Мой сын в этом году влюбился в географию. Он приходит из школы с горящими глазами, взахлеб рассказывает про тектонические плиты и смотрит документальные фильмы. Причина этого чуда — новая учительница, Анна Петровна. Она молодая, энергичная, умеет так рассказывать про вулканы, что дети сидят с открытыми ртами. И я была бы самой счастливой мамой на свете, если бы не одно «но».
Анна Петровна — катастрофически безграмотна. Я не преувеличиваю. Сначала я заметила это в электронном журнале. Сообщения родителям были написаны с чудовищными ошибками. «Прозьба принести контурные карты». Потом в чате - «здайте пожалуста деньги на экскурсию». Я списала это на опечатки, на автозамену в телефоне. Ну, с кем не бывает?
Потом сын принес тетрадь. И я увидела, как красной ручкой, учительским почерком, написано неправильное замечание. А в личном разговоре промелькнуло слово Ейный. ЕЙНЫЙ! От учителя в школе...
И вот я сижу в ступоре. С одной стороны — она прекрасный педагог в плане увлеченности и контакта с детьми.
Но с другой стороны… Она калечит их речь. Она закладывает в их головы эти жуткие, просторечные, безграмотные обороты. И делает это с авторитетом Учителя! То, что мы с таким трудом искореняем дома, она легализует в классе.
Я заглянула в родительский чат. Там — гробовая тишина. Я уверена, что не я одна это замечаю. Но все молчат! Потому что боятся. Боятся спугнуть это хрупкое счастье — тот факт, что их дети наконец-то полюбили школу. Боятся, что если мы пожалуемся, этого прекрасного, хоть и безграмотного, учителя уберут, а на ее место придет очередная уставшая от жизни «Марь Иванна» с указкой и сухими параграфами из учебника. И интерес к географии умрет, не успев родиться.
Вот она, наша родительская ловушка. Мы вынуждены выбирать из двух зол: либо увлеченный, но безграмотный учитель, либо грамотный, но скучный и вызывающий у детей отвращение к предмету.
Вы совершенно правы, что бьете тревогу, ведь учитель — это не только проводник в мир знаний, но и носитель культурной и речевой нормы.
Существует ли закон, который требует от учителя географии быть грамотным? Или это касается только учителей русского?
Да, существует! И это не просто пожелание, а прямое требование. Профессиональный стандарт «Педагог» (утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н) устанавливает общие требования ко всем учителям, независимо от предмета. Среди них есть такое понятие, как «коммуникативная компетентность», которая включает в себя владение нормами русского литературного языка.
Проще говоря, учитель — любой учитель! — обязан говорить и писать грамотно. Это часть его профессии, как у хирурга — чистые руки. «Ейный» от учителя географии — это такой же нонсенс, как грязный скальпель у врача.
Хорошо, учитель нарушает профстандарт. Но каковы реальные критерии оценки его грамотности? Кто это проверяет?
Грамотность учителя проверяется во время аттестации, которую все педагоги проходят раз в несколько лет. В ходе аттестации оценивается не только знание предмета, но и те самые общие компетенции, включая владение русским языком.
Кроме того, внутренний контроль за качеством работы педагогов — это прямая обязанность администрации школы (завуча, директора). Они должны посещать уроки, проверять документацию (включая электронный журнал) и реагировать на подобные вопиющие случаи.
Я боюсь, что если пожалуюсь, хорошего учителя сразу уволят. Это так?
Очень маловероятно! Увольнение — это крайняя мера, которую применяют за серьезные проступки (аморальное поведение, насилие и т.д.). За безграмотность учителя не уволят с первого раза. Наиболее вероятные и адекватные последствия вашей жалобы:
- с учителем проведет беседу завуч или директор;
- ей укажут на недопустимость подобных ошибок;
- ее могут обязать исправить проблему, пройти курсы;
- это может повлиять на результаты ее следующей аттестации.
Ваша цель — не «уничтожить» педагога, а исправить ситуацию. И грамотно составленная жалоба приведет именно к этому, а не к увольнению.
Что важнее для школы: любовь детей или грамотность учителя? Чью сторону примет директор?
Это зависит от адекватности директора. Хороший руководитель поймет, что это не взаимоисключающие вещи. Он будет ценить педагогический талант Анны Петровны, но при этом четко обозначит, что профессиональные стандарты (включая грамотность) должны соблюдаться.
Ваша задача — подать проблему не как «она плохая, уберите ее», а как «она прекрасный педагог, которого любят дети, но у нее есть серьезная проблема, которая вредит ученикам. Давайте вместе поможем ей ее решить». Такой конструктивный подход, скорее всего, найдет поддержку у администрации.
Как мне деликатно, но эффективно донести проблему до руководства школы?
Идеальный путь — это личное обращение к директору или завучу. Не начинайте с письменной жалобы, попробуйте сначала поговорить.
Запишитесь на прием.
Начните с позитива: «Мой сын в восторге от уроков Анны Петровны, она пробудила в нем огромный интерес к географии, за что ей огромное спасибо».
Мягко перейдите к проблеме: «Но меня, как родителя, очень беспокоит одна вещь — уровень ее речевой и письменной грамотности. Дети начали приносить домой просторечные выражения и видят в тетрадях ошибки, сделанные учителем».
Предложите решение: «Возможно, стоит как-то деликатно обратить на это ее внимание? Может быть, школа может направить ее на курсы? Мы очень хотим, чтобы она и дальше у нас работала, но этот аспект нужно исправить».
Такой подход покажет вас не скандалисткой, а неравнодушным и конструктивно настроенным родителем.
А если разговор не поможет? Какой следующий шаг?
Если устный разговор не принес результатов (например, вам ответили «не придирайтесь»), тогда переходите к письменному заявлению на имя директора.
В нем спокойно, без лишних эмоций, изложите факты (примеры ошибок в журнале, слова «ейный», «звОнит»), сошлитесь на Профстандарт «Педагог» и попросите принять меры по повышению уровня грамотности учителя. Такое заявление директор уже не сможет проигнорировать.
Почему другие родители молчат? Их все устраивает?
Скорее всего, они боятся ровно того же, чего и вы: что «будет хуже». Это классический родительский страх. Они выбирают «меньшее из зол».
Ваша задача — показать своим примером, что можно решать проблему цивилизованно, не прибегая к «сожжению на костре». Возможно, после вашего обращения и другие родители решатся вас поддержать.
Имеет ли значение, что учитель молодой? Может, ей просто не хватает опыта?
Молодость и недостаток опыта могут быть объяснением, но не оправданием. Как раз наоборот, молодому специалисту легче указать на ошибки и направить на обучение, чем переучивать педагога с 30-летним стажем.
Для администрации это должен быть сигнал о том, что молодому учителю нужна методическая помощь, и это их прямая обязанность — ее оказать.
Какой наилучший результат я могу ожидать в этой ситуации?
Идеальный результат — это win-win ситуация:
- Анна Петровна продолжает работать и увлекать детей географией.
- Администрация школы деликатно работает с ней над повышением уровня грамотности (отправляет на курсы, прикрепляет наставника).
- Учитель исправляет свои ошибки, а ваш сын получает и интересные уроки, и правильную речь.
- Вы чувствуете себя родителем, который не прошел мимо проблемы, а помог сделать школу лучше.