Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Деревня Черная. Игры послевоенного детства. Немцы в деревне Черная. Ну! Щукин, погоди!

Оглавление

Евгений Щукин

На  снимке:  2011 год. Я с женой в гостях у  Надежды Петровны Мальцевой, моей  учительницы литературы  в  деревне  моего детства -  Черная.
На снимке: 2011 год. Я с женой в гостях у Надежды Петровны Мальцевой, моей учительницы литературы в деревне моего детства - Черная.

На запасных путях полустанка  Шабуничи, что в  двух километрах  от нашей  деревни Черной, так названной по имени протекающей рядом речушки,  после окончания войны скапливались вагоны с военным  металлоломом.
Это был наш «Клондайк»,   охраны там практически не было,  и  мы  свободно  лазали по вагонам,  находили немецкое  ломаное оружие: приклады к  винтовкам, алюминиевые котелки, фляжки и прочую военную  мелочь.

Для наших  игр  годилось все:  на приклад с трещиной,  привяжешь проволокой обрезок трубы, и уже можно идти  в  атаку, крича, как в кино видел: - « Ура! За Родину! За Сталина!».

Однажды  в вагоне металлолома мы нашли настоящий немецкий автомат.  Шмайсер, по моемому.  В нашей компании тогда верховодил мальчик,  на пару лет нас  старше, но   с  отставанием в  умственном развитии.

На правах сильного, он овладел  этой опасной находкой  и стал наставлять ствол  на нас, изображая  из себя фашиста.

Но тут, кто-то предложил нарисовать мелом на  вагоне  образ Гитлера, и отомстить ему за  все наши беды.   Это быстро  было исполнено и, к нашему ужасу, с первой же попытки  Гитлер был  по настоящему расстрелян!
Неожиданно для  всех, прозвучала настоящая автоматная  очередь, - только  щепки полетели во все стороны!

Пока мы приходили в себя, наш переросток пустился наутек  по  железнодорожному полотну в сторону  его  деревни Даньки. И пару недель к  нам  в Черную  носа не  показывал.

Уже потом мы узнали, что злополучный автомат он бросил в болото  примыкавшее к  железнодорожному  полотну.

Конечно мы  стали  осторожнее,  но все равно, время от времени,  наведывались на  станцию Шабуничи и опять что-то  там  находили: штыки,  поломанные  затворы, тащили это   домой, менялись, пытались собрать из разных деталей   подобие оружия.

Помню, как на улице, что сейчас именуется - «Исторической», напротив дома Вовки Старцева,  в  доме   с красивой из темно-синего стекла бронзовой  ручкой  на  дверях, на чердаке мы  нашли настоящий  кавказский кинжал, обоюдоострый, с белой костяной  ручкой и с серебряной  насечкой. Жаль, что старшие  парни у нас этот кинжал  отобрали.

Не удивительно, - в гражданскую войну к деревне Черная подходили  войска адмирала Колчака. Тут им Красные  войска дали отпор и дальше они не пошли.

На  «Ивохинском» хуторе, на увале "Маяк" мы  как-то  откопали настоящий наган, правда, он был без барабана,  но если селитру от спичек утрамбовать в отверстие бойка,то при спуске  курка, получался  почти настоящий выстрел!

Но самым модным  для нас было иметь «поджигу»!  Это медная  трубочка, расплющенная с одного конца, с  дырочкой  для  запала и,  кое-как укрепленная  на  сучке  или деревяшке, похожей на корпус пистолета.

Заряжалось, это хлипкое  подобие нагана,   порохом и дробинкой.  И конечно, все это сооружение   нужно  было изготовлять и хранить  в строгой    тайне от взрослых.

И вот "поджига" готова!  Где-то, на задворках деревни, в компании друзей, - гордый хозяин «поджиги»  демонстрировал свое изделие.
Направив ствол в стену амбара или бани, и  вытянув руку как можно дальше, отвернувшись, (главное уберечь глаза), зажженной спичкой  он поджигал  порох!

Ба-бах!  Вздрогнув от выстрела, -  вся  ватага, (радостная, что  все обошлось),  бросалась смотреть, как глубоко  застряла в бревне дробина.

На  этот  раз обошлось! А в  прошлый  раз  -  трубку разорвало, и неудачливый  стрелок, с окровавленной рукой,  бежал домой  к мамке на перевязку и последующую трепку.

А «ассистенты», -  кто куда,   зная, что сейчас на звук выстрела обязательно появятся взрослые или  мамки, и надерут уши.

Нам нравилось все,  что могло бабахнуть.  Например, в костер  отправлялась труба  залитая водой и  забитая  пробками. Все прятались: кто за елку,  кто в  какую-нибудь ямку и ждали, споря,  разорвет трубу  или нет, или какая  первой  затычка вылетит.

И вот звучит «ба - бах»!  Что-то со свистом проносится  над нашими головами, костер разлетается во все стороны, искря головешками!
Все довольны, -  раненых нет!

Были у нас и  безопасные игры:  «попа-гоняло», «муха», «городки», «жошка», а  на мелкие деньги,   - "чика".

«Попа-гоняло» - это  "кон"  и городок  - рюха , стоящие на коне. В городок,  по очереди бросают биту. Городок  отлетает  на несколько метров, его снова ставят вертикально  там куда он отлетел. И вся компания продолжает сбивать дальше, пока   все в компании не  промажут.

Вот тут-то, нужно было побежать вперед:   схватить свою биту и наперегонки   вернуться  на место  первого  старта, до того, как «водящий»  прибежит с городком и бросит его на «кон».    И тут  самый последний  - станет  водящим. Когда никто не промахивался, городок   уводил компанию далеко  от первого  старта,  порой и   за околлицу деревни.

«Муха» игралась несколько иначе:  на вбитый метровый  кол  цеплялась «муха» - небольшой сучек, который при попадании  биты в кол  - рикошетил и   отлетал  далеко  и непредсказуемо.

Ведущий, у нас  почему-то  назывался  - «галящим»,   должен был это сучек поймать,  или искать его в траве, угадав направление  его отскока.  Если все промахивались, – чья бита была блитже к кону становился  «галящим».

Об игре в городки рассказывать не  буду, она всем известна. Правда,  мы не всегда соблюдали очередность фигур, размера квадрата, но это не  умаляло нашего игрового азарта.

А вот жонглирование «жошкой» почему-то преследовалось учителями.  Представьте себе: на перемене  десятки мальчишек подбивают ступней  мохнатые кружочки   меха, с  пришитым  свинцовым грузиком, соревнуясь и считая, кто больше, примерно - так,   как сейчас футболисты жонглируют мячом.

И чего только не придумывали учителя, чтобы сбить накал этого мальчишеского увлечения:  и отбирали  «жошки», и намекали, мол, детей потом не  будет.    Да что нам, пацанам,  было  тогда до будущих детей?!

А вот в футбол и волейбол мы мало  играли. Мячей не было.  Футбольные ворота из жердей на школьном стадионе  были, но гонять старую покрышку, набитую  тряпьем, было   как-то не  интересно.

Нельзя забыть и о железном  обруче (от тележного  колеса   или  бочки)!
Часто можно было видеть  бегущего по  пыльной деревенской  улице босоногого   углана,  ловко управлявшего гремящим обручем  проволочным водилом.
(Угланами у нас в деревне почему-то называли мальчишек).

Или вот самокат! Как-то из МТС, (там трактора ремонтировали), мне принесли пару  подшипников,  и мне удалось смастерить самокат.

Смастерить оказалось не так-то просто: если заднее  колесо-подшипник было легко поместить в вырезанный паз нижней доски, то переднее должно  было быть на доске-руле и как-то  шарнирно   прикрепляться  к нижней доске- поднолжке.  Помню -  был очень горд, что сумел решить эту "инженерную" задачу.

Несбыточной мечтой у нас было иметь велосипед.
У меня он появился лет в 13. Одна из маминых подруг продала  нам  старый    довоенный велосипед, ее  погибшего мужа.

Велосипед был  очень тяжел  и  не очень  исправным.  Я его  починил, но после  каждой  моей поездки,  он  требовал новой  починки.

А вот  с гимнастикой  мы не дружили. Не было кому показать. В школе  не было даже перекладины.

На  уроках физкультуры, военрук, (фроновик,  без физкультурного образования),  ставил нам задачи: – зимой лыжи,  летом бег, да метание деревянной  гранаты, ну еще прыжки в длину.

Помню, как я будучи  уже  курсантом военного училища, приехав в  отпуск,   я  показал сверстникам на  единственном  в деревне турнике,  упражнения - "Подъем переворотом"  и другие, и ни кто  из деревенских ребят, (кроме подтягивания), не смог их повторить.

Вот сейчас, сидя у  компьютера, читая на сайте родной Черновской  школы об спортивных успехах   ее учеников, невольно сравниваю теперешнее детство с  нашим послевоенным.

Интересно играют – ли  в  деревне сегодняшние мальчишки в «чику» на  мелочь, гоняют - ли «попа-гоняло»? Сомневаюсь.

Думаю, что   теперь   портят  зрение за компьютерными игрушками!

Немцы в деревне Черная

Наша  деревня  Черная во время   ВО войны была в глубоком  тылу.  Войну   мы выиграли и   в деревне появились пленные  немцы. 
             Немцев  было  не много - человек  30 с одним конвоиром,   и поселили  их   в клубе.    Одна группа  пленных работала  на  заготовке  леса, а другая группа,  на  американских студобеккерах, из леса  отвозила бревна к железнодорожным   платформам на полустанок Шабуничи. 

            Жители деревни, хотя  у каждого   с войны не вернулся  кто-нибудь из их  близких,   не  испытывали   ненависти   к побежденным  врагам. Я  помню  даже ,   как   они  осудили конвоира,  поднявшего руку   на беззащитного  и голодного  пленного.

            Ну, а мы – мальчишки,  испытывали лишь любопытство  к чужой, хоть и потрепанной военной форме,  да, пожалуй еще,  и   жалость, к голодным,  заросшим щетиной дядькам.

            Кормили пленных плохо и голодные немцы ходили по дворам,  предлагая  за еду свои услуги:  нарубить дров, вскопать огород,  починить  что-либо. Они никогда не попрошайничали, если не  было работы, меняли на  продукты свои  ручные поделки:  ножечки, портсигары, зажигалки из медных гильз, наборные  из цветного  плекса  мундштуки.

          А нам, мальчишкам  (10-12 лет),  это лето запомнилось новым развлечением – прокатиться  в  кузове  студебекера  на делянку лесоповала, а после погрузки бревен, на той же машине  вернуться  обратно.

         Автомашины   поднимались  в гору по нашей улице медленно,  и тут мы  успевали  группой  - 5-6 мальчишек, заскочить в пустой кузов, благо у  «студера» низкий задний  борт  и удобные  для  посадки два  широких буфера.

        Машина увозила нас   от деревни  за 8-10 километров  в сторону самого  высокого увала,  сплошь  заросшего лесом, названного   местными  жителями – «Чертовым Городищем». С его вершины просматривалась вся округа,  даже город Краснокамск с его двумя  высокими трубами бумажного комбината,  а  при ясной погоде  сверкала полоска реки Камы. 

       Пока машина грузилась, мы объедались малиной, перекликаясь, чтобы не заблудиться,   а заросли малины  скрывали нас  с головой. Мы совершенно не опасались медведей, тоже любителей  малины,-  шум  распила древесины и стук топоров далеко отогнал их от этих мест.

       После погрузки бревен мы опять забирались в кузов в  узкое  пространство за  кабиной,  совершенно не думая, что при резком  торможении, вязка бревен может нас придавить  и серьезно покалечить.

       На подъезде к  деревне на спуске немец - шофер  останавливал машину и высаживал нас, чтобы  их конвоир, отмечавший количество ходок, нас  не видел.  А на обратном  пути шофер    студебекера ехал медленно и подбирал  нас  снова.
        Немцы  к нашему присутствию в лесу относились ровно, нас  не прогоняли, но и в контакт особенно не вступали, возможно, их так инструктировали.  Порой кому-нибудь  из мальчишек  дарили   свистульку или  палочку с  затейливой резьбой.  Думаю, что глядя на  нас, вспоминали себя в детстве  или своих детей.

        Как-то   осенью в холодную дождливую погоду к  нам  в дом постучался   немец и спросил не надо-ли  отремонтировать обувь.  Мама предложила ему отогреться и,  найдя обувь требующую починки, угостила горячим  чаем.  Немец сносно  владел русским  языком,   и они  о чем-то беседовали .

     Я  же сидел в своем уголке и  что-то  рисовал, рядом был ящик с  моими игрушками. Вдруг немец оживился и показал  маме на мой ящик,  там,  среди разных кубиков, и другого нехитрого детского имущества,  лежала трофейная губная гармошка.

     Эту  губную гармошку  в 1942 году привез с фронта и  подарил мне Ленинградский  поэт Всеволод Рождественский.  Его    семья, во время  эвакуации,  жила   вместе с  нами  в одном доме.   Он был военным корреспондентом  и, время от времени, навещал семью.

     Я же дружил с его дочкой Наташей - моей ровесницей,   а  моя мама и его жена  Ирина  Павловна Стуккей дружили, и вместе работали учителями  школы и в детском лагере   Ленинградского Литфонда.

 В нашей  деревне Черная  с октября 1941 по июнь 1944 г.г.   в этом лагере жили и учились   140  блокадных детей ленинградской  интеллигенции. В Черной тогда жили  родственники Веры Пановой,  дети Исаака Дунаевского,   композитора Прокофьева,  Карнаухова Ирина Валерьяновна – «Бабушка Арина», диктор ленинградского радио, с дочерью Галей, и много других известных  работников  культуры, снимали углы  и комнатки  у местных жителей.

     В школе завучем работала  Зоя Никитична Казакова,  ее сын Миша, (ставший известным   киноартистом и режиссером  российского  кино),  учился в  классе моей мамы.  У меня сохранилась фотография тех лет, где  Миша Казаков, моя мама и я  сфотографированы среди учеников ее 4-го класса.

    Но я отвлекся.    Вернемся  к немцу.  Он объяснил нам, что эта  губная  гармошка  фирмы  HOHNER  (большая  и двухсторонняя), совсем не  простая, а  концертная,  что сам  он музыкант, и тут же,  по нашей  просьбе  исполнил несколько  мелодий.

     Он очень сожалел, что  ценный инструмент  в плачевном состоянии.  Ведь   я, «попиликав»  из любопытства,  в   своих играх  как только не использовал ее:  то, как  танк, то,  как самолет, а  то   и как  перекрытие блиндажа и   почему-то  обязательно вражеского,  -  вот и попадала  эта гармошка  под шквал «бомбежек» и «артналетов».

    Сейчас я представляю, в каком бы  ужасе был  скрипач, увидев,   в моих варварских руках, скрипку, да  еще и Страдивари!

    И, хотя мне было жалко расставаться с  подарком, мама – (педагог), убедила меня, что гармошку надо доверить гостю, он, мол,  ее  почистит, починит и вернет позже.

     Уходя от нас, немец  много раз сказал: -  «danke»,   и  музыкальный инструмент  по вечерам  стал звучать в казарме военнопленных.

    Через несколько дней, поздно вечером постучался в нашу дверь, наш знакомый немец,  и радостно сообщил, что завтра  утром их отправляют домой!

   Принес он починенную обувь  и, начищенную до блеска, мою  губную гармошку. И звучала она  теперь, в умелых руках музыканта,  совершено  иначе: то чистыми, переливистыми  и радостными  звуками ,  а  то   какими-то грустными и  дрожащими ....

    Я подарил  гармошку немцу, (конечно по совету мамы)-  концертная губная  гармоника фирмы  Hohner, обрела достойного хозяина.

   Прошло уже более полувека, а  я, вспоминая этого немца,  краснею от стыда, ведь чуть не покалечил музыкальный инструмент.

   И, в тоже время,   радуюсь, что все хорошо кончилось, -  концертный,  музыкальный инструмент, сумевший чудом  уцелеть в окопах настоящей войны, и, побывав  в руках   мальчишки-варвара  Уральской деревеньки Черная,   вернулся  в руки музыканта и уехал на свой Faterland.

На этот рассказ мне пришел отзыв. Всего  отзывов -8, но этот мне понравился больше: 
Какой добрый рассказ. Я даже всплакнула... Спасибо Вам большое! Так иногда не хватает такой вот доброты. Хитрая Лисичка.

-2

Ну! Щукин, погоди!

Что бы еще такого вспомнить  о службе в  авиации?
Пожалуй, вот это.  Стою я, значит, в начале ВПП – взлетно-посадочной полосы, у самой  «зебры» - это участок полосами раскрашенный, чтобы летчику  при посадке лучше было видно место приземления.

 В руках у меня кинокамера   и  я снимаю каждый  самолет, как он  заходит на посадку, какие крены закладывает, как приземляется – на одну, две, или три точки,  делает ли «козла»/ Короче сказать, чтобы завтра на разборе полетов командир  полка   мог  воочию убедился в качестве  посадок самолетов командирами  кораблей  его полка.

А то ведь, как раньше было?  Сидит на вышке  дежурный  офицер, (друг- собутыльник),  перед ним самолет плюхается так, что колеса чуть не отваливаются, да еще   несколько  «козлов»  делает, а он ему в журнал четверочку по дружбе рисует!  Не развалился  же самолет?!  Да и никто же,  кроме него, не видит, -  командир еще сам в воздухе.

А теперь все! Внедряется  с 1970 года  в   полках  ВТА объективный контроль, и я начальник группы ОК – капитан Щукин, буду как-то влиять на  безопасность полетов,  объективно выявляя предпосылки к летным происшествиям.

 А теперь ничего не скроется от объектива кинокамеры! Мной придумано так, что в кадре фиксируется  время приземления  и точно метры перелета и недолета  каждого самолета.

А как раньше было? На разборе полетов  командир полка руководствовался оценками журнала,  где все оценки были завышены.
 Понять летчиков можно, попробуй - ко обнародовать ошибку товарища, - завтра сам ее допустишь, а дежурить будет  он.  Вот так,  по русской пословице, – «Рука - руку моет»!

А теперь все! На разборе полетов висит экран, и я демонстрирую каждую посадку, а командир полка поднимает автора посадки и, комментируя его ошибки,  дает оценку.

Все чинно, главное – объективно! 

Правда, однажды произошел конфуз.  Дело в  том, что  на экране самолетик появляется маленьким  и увеличивается по мере приближения к ВПП.

Однажды командир полка поднял очередного летчика,  самолет которого  на экране,  прямо скажем, лон  коряватол  заходил на посадку,   и  стал «снимать с  него, как говорят,  по полной  программе стружку». 

Вдруг командир полка неожиданно на полуслове  замолкает, -  самолет - то на экране его,  это он сам так садился.  Солдатка  моя  при  проявлении  пленки очередность посадок  перепутала.

Хохот в аудитории!  Командир смеется  тоже  и шутливо грозит кулаком  в мою сторону: «Ну, Щукин, погоди!».

Получил бы я, возможно, взыскание, да командир полка меня уважал, -  я  кое - что придумал, что  еще никто в ВТА не делал в целях обеспечения  безопасности полетов.

Я установил на велосипедную тележку  объективом в небо  авиационный фотоаппарат, придумал зеркальный прицел и при съемке полетов полка строем, фиксировал в  кадре  тройки отрядов. 

Зная  фактический размах крыла, замеряя его изображение на  кадре, легко рассчитать  какую дистанцию,  держат самолеты  в  тройке,  какая дистанция между тройками.

Командир  полка  теперь мог  знать, какая тройка опасно сблизилась, какая отстала и на нее могла наехать  летящая за ней и точное время  прохода над заданной точкой.

А еще я упростил  расшифровку «черных  ящиков» - МСРП-12. После  каждых полетов  сам  инженер полка дешифрировал несколько параметров этого прибора и затрачивал на каждый более трех  часов.

Мне удалось придумать планшетку, на которую  солдатка со средним  образованием, замеряя штангенциркулем размер зубцов кривых и занося их  в планшетку, с помощью логометрической  линейки  стала делать эту работу  за сорок минут.

Между прочим, об этой методике была  опубликована статься «Грубая посадка»  в журнале «Авиация и Космонавтика» за март 1974 года  и я был приглашен к  дальнейшему сотрудничеству. Вот!

Командир  полка, уходя на повышение и представляя офицеров штаба, новому  командиру  обо мне, на удивление всем,  отметил  только положительное,  хотя о многих  других  офицерах высказался довольно жестоко.

Новый командир  полка к вопросам объективного контроля относился серьезно, мне работать с ним было легко. А вот рядовому летному составу наша деятельность мало нравилась, -  мало,  кто любит,  разных там, контролеров.

Это было в начале восьмидесятых, только–только  зарождался  объективный контроль в  полках ВТА.

          Не было тогда   еще ни компьютеров ни  видеокамер и     специалисты со средним образованием, в лучшем случае с логометрической линейкой, да пленочной фотоаппаратурой   пытались обеспечить безопасность полетов.

Ну! Щукин. погоди! (Евгений Щукин) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Евгений Щукин | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен