- Именитые российские ювелирные фирмы К. Фаберже, П. Овчинникова, О. Курлюкова и другие, несмотря на огромные возможности, приобретали изделия с эмалью в небольшой московской мастерской для продажи в своих роскошных магазинах и для отправки августейшим покупателям и зарубежной клиентуре.
- Особенно плодотворным было сотрудничество с фирмой Овчинникова.
- В 1898 году в мастерской Рюкерта трудились всего 4 человека
Может показаться удивительным, но именно прусскому подданному Фридриху Морицу Рюкерту, которого на русский манер называли Фёдором Ивановичем, удалось создать предприятие, прославившее отечественное искусство эмали во всем мире.
Именитые российские ювелирные фирмы К. Фаберже, П. Овчинникова, О. Курлюкова и другие, несмотря на огромные возможности, приобретали изделия с эмалью в небольшой московской мастерской для продажи в своих роскошных магазинах и для отправки августейшим покупателям и зарубежной клиентуре.
Согласно адресной книге «Вся Москва» за 1900 год, Фёдор Иванович Рюкерт, «владелец живописного по серебру заведения», родился в 1851 году. Началом работы его мастерской считается 1886 год. Его «живописное и серебряное заведения» располагались в Первопрестольной на углу Воронцовской улицы и Безымянного переулка. Фёдор Иванович сумел влиться в кипучую московскую деловую и художественную жизнь и получить первые заказы. На той же Воронцовской улице, в доме Ивановой, поначалу располагалась фабрика О. Курлюкова, неподалеку — фабрика А. Овчинникова. С конца 1880-х гг. по начало XX столетия именно соседние ювелирные фабрики, находившиеся в районе Таганки, снабжали заказами мастерскую.
Особенно плодотворным было сотрудничество с фирмой Овчинникова.
После смерти в 1888 году основателя фирмы Павла Акимовича Овчинникова, выходца из крестьян, ставшего Поставщиком Императорского двора, делом управлял его сын Александр. Именно он, признавая живописное мастерство Фёдора Ивановича, заказывал предметы, отличавшиеся оригинальностью и самобытностью — небольшие ковши и чаши, покрытые эмалью по скани как внутри, так и снаружи — характерная черта ранних изделий мастерской Рюкерта. На доньях таких предметов помещались тщательно выписанные птицы и животные в духе усольских эмалей XVII века с контурами из крученой скани.
В 1898 году в мастерской Рюкерта трудились всего 4 человека
Но настоящий успех эмальеру принесла работа с Карлом Фаберже.
В 1890-х гг. московский филиал фирмы, еще не выпускавший достаточно изделий с эмалью в популярном стиле национального романтизма, обратился к небольшому предприятию в Рогожской заставе. Сотрудничество стало не только взаимовыгодным, но и многолетним даже несмотря на то, что со временем московское отделение Фаберже наладило собственный выпуск великолепных произведений с эмалью. На вещах, созданных в мастерской по заказу придворной фирмы, ставилось клеймо «К. Фаберже» под Государственным гербом, часто поверх именника «ФР». Иногда сотрудники филиала ограничивались процарапыванием своего фирменного инвентарного номера.
Работа со всемирно известным предприятием с собственной сетью магазинов в России и за рубежом принесла Фёдору Рюкерту не только настоящую славу и солидные заказы, но и возможность больше времени уделять творческим и техническим экспериментам.
Техники
Ранние эмалевые работы мастерской имели блестящую поверхность, аналогичную русской финифти XVIII-XIX столетий. В дальнейшем Рюкерт перешел к матовой живописи по эмали, обладающей удивительным эффектом, сопоставимым с настоящей живописью или акварелью.
Кроме того, Рюкерт одним из первых начал применять неоднородные по составу эмали, а также эмали с цветным крапом, значительно расширив и усложнив палитру оттенков. Ему московская ювелирная школа обязана введением более темных тонов и словно дымчатых, чуть замутненных красок — коричневых, темно-синих, пепельных, серо-сиреневых, фисташковых и даже черного цвета.
Вдохновение: историзм + модерн
Интерес к национальным традициям и русской старине, охвативший Российскую империю на рубеже веков, стимулировал художников тщательно изучать исторические памятники. Так мастера ювелирных предприятий черпали не только вдохновение, но и знания, постепенно переходя к более смелым и оригинальным воссозданиям древних образцов.
Но не только старина вдохновляла Фёдора Рюкерта.
Эмальер копировал композиции или фрагменты картин современников — К. Маковского, И. Репина, Н. Рериха, Б. Зворыкина, Г. Седова, К. Лебедева, К. Трутовского. Во многом это были работы, посвящённые национальной теме, поскольку изделия пользовались большой популярностью, особенно в преддверии юбилея дома Романовых. Особенно эффектно на миниатюрных плакетках Рюкерта смотрелись работы С. С. Соломко и В. М. Васнецова, воссоздававшие романтические образы сказочной Руси.
В русле модного «русского стиля» работали и художественные мастерские под покровительством Марии Тенишевой в Талашкино и Саввы Мамонтова в Абрамцево — вырабатываемая в этих культурных центрах эстетика также оказывала определенное влияние на декоративные решения ювелирных изделий.
Еще одним источником вдохновения стала архитектура Фёдора Шехтеля, который, в свою очередь, обращался к венскому модерну, полотнам Густава Климта. С 1896 года архитектор преподавал рисунок на тканях в Строгановском училище, где обучались и сыновья Рюкерта — всего у ювелира было 10 детей, и четверо сыновей трудились в семейном бизнесе. Можно даже предположить, что два мастера были знакомы: известно, что Шехтель сотрудничал с фирмой Фаберже и создал для нее ряд эскизов.
Последние годы
Закат ювелирной мастерской Рюкерта наступил с началом Первой мировой войны. В 1915 году заведение уже не упоминается в справочнике торгово-промышленных заведений, а в декабре 1918 года скончался сам Фридрих или Фёдор Иванович Рюкерт. Пережив революционные события, крах собственного дела и фирмы своего давнего партнера Карла Фаберже, наследие Рюкерта на долгие годы было словно забыто. Благодаря стараниям музеев и коллекционеров сегодня мы снова знаем имя этого уникального мастера.
Литература:
«Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», 2020.