десантникам  не позавидуешь!

Им не позавидуешь (Евгений Щукин) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Евгений Щукин | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен