Во второй половине XIX — начале XX века Москва и Петербург обладали разными ювелирными традициями, что привело к формированию двух главных центров российского ювелирного производства. Петербург, на протяжении полутора столетий считавшийся законодателем моды, ориентировался преимущественно на западноевропейскую культуру.
Стакан на трех литых ножках-завитках, завершающихся в верхней части стилизованными листьями. Тулово шести-лопастное, расширенное в верхней части, с выступающими гранями. На лопастях на черневом фоне чередуются гравированный растительный орнамент, частично позолоченный, и накладные украшения в виде фигурных картушей из завитков, листьев, цветов и ягод. Декор ножек и картушей выполнен в стиле неорококо.
В это же время московская школа складывалась на основе древних национальных традиций и народного искусства, которые стали главным источником сюжетов, форм и орнаментации для местных мастеров. Хотя идейное оформление русского стиля произошло в Петербурге, его практическая разработка и творческое воплощение по праву принадлежали Москве. Это обращение к исконным традициям подчеркивало культурную самобытность и определенную независимость «старшей» столицы от новой, что в конечном итоге и определило уникальность творчества московских ювелиров.
Ковш овальной формы, с загнутой рукоятью и остроконечным выступом в виде носика. Декорирован черневыми изображениями в фигурных медальонах (Московский Кремль и Зимний дворец с Александровской колонной в Санкт-Петербурге), а также черневыми стилизованными растительными узорами. На исподе дна гравирована надпись: Рязань. / 1857 Года. / Призъ Общества для жеребцовъ 4ХЪ летъ.
Среди выдающихся представителей московской школы особое место принадлежит Ивану Семёновичу Губкину — купцу второй гильдии, основавшему в 1841 году в Москве фабрику по производству серебряных изделий. Его предприятие продолжило традиции, заложенные уже существовавшими фабриками, и активно развивало направление «русского стиля» в ювелирном искусстве. Особую значимость творчеству Губкина придавало сотрудничество с академиком орнаментальных искусств Иваном Николаевичем Борниковым — замечательным рисовальщиком и глубоким знатоком русского искусства, который посвятил более десяти лет изучению художественных стилей и орнаментов, применяемых в золотом и серебряном делах. Именно этот творческий союз во многом определил успех и узнаваемость продукции фирмы.
Шестилопастная кружка на трех ножках-завитках. На лопастях чередуются черневые виды Санкт-Петербурга (Александровская колонна на Дворцовой площади, Стрелка Васильевского острова, памятник Петру I) и гравированный орнамент по черневому фону. Рельефная и черневая орнаментация из стилизованных листьев, цветов, волн, раковин выполнена в стиле неорококо. Ручка в виде завитка и ножки — литые.
В 1855 году фирма Губкина достигла небывалой высоты — он удостоился чести поднести императору образ святого Николая Чудотворца в изысканном серебряном окладе. Эта работа заслужила высочайшее одобрение и принесла Губкину почетное звание поставщика Высочайшего Двора Его Императорского Величества, а также право клеймить свои изделия изображением государственного герба — двуглавого орла.
Фирма Губкина прославилась новаторским подходом — она стала одной из первых, кто начал создавать изделия, представляющие тончайшие имитации натуральных фактур. На Всероссийской промышленной выставке 1861 года в Санкт-Петербурге настоящей сенсацией стала представленная фирмой серебряная сухарница в виде плетеной берестяной корзинки с небрежно наброшенной салфеткой, выполненная по рисунку Борникова. Посетители выставки лишь при близком рассмотрении понимали, что и корзинка, и салфетка, и даже муха на ней были искусно выполнены из серебра. Эта работа произвела такой фурор, что впоследствии аналогичные приемы стали использовать и другие ювелирные фирмы.
Предприятие Губкина активно участвовало в крупнейших художественно-промышленных выставках — не только в Санкт-Петербурге в 1861 году, но и в Лондоне в 1862 году, и Москве в 1865 году, демонстрируя высочайший уровень московской ювелирной школы. Особого внимания заслуживает и социальная деятельность фабрики, при которой действовали воскресные рисовальные классы, где студентов обучали техническому рисовальному искусству, что было довольно прогрессивным явлением для того времени.
Серебряная солонка выполнена в форме каравая. На крышке — ручка в виде маленькой солонки-трона. Подобные солонки часто использовались в обряде торжественного приветствия почетных гостей «хлеб-соль». Традиционно на блюде с вышитым полотенцем им подносили каравай, на котором стояла аналогичная солонка. Гостю полагалось отломить кусочек хлеба, посолить и съесть.
Дело Ивана Семёновича Губкина продолжили его сыновья — Сергей и Дмитрий, а сама фирма оставалась известной на ювелирном рынке вплоть до 1880-х гг. Наряду с другими выдающимися предприятиями — Сазикова, Овчинникова и Хлебникова — фирма Губкина не только удостоилась звания поставщика Российского Императорского двора, но и получила признание многих королевских домов Европы, что в конечном итоге упрочило значимость московской ювелирной школы и способствовало окончательному формированию русского стиля в ювелирном деле второй половины XIX века.