Найти в Дзене
Дотянуться до звёзд

Виталий Доронин: как сложилась судьба "того самого Курочкина"

Виталий Доронин умел появляться в кадре так, что зрители моментально влюблялись в него. Камера словно подчёркивала каждую черту его лица, а судьба щедро одарила актёра искромётным комедийным даром. В 50-е годы он стал настоящим символом мужской экранной привлекательности, вызывая тайные вздохи у прекрасной половины страны.

Будущий артист, Виталий Дмитриевич Доронин, появился на свет 13 ноября 1909 года в Саратове. Его отец до революции трудился рабочим, а после 1917 года возглавил индустриальный техникум. Мать работала счетоводом, а в семье подрастали ещё сестра и младший брат Константин. Последний связал жизнь с флотом, дослужился до звания капитана 3-го ранга, а позднее написал учебник для подводников и воспоминания о годах Великой Отечественной войны.

-2

После окончания школы Виталий устроился слесарем в вагоноремонтные мастерские родного города. Но рабочая форма не мешала ему мечтать о сцене: вечерами он выступал в любительских театральных кружках. В те же годы в саратовских студиях самодеятельности пробовали силы и будущие звёзды советского кино Николай Ивакин и Борис Андреев. Все трое, увлечённые искусством и жаждущие большего, вскоре покинули Саратов, чтобы штурмовать театральные столицы.

"Большая земля"
"Большая земля"

В 1928 году Виталий Доронин решает круто изменить свою жизнь и отправляется в культурную столицу — Ленинград. Здесь он проводит полтора года в стенах Ленинградского института сценических искусств, постигая профессию актёра. После короткого, но яркого периода работы в знаменитом ТРАМе — театре рабочей молодёжи, Доронин возвращается в родной Саратов и выходит на подмостки драматического театра имени К. Маркса.

Затем жизнь вносит свои коррективы — армейская служба. Но и здесь он не расстаётся со сценой: в Хабаровске, в театре Особой Краснознамённой Дальневосточной армии, Доронин играет для бойцов, сочетая дисциплину службы с творческим азартом.

После демобилизации творческий путь продолжился на театральных подмостках Харькова. Здесь он раскрывается в новых ипостасях — дирижирует джаз-оркестром, исполняет жанровые песни и легко завоёвывает симпатии публики своим артистизмом и музыкальной харизмой.

"Беспокойное хозяйство"
"Беспокойное хозяйство"

Судьба вновь возвращает Виталия Доронина в Ленинград. Здесь он одновременно служит сразу на двух сценах — в блистательном мюзик-холле и в Ленинградской государственной эстраде. Атмосфера больших залов, софиты и музыка становятся для него естественной средой.

В 1939 году Доронин меняет культурную столицу на столицу государственную — переезжает в Москву и попадает в труппу Театра комедии. Параллельно он пробует себя в ещё одной роли — руководителя оркестра знаменитой московской гостиницы «Метрополь».

"Центр нападения"
"Центр нападения"

С началом Великой Отечественной войны Виталий Доронин вливается в труппу Московского драматического театра, который базировался при школе лётчиков имени В. П. Чкалова в городе Борисоглебске. Этот театр, по сути, был передвижным фронтовым — актёры вместе с военными перемещались по гарнизонам, играя спектакли для бойцов прямо на подступах к линии фронта.

В 1945 году приказом Доронина переводят в Московский театр Сатиры. Здесь, на одной сцене с корифеями советской комедии, он создаёт целую галерею запоминающихся образов. Параллельно активно снимается в кино, чаще всего — в ролях людей действия, энергичных, жизнерадостных, с крепким характером. Он был и бесстрашным футболистом в фильме «Центр нападения» (1946), и чемпионом-боксёром Дороховым в картине «Боксёры», и шахтёром в ленте «Донецкие шахтёры» (1951), и суровым генералом в военной драме «Нормандия — Неман».

"Нормандия-Неман"
"Нормандия-Неман"

За год до ухода из Театра Сатиры, в 1951-м, Виталий Доронин воплотил на сцене образ, который стал вершиной его театральной славы — колхозника Курочкина в спектакле «Свадьба с приданым». Пьесу Николая Дьяконова поставил режиссёр Борис Равенских, и это был, по сути, первый в стране полноценный мюзикл.

Премьера состоялась 12 марта 1949 года и с первых же показов превратилась в событие культурной жизни Москвы. Спектакль шёл 152 раза подряд при неизменных аншлагах, а успех оказался по-настоящему оглушительным. Песни из постановки быстро вышли за пределы театра — их подхватила и распевала вся страна, от больших городов до маленьких деревень.

"Свадьба с приданым"
"Свадьба с приданым"

В 50-е годы «Свадьба с приданым» шагнула далеко за пределы столичных подмостков. Пьесу ставили в провинциальных театрах, клубах, домах культуры, и повсюду зрителей покоряли задорные песни композитора Сергея Мокроусова на стихи Алексея Фатьянова.

В 1951 году за роль обаятельного и незадачливого жениха Курочкина Виталий Доронин был удостоен Сталинской премии III степени. А популярность постановки и песен выросла ещё больше весной 1953-го, когда на экраны страны вышла киноверсия спектакля, снятая на «Мосфильме» режиссёрами Татьяной Лукашевич и Борисом Равенских.

В фильме сыграли те же артисты, что и на сцене, и Курочкин в исполнении Доронина стал одним из самых узнаваемых персонажей того времени. Настолько узнаваемым, что на улицах прохожие оборачивались и в шутку кричали: «Курочкин идёт!» Куплеты героя и лиричный дуэт «На крылечке» ещё долгие годы оставались одними из самых популярных концертных номеров, звучавших с эстрады по всей стране.

"Свадьба с приданым"
"Свадьба с приданым"

Годы шли, Виталий Доронин создавал новые образы, работал много, увлечённо, разнообразно. Но в глазах зрителей он всё равно оставался тем самым Курочкиным. Стоило его фотографии появиться в журнале — подпись читалась сама собой: «Курочкин». Встретят на улице — и снова: «Курочкин!»

Любопытно, что фамилия эта нередко встречалась на экране. Артист Малого театра, эрудит и тонкий ценитель искусства Виктор Борцов даже подсчитал: в кино было несколько «Курочкиных», сыгранных хорошими актёрами. Но память о них давно померкла. А вот Курочкин в исполнении Доронина оказался вечным.

Как же нужно было сыграть простого деревенского парня, чтобы навсегда остаться в народной памяти? Ответ прост: сыграть так, как это сделал Виталий Доронин — честно, с душой и таким обаянием, которое невозможно подделать.

-9

С 1952 года Виталий Доронин вошёл в труппу Академического Малого театра, где окончательно утвердил репутацию блестящего комедийного актёра и мастера тонкой, «московской» школы реалистической игры.

При этом, как вспоминали коллеги и зрители, сценический Доронин сильно отличался от кинематографического. На подмостках он мог быть куда глубже и многограннее, чем в привычных для зрителей экранных образах. Достаточно вспомнить его Никиту из пьесы «Власть тьмы» — роль молодого парня он играл с таким задором и правдой, что сохранял её в репертуаре до своих 55 лет.

В кино у Доронина ролей было относительно немного — около двух десятков. Но каждая из них раскрывала перед зрителем новый оттенок его таланта: от задорных весельчаков до людей сильного характера, от мягкой лирики до яркой сатиры.

С дочерью Леной
С дочерью Леной

О красивых актёрах всегда ходит немало слухов, но в случае с Виталием Дорониным они редко имели под собой почву. Он был преданным семьянином, хотя природное обаяние и галантность неизменно делали его дамским любимцем.

Коллега по сцене Татьяна Панкова вспоминала:
— Он был красивый и невероятно обходительный. Всегда реагировал на женщину — любую. Шла ли мимо пожилая дама, девочка, красавица или совсем простенькая женщина — Виталий Дмитриевич обязательно находил для неё свой знак внимания. Это было заметно даже в мелочах: по мягкому блеску его глаз, по едва заметной улыбке на губах.

-11

Виталий Доронин был женат дважды. Его первой супругой стала актриса Театра Сатиры Наталья Цветкова, с которой он ещё в годы войны делил сцену во Фронтовом театре. Их брак оборвался трагически — в 1952 году Наталья скончалась.

Вскоре судьба подарила ему новую встречу. Второй женой Доронина стала актриса Малого театра Констанция Роек, которую он ласково называл Кастуся. Они сблизились во время работы над спектаклем «Опасный спутник», где Констанция играла Дину. После премьеры критики сурово упрекали её героиню за то, что та предпочла приспособленца Корчемного (Евгений Матвеев) положительному Селихову (Виталий Доронин). Но это было только на сцене. В жизни всё произошло наоборот: именно на репетициях между Дорониным и Роек вспыхнуло настоящее чувство.

Констанция Роек
Констанция Роек

Доронин влюбился без оглядки. Они прожили вместе более двадцати лет. Это был союз противоположностей: Доронин — открытый, широкая русская душа; Констанция — сдержанная, утончённая, с «европейским» взглядом на жизнь.

Супруги прожили вместе более двух десятилетий. Они были очень разными по характеру, но всегда умели находить компромиссы, сохраняя тепло, уважение и искреннюю привязанность друг к другу. Несмотря на неизменное внимание со стороны женщин, Виталий Доронин оставался верным мужем и примерным семьянином.

В браке с Констанцией у них родилась дочь Елена, унаследовавшая талант родителей и ставшая актрисой Малого театра. Династию продолжила и внучка актёра, Анастасия, выбравшая ту же профессию.

Елена Доронина
Елена Доронина

Виталий Доронин выходил на сцену до самого конца. В 1976 году он блестяще воплотил на сцене Малого театра образ Иудушки в постановке «Господа Головлёвы». Однако сыграть эту роль он успел всего четыре раза. 20 июня того же года актёра не стало — его жизнь оборвал инфаркт. Ему было 66 лет.

И всё же обаяние и душевность созданных им образов пережили своего создателя. Фильмы с участием Виталия Доронина давно стали по-настоящему народными, и зрители пересматривают их снова и снова, словно встречаясь со старым другом.

Также смотрите: