В торгах по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ применяют единый порядок нацрежима — запретов и ограничений на поставку иностранных товаров и преимуществ для российской продукции. Для участия в таких процедурах поставщику нужно обязательно подтверждать страну происхождения товаров, и с 1 сентября 2025 года это нужно делать по новым правилам. Рассказываем, как работать с учетом новых правил.
Что вы узнаете
— Что такое национальный режим в закупках
— Как применяется нацрежим в закупках по 44‑ФЗ
— Как применяется нацрежим в закупках по 223‑ФЗ
— Как узнать, что в закупках применяется нацрежим
— Как поставщику подтвердить страну происхождения товаров
— Как применяют нацрежим в закупках: практика УФАС 2025 года
Что такое национальный режим в закупках
Национальный режим — одна из государственных мер поддержки российских производителей. Нацрежим реализуют в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ: заказчики устанавливают особые правила участия в торгах. А порядок применения таких правил определяет правительство постановлением от 23.12.2024 № 1875:
— создает благоприятные условия предприятиям, которые изготовили товары или выполнили связанные работы и услуги на территории России и других стран ЕАЭС
— способствует развитию внутреннего рынка сбыта
— укрепляет независимость РФ от импортных поставок.
Нацрежим в закупках выражается в запретах и ограничениях на поставку иностранных товаров и в преимуществах для российской продукции. Ключевым фактором оценки является страна происхождения товара — участники указывают ее в своих заявках на тендер.
Страна происхождения товара — страна, в которой товар полностью произвели или подвергли достаточной обработке. Товары из ЕАЭС и работы, услуги от подрядчиков из стран Евразийского союза приравниваются к российским.
Как применяется нацрежим в закупках по 44‑ФЗ
Национальный режим распространяется на все товары и на всех исполнителей, которые выполняют работы и оказывают услуги. Это означает, что российским товарам, работам и услугам предоставляют преимущество перед иностранными. Условия нацрежима закреплены в статье 14 44‑ФЗ:
— Запрет на закупку иностранных товаров
— Ограничения на закупку иностранных товаров
— Преимущества для товаров российского происхождения.
Перечни товаров, работ и услуг, к которым применяются запреты и ограничения, приведены в постановлении № 1875. Проверить позицию можно по коду ОКПД2. Если нужного кода в перечнях нет, применяется преимущество.
Как применяется запрет
Запрет на поставку распространяется как на конкурентные процедуры (аукционы, конкурсы и котировки), так и на закупки у единственного поставщика. Перечень запрещенных к закупке иностранных товаров, работ и услуг приведен в приложении № 1 к постановлению № 1875. Среди них — бумага, медицинская мебель, программное обеспечение, базы данных, аудиторские и консультационные услуги.
С 1 января 2026 года список хотят дополнить новыми позициями, например машинами для обработки грунта, подъемниками и конвейерами для подземных работ и другим спецоборудованием.
Если у заказчика есть разрешение на закупку иностранной продукции от Минпромторга, он должен задекларировать его в извещении — приложить специальное уведомление, указать реквизиты такого разрешения и характеристики товара. Если участник видит указание на разрешение, он может свободно предлагать к поставке иностранные товары — без опасений, что заявку отклонят. Главное, чтобы характеристики товарного предложения соответствовали заявленным.
Как работает запрет в конкурентных закупках
- Если заказчик закупает товары. Заявки участников с предложением о поставке иностранного товара отклоняют. При выполнении контракта нельзя заменять товар на иностранный, закупка которого прямо запрещена.
- Если заказчик закупает работы и услуги. Заявки иностранных участников отклоняют.
Как работает запрет в закупках у единственного поставщика
Контракты с единственным поставщиком на поставку иностранных товаров заключать нельзя. Это касается как прямых контрактов, так и закупок «с полки» и через электронные магазины. Кроме того, с 2025 года заказчикам запретили заключать контракты с единственными поставщиками‑иностранцами на выполнение работ и оказание услуг.
Когда не надо применять запрет
— Если продукцию не производят в России и Минпромторг выдал заказчику разрешение на закупку иностранного товара. Подать такое заявление заказчики могут через специальный сервис в государственной информационной системе промышленности (ГИСП).
— Если товары, работы и услуги закупают для исполнения контракта, который уже заключили без применения запрета.
— Если товар покупают в рамках лизинга.
— Если приобретают программное обеспечение, а сведения об аналогах того же класса отсутствуют в реестрах российского и евразийского ПО.
— Если закупают товар в количестве 1 шт., а НМЦК закупки не превышает 300 тыс. ₽.
— Если НМЦК закупки не превышает 1 млн ₽, а цена единицы товара не превышает 300 тыс. ₽.
— Если закупают шариковые/роликовые подшипники (позиция 35 перечня № 1) в количестве 1 шт. ценой до 3 тыс. ₽ или же заключают контракт до 30 тыс. ₽, где цена каждого подшипника не превышает 3 тыс. ₽.
— Если приобретают товар определенного товарного знака для совместимости с другими товарами заказчика.
— Если проводят срочную закупку, к примеру, для оказания неотложной помощи, из-за аварии, для ликвидации последствий ЧС.
Как применяется ограничение
Перечень ограниченных к закупке иностранных товаров, работ и услуг приведен в приложении № 2 к постановлению № 1875. Среди них — промышленные товары, радиоэлектроника, пищевые продукты, медизделия, лекарства из ЖНВЛП. С 1 января 2026 года список дополнят новыми позициями, среди них: полиуретановые стопы, коленные и тазобедренные модули, узел кисти и другие медизделия.
Как работает ограничение
Ограничение применяют по аналогии с запретом, но с дополнительным правилом «второй лишний». Заказчики отклоняют все заявки:
— с предложением иностранного товара — если поступила хотя бы одна заявка с предложением российской продукции, которая соответствует требованиям извещения
— от иностранных подрядчиков и исполнителей — если поступила хотя бы одна заявка от российского участника, которая соответствует требованиям извещения.
При исполнении контракта также запрещена замена российского товара на иностранную продукцию. Кроме того, нельзя менять:
— в контрактах на поставку электроники — радиоэлектронную продукцию первого уровня на изделия другого уровня;
— в контрактах на поставку лекарств — медикаменты, полностью произведенные в ЕАЭС, на препараты с разными странами производства.
Когда не надо применять ограничения
— При закупках товара определенного товарного знака для совместимости с другими товарами заказчика (исключение — тест‑полоски для определения уровня глюкозы в крови, позиция 371 перечня № 2).
— При закупках запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию заказчика.
— При закупках спортивного огнестрельного оружия, боеприпасов, запчастей и деталей к нему.
Как применяется преимущество
Если товар не попадает под запреты и ограничения — его нет в приложениях № 1 и № 2 постановления № 1875, — к нему применяют преимущества.
Как работает преимущество в закупках
- Когда комиссия присваивает заявкам порядковые номера, цену участника, предложившего только российский товар, снижают на 15%. При закупках работ и услуг — снижают на 15% цены подрядчиков и исполнителей из РФ. За счет такого снижения российским участникам обеспечивается преимущество при определении победителя в торгах.
- Если проводится закупка на повышение — когда участники подают предложения о размере платы за заключение контракта, — цену российского участника увеличивают на 15%.
- Контракт с победителем заключают по цене, которую он предложил во время торгов, — без учета снижения или повышения на 15%.
При исполнении контракта на поставку российских товаров позиции можно заменить — но только на товары с улучшенными характеристиками, и только отечественного происхождения.
Пример
На участие в закупке подали две заявки:
— Первый участник предлагает иностранный товар. Цена предложения — 550 000 ₽.
— Второй участник предлагает российский товар, подтверждая страну происхождения необходимыми документами. Цена предложения — 610 000 ₽.
Комиссия заказчика оценивает заявки участников:
- Заявку с иностранным товаром оценивают по указанной цене — 550 000 ₽.
- Заявку с российским товаром уменьшают на 15%: 610 000 ₽ — 15% = 518 500 ₽.
При оценке заявок комиссия сравнивает ценовые предложения с учетом преимущества: участник с российским товаром побеждает — после применения скидки его цена оказалась ниже. Но контракт с победителем заключат по предложенной им цене, то есть на 610 000 ₽.
🚨 Важно!
С 2025 года заказчики могут объединять в одной закупке продукцию из перечней № 1, 2 (с запретами и ограничениями) и ту, которой там нет. Но есть исключения (подп. «г» п. 4 ПП № 1875). К примеру, нельзя совмещать музыкальные инструменты и программное обеспечение.
При этом если вы объединили в закупке несколько позиций и одна из них включена в перечень № 1 или перечень № 2, нацрежим применяют только к этой позиции. Остальные оценивают по общим правилам.
Как заказчики определяют НМЦК
С 2025 года обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен анализом рынка проводится с учетом правил нацрежима (ч. 25 ст. 22 44‑ФЗ). Так, при определении идентичности и однородности заказчики должны учитывать только товары из ЕАЭС. Но это не всё: теперь заказчики должны направить ценовые запросы минимум трем компаниям, которые включены в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП).
🚨 Важно!
Если в ГИСП нет сведений о трех подходящих товарах, нужно направить ценовые запросы поставщикам, которые продают идентичные или однородные товары из ЕАЭС.
Кроме того, заказчики могут запросить коммерческие предложения у продавцов, которые уже поставляли аналогичные товары по госконтрактам из Реестра контрактов ЕИС.
В каких еще ситуациях можно не применять нацрежим по 44‑ФЗ
- Если закупаются органы внешней разведки и ФСБ, органы государственной охраны или нацгвардия РФ — для выполнения задач по борьбе с терроризмом и экстремизмом, обеспечения безопасности высших должностных лиц региона по решению Президента РФ.
- Если товары закупают для изготовления, ремонта вооружения, военной и спецтехники по специальной техдокументации.
- Если товары приобретают для исполнения специального инвестиционного контракта (СПИК).
- Если товары изготавливают по индивидуальному заказу.
- Если товары закупают за границей, у иностранного поставщика — для заказчика, который работает за пределами РФ
Изменения правил в торгах не страшны, если вас сопровождают эксперты Тензора
✅ проанализируем закупку
✅ сопроводим в течение всей торговой процедуры
✅ проведем актирование в ЕИС
✅ обучим торгам
Узнать подробнее
Как применяется нацрежим в закупках по 223‑ФЗ
С 2025 года правила нацрежима унифицировали — запреты, ограничения и преимущества в закупках по 223‑ФЗ применяют так же, как и по 44‑ФЗ. В 223 законе изменили статью 3 и добавили новую — статью 3.1–4 «Предоставление национального режима при осуществлении закупок».
Еще одно важное изменение по 223‑ФЗ: установили минимальную обязательную долю закупок российских товаров. Перечень таких товаров и минимальный процент закупок приведен в приложении № 3 к постановлению № 1875. Но соблюдать лимит нужно только ООО и АО, которые работают по 223-ФЗ. А для организаций из сводного реестра ОПК сделали исключение: они могут не выполнять требование о минимальной доле.
Кто обязан применять нацрежим в закупках по 223‑ФЗ
Заказчики по 223‑ФЗ обязаны применять нацрежим, если закупают товары, работы и услуги:
— для выполнения гособоронзаказа и формирования запаса продукции, сырья, комплектующих изделий по ГОЗ (пп. 3–3.2 ст. 7.1 275‑ФЗ)
— работы критической информационной инфраструктуры РФ
— использования атомной энергии
— реализации технологических проектов.
Кто может не применять нацрежим по 223‑ФЗ
- Аптечные организации — при закупке лекарств и медицинских изделий для розничной торговли.
- Естественные монополии.
- Организации, которые занимаются электро‑, газо‑, водоснабжением и другой регулируемой деятельностью.
- Организации с госучастием свыше 50%: АО, ООО, их дочерние и внучатые компании.
Как узнать, что в закупке применяется нацрежим
Заказчики отражают запреты и ограничения в извещении о закупке в ЕИС. Это можно проверить в разделе «Информация об объекте закупки».
Также участники могут проверить, установлены ли запреты, ограничения и преимущества по нацрежиму в извещении на ЭТП.
Кроме того, заказчик должен разъяснить положения нацрежима в требованиях к составу заявки. Поставщики могут скачать документы закупки из извещения и внимательно ознакомиться с условиями заказчика.
🚨 Важно!
Если ни в извещении, ни в документах закупки нет условий о нацрежиме, участнику нужно самостоятельно проверить перечни № 1 и 2 постановления № 1875, чтобы заявку не отклонили из‑за отсутствия необходимых документов. Кроме того, на ЭТП можно отправить запрос на разъяснение положений извещения — но не позднее чем за 3 дня до окончания подачи заявок. Заказчик обязан ответить и пояснить порядок применения правил нацрежима для конкретной закупки.
Как поставщику подтвердить страну происхождения товаров
Поставщик должен предоставить документы, которые подтверждают соответствие товара нацрежиму. Перечень таких документов приведен в постановлении № 1875.
Важно отметить, что помимо реестровых записей и сертификатов, сохраняется возможность декларативного подтверждения страны происхождения для товаров, не входящих в перечни № 1 и № 2.
Дальше рассмотрим, чем подтвердить страну происхождения для разных товаров.
Промышленные товары и радиоэлектроника
В заявке нужно указать номер реестровой записи из Реестра российской и евразийской промышленной продукции с информацией о совокупном количестве баллов за выполнение определенных операций или информацией об уровне радиоэлектронной продукции. Также можно предоставить справку о наличии специнвестконтракта.
Медицинские изделия
Для позиций 1–145 приложения № 1 и позиций 1–433 приложения № 2 постановления № 1875 подтверждением страны происхождения будет номер реестровой записи из российского и евразийского реестров промышленности с информацией о совокупном количестве баллов.
Для некоторых медизделий продлили возможность подтверждать страну происхождения сертификатом СТ‑1 — если закупку объявят до 31.12.2025. Например, для стерильных марлевых бинтов, шприцов, эндопротезов суставов конечностей.
Программное обеспечение
В заявке нужно указать порядковый номер реестровой записи из Реестра российского или евразийского ПО. Если к программному обеспечению установлены дополнительные требования в праве РФ или ЕАЭС, в реестровой записи должны быть сведения о том, что ПО им соответствует. Иначе заявку признают иностранной или отклонят.
Гособоронзаказ
Список подтверждающих документов прямо указан в извещении, приглашении принять участие и условиях контракта. Отступать от него нельзя, иначе заявку отклонят. Поэтому поставщикам нужно внимательно изучить все требования заказчика — до принятия решения об участии в закупке.
Если сведения о промтоварах, медизделиях и ПО не включены ни в один из реестров, их происхождение из РФ или ЕАЭС считается неподтвержденным. Такое предложение приравнивается к иностранному.
В госзакупках временно не применяют требование о совокупном количестве баллов
Ограничения распространяются:
На товары, которые включили в промышленные реестры до 10.10.2023, а их закупку объявили до 31.12.2026. Среди них — аппараты ИВЛ, приборы и аппаратура для физического и химического анализа, компьютерные томографы, рентгены, электрокардиографы, аппараты УЗИ и др.
Товары, которые включили в реестры до 10.08.2025, а их закупку объявили до 31.08.2026. Среди них — блоки и части ЭВМ, средства связи, телефонные аппараты, средства обнаружения и управления, телевизионные приемники и проч.
Товары, которые включили в реестры до 31.12.2025, а их закупку объявили до 30.06.2026. Среди них — пластмассовые медизделия, вакуумные пробирки, медицинская мебель, детские подгузники и пеленки, протезы, туторы, корсеты и проч.
Основание: подп. «н» п. 10 Постановления № 1875.
Важные нюансы для поставщиков
- В отношении одного товара нельзя указать несколько номеров реестровых записей (Письмо Минфина от 22.05.2025 № 24-06-09/50188).
- Номер записи из Реестра российской радиоэлектронной продукции (РЭП) больше не подтверждает страну происхождения (письмо Минфина от 31.01.2025 № 24‑01‑06/8697, письмо Минпромторга от 04.02.2025 № ШВ‑11731/11). Теперь нужен номер записи из Реестра российской или евразийской промышленности. При этом еще не все товары из РЭП внесли в промышленный реестр — поставщикам нужно внимательно проверять объект и условия закупки перед подачей заявки.
- Заказчик не может отклонить заявку из-за того, что в ней нет сведений о совокупном количестве баллов. Главное, чтобы информация была в реестровой записи. Комиссия по закупкам должна сама проверить запись и принять решение о соответствии продукции (письмо Минпромторга от 15.05.2025 № 53728/12).
- Если при закупках позиций 1–433 приложения № 2 заказчик отметил в извещении, что товара с нужными характеристиками нет в российском реестре промпродукции, участник может подтвердить страну происхождения, просто указав ее в заявке. Но перед подачей заявки обязательно проверьте, что ваших товаров точно нет в реестре. Если другой участник отправит заявку с реестровой записью своего товара, ваше предложение признают иностранным.
- Если заказчик закупает работы и услуги, он не вправе требовать от участников предоставить в составе заявки конкретные показатели товара и указание на товарный знак, если товар не передается заказчику по документам приемки и не принимается к бухучету заказчика. Но только при условии, что товары — строительные и расходные материалы, моющие средства, без которых нельзя выполнить работы и услуги. Например, если заказчик заключает контракт на поклейку обоев, клей не передают заказчику, а используют для выполнения работ (письмо ФАС от 25.06.2020 № ИА/53616/20).
- В соответствии с нормами постановления № 1875 от 23.12.2025 «О мерах по предоставлению национального режима…» с 2025 года участник обязан указывать в заявке одну страну происхождения. Такой позиции придерживается Верховный суд РФ (решение Верховного суда РФ от 29.05.2025 № АКПИ 25-158). По мнению суда, наименование страны происхождения товара является существенным условием контракта, поэтому на момент подачи заявки неопределенности в этом вопросе быть не должно.
Еще больше выгодных торгов с помощью сервиса Saby
✅ 25+ параметров поиска помогут найти только нужные торги
✅ Получайте оповещения по новым торгам сразу после публикации, даже по малым закупкам
✅ А еще сервис сообщит, если заказчик обновил документы или сдвинул сроки
Попробовать бесплатно
Как применяют нацрежим в закупках: практика 2025 года
Новые правила вступили в силу только в начале 2025 года, но ФАС уже сформировала практику применения унифицированного нацрежима. Рассмотрим некоторые нарушения заказчиков — это поможет поставщикам избежать ошибок и защитить свои права в случае необоснованных отказов.
Запрет на поставку товара
Что произошло
Заказчик проводил закупку на оказание услуг лизинга системы освещения автомобильных дорог. В описании объекта закупки заказчиком указал перечень товаров, которые должны использоваться при оказании услуги. Например «светильник светодиодный» в количестве 4652 шт. с конкретными характеристиками — код 27.40.39 из приложения № 1 к постановлению № 1875.
Что решило ФАС
Заказчик не применил положения ПП № 1875, что нарушает п. 15 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ. Его привлекли к административной ответственности.
Решение ФАС по России от 02.06.2025 № 28/06/275-55/2025
Непредоставленное преимущество в закупках
Что произошло
По мнению участника, закупаемые товары отсутствуют в перечнях № 1 и 2 постановления № 1875, поэтому заказчик должен был применить преимущество.
Что решило УФАС
Код ОКПД2 32.50.13.110 есть в перечне № 2 — списке товаров, к которым применяются ограничения. Но наименования и коды медизделий не соответствуют аналогичным наименованиям и кодам из извещения. Поэтому заказчик должен был применить преимущество — жалобу поставщика удовлетворили.
Решение УФАС по Пермскому краю от 29.01.2025 извещение № 0356200001825000002
Ограничение конкуренции в закупках
Что произошло
Участник посчитал, что заказчик намеренно ограничил конкуренцию, указав в извещении на запрос котировок по 223‑ФЗ конкретное наименование производителя без эквивалента — это нарушает нормы постановления № 1875.
Что решило УФАС
Заказчик установил ограничение, а не запрет, что не противоречит нацрежиму. Кроме того, антимонопольщики не увидели доказательств предоставления преимуществ конкретному производителю. Жалобу участника признали необоснованной.
Решение УФАС по г. Москве от 05.02.2025 по делу № 077/07/00‑1028/2025
Отказ от нацрежима
Что произошло
Заказчик проводил закупку на поставку тонометра офтальмологического (код ОКПД 2 26.60.12.119). Несмотря на то, что эта позиция есть в приложении № 2 постановления № 1875, ограничение установлено не было. Кроме того, заказчик указал в извещении дополнительные потребительские свойства и характеристики, чего не вправе был делать.
Что решило УФАС
Жалобу признали обоснованной и аннулировали результаты закупки.
Решение Удмуртского УФАС России от 10.06.2025 по делу № 018/06/106-665/2025.
Страна происхождения
Кейс 1
Что произошло
Участник подал жалобу за неправомерное отклонение заявки, так как в предложенной им реестровой записи отсутствовала информация о количестве баллов. Объект закупки — матрас медицинский.
В п. 52 ПП № 719 в отношении товара 31.03.12 «Матрасы, кроме матрасных основ» установлено не менее 50 баллов.
Что решило УФАС
Жалобу признали необоснованной, в действиях заказчика отсутствовали нарушения.
Решение Нижегородского УФАС России от 19.03.2025 по закупке № 0832200006625000127
Кейс 2
Что произошло
Заказчик, закупая медицинские товары, установил «ограничение». При этом допустил все поданные заявки, даже со страной происхождения Турция.
Участник, предложивший страну Беларусь, приложил все подтверждающие документы: сертификаты о происхождении товара, акты экспертизы происхождения товаров, сертификат, подтверждающий соответствие требования ГОСТ ISO 13485-2017, регистрационное удостоверение
Что решило УФАС
Жалобу признали обоснованной, в действиях заказчика выявлены нарушения п. 4 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ.
Решение Марийского УФАС России от 28.04.2025 № 012/06/105-250/2025
Кейс 3
Что произошло
Заказчик при закупке медицинских изделий установил ограничение. Все 7 поданных заявок допущены и признаны соответствующими, хотя поступила одна заявка с товаром из Армении, а 6 заявок с предложением из Китая. Участник не согласился с решением заказчика, подал жалобу в УФАС.
Что решило УФАС
Жалобу признали обоснованной, в действиях заказчика выявлены нарушения подп. «а» п. 2 ч. 4 ст. 14, подп. «а» п. 1 ч. 50 44-ФЗ.
Решение Архангельского УФАС от 28 февраля 2025 г. по делу № 23оз-25, 029/06/50-133/2025
Кейс 4
Что произошло
Заказчик провел по 223-ФЗ состязательный отбор в электронной форме для СМП, по результатам которого заключен договор на поставку «Светодиодных ламп» из РФ.
При поставке товара исполнитель передал заказчику лампы, производителем которых является Китай. Заказчик 4 раза направлял поставщику претензии о ненадлежащем исполнении обязательств, в итоге расторг в одностороннем порядке договор.
Поставщик с данным решением не согласился и обратился в суд.
Решение суда
В иске отказать. Обязать заказчика возвратить поставщику несоответствующий товар.
Решение АС Тюменской области от 26.06.2025 по делу №А70-7808/2025