Найти в Дзене
Дотянуться до звёзд

Андрей Файт: судьба одного из главных кинозлодеев СССР

Для советского кино это был редкий случай. Потомок немецких купцов, человек с яркой, аристократической и немного мрачной внешностью, Файт казался созданным для образов изысканных злодеев. Его кинематографическая биография охватывает несколько эпох — от немого кино 1920-х годов до фильмов середины 1970-х. На протяжении всей жизни он оставался востребованным актёром, органично вписываясь в разные жанры и стили. Даже в зрелом возрасте режиссёры охотно приглашали его на роли, в которых требовалась выразительная харизма и умение держать внимание зрителя. Продолжателем творческой династии стал сын Юлий, выбравший профессию кинорежиссёра и тем самым унаследовавший от отца любовь к искусству. Мало кто знает, что Андрей Файт в юности вовсе не собирался связывать свою жизнь с кинематографом. Его больше привлекала поэзия: он писал стихи, выпустил сборник с символичным названием «Каскады страсти», активно участвовал в кружке имажинистов, где сблизился с Мариенгофом и Сергеем Есениным. Переломным

Для советского кино это был редкий случай. Потомок немецких купцов, человек с яркой, аристократической и немного мрачной внешностью, Файт казался созданным для образов изысканных злодеев. Его кинематографическая биография охватывает несколько эпох — от немого кино 1920-х годов до фильмов середины 1970-х.

На протяжении всей жизни он оставался востребованным актёром, органично вписываясь в разные жанры и стили. Даже в зрелом возрасте режиссёры охотно приглашали его на роли, в которых требовалась выразительная харизма и умение держать внимание зрителя. Продолжателем творческой династии стал сын Юлий, выбравший профессию кинорежиссёра и тем самым унаследовавший от отца любовь к искусству.

"Саша"
"Саша"

Мало кто знает, что Андрей Файт в юности вовсе не собирался связывать свою жизнь с кинематографом. Его больше привлекала поэзия: он писал стихи, выпустил сборник с символичным названием «Каскады страсти», активно участвовал в кружке имажинистов, где сблизился с Мариенгофом и Сергеем Есениным.

Переломным моментом стала постановка любительской пьесы его друга Алёши Масленникова под необычным названием «Ковчег великолепных дегенератов». Участие в спектакле оказалось судьбоносным — именно тогда Файт осознал, что хочет посвятить себя сцене и кино.

Он поступил во ВГИК (тогда — Государственный институт кинематографии) и параллельно начал сниматься в агитационных фильмах, набираясь опыта. Интересно, что его семья имела совершенно иные планы: родственники видели Андрея врачом, продолжателем их династии медиков. Но юношу не прельщала медицина и точные науки — его манила творческая жизнь, сцена и камера.

"Высокая награда"
"Высокая награда"

Во время учёбы во ВГИКе Андрей Файт оказался в числе учеников самого Льва Кулешова — одного из основателей советской кинематографической школы. Вместе с Евгением Червяковым и Галиной Кравченко они составляли неразлучное трио, настолько гармоничное, что даже получили шуточное прозвище по первым слогам фамилий — «Кравчерфайт».

Постепенно отношения между Файтом и Кравченко переросли в роман. Молодые люди чувствовали себя настолько счастливыми рядом друг с другом, что решили пожениться. Казалось, перед ними открывается светлое будущее.

Галина Кравченко в фильме "В начале века"
Галина Кравченко в фильме "В начале века"

После свадьбы супруги много снимались, часто пропадали на съёмках неделями. Совместная работа практически лишала их семейного быта, и однажды Андрей вернулся в пустую квартиру. Вскоре выяснилось, что Галина ушла к другому — её новым избранником стал Александр Каменев, сын видного большевика Льва Каменева, курсанта Военной академии имени Жуковского. Очарованная блеском и достатком семьи Каменевых, Кравченко решила, что нашла путь к обеспеченной и беззаботной жизни.

Но судьба распорядилась иначе. Уже через несколько лет Лев Каменев был обвинён в «троцкистско-зиновьевском заговоре» и расстрелян. Следом та же участь постигла и его сына Александра, а также мать юноши — их объявили иностранными шпионами. После этого имя Галины Кравченко оказалось под негласным запретом: её перестали приглашать в кино даже на эпизодические роли.

"Бриллиантовая рука"
"Бриллиантовая рука"

После разрыва с Галиной Кравченко карьера Андрея Файта продолжала идти в гору. Он был востребован режиссёрами и, по слухам, не раз пленял сердца первых красавиц советского экрана, среди которых называли даже звёзд масштаба Любови Орловой и Лидии Вертинской. Однако близкие актёра утверждали: в душе он оставался верен своей второй жене — Марии Бриллинг.

Эта женщина была далека от кинематографа: дочь известного учёного, специалиста в области автомобилестроения, она покорила Файта своей интеллигентностью и спокойной силой характера. Именно с Марией он обрёл настоящее семейное счастье. В их браке родился единственный сын актёра — Юлий.

"Волшебная лампа Аладдина"
"Волшебная лампа Аладдина"

К сожалению, судьба оказалась жестокой: Мария ушла из жизни молодой. Потеря глубоко потрясла Андрея Андреевича. Чтобы справиться с горем, он полностью погрузился в работу, а кроме того, занялся физической подготовкой — увлёкся акробатикой и боксом.

Благодаря этому даже в пожилом возрасте оставался крепким и подвижным. Именно поэтому на съёмках фильма «Королевство кривых зеркал» 60-летний артист столь энергично носился верхом по каменистым склонам в образе Нушрока, чем немало удивлял коллег. Неудивительно, что режиссёры продолжали доверять ему яркие роли вплоть до последних лет жизни.

"Совсем пропащий"
"Совсем пропащий"

Андрей Файт ушёл из жизни в январе 1976 года, на 73-м году. Он так и не успел увидеть успех своего сына Юлия, ставшего известным режиссёром. В 1980-е его фильм «Пограничный пёс Алый» завоевал сердца детей и подростков, закрепив за фамилией Файт новое поколение творческой славы.

Юлий Файт
Юлий Файт

Также смотрите: