Мой сын Саша в этом году перешел в пятый класс. Только я успела выдохнуть после начальной школы, как появилась новая, совершенно неожиданная проблема.
Его классным руководителем стала Ирина Олеговна, педагог «старой закалки»: строгий вид, безупречный стиль и, как казалось поначалу, огромный опыт. Я даже радовалась, что сыну достался такой учитель — по отзывам, она умеет держать дисциплину. Но, как оказалось, у этого опыта есть и обратная сторона.
На первом же родительском собрании Ирина Олеговна вынесла вердикт: «У вашего сына просто кошмарный почерк! Как его вообще выпустили из начальной школы?»
Признаю, у Саши не каллиграфический почерк. Но он абсолютно читаемый! Все четыре года в начальной школе к нему не было претензий: да, писал не всегда идеально ровно, зато грамотно и без ошибок. Для меня это всегда было главным.
Теперь же его рабочие тетради по всем предметам, которые ведет Ирина Олеговна, пестрят тройками и едкими пометками «Старайся!». А он и так старается! Я контролирую его домашние задания, мы вместе сидим над тетрадями, но разница между его «старанием» и «ленью» в плане почерка минимальна. Ему одиннадцать лет, рука уже сформировалась.
Я показала его тетрадь подруге, она педагог. Она подтвердила: да, не идеально, но все понятно и читаемо. Однако для нашего классного руководителя это не аргумент. То буквы у него «пляшут», то наклон не в ту сторону, то соединительные черточки отсутствуют.
Апогеем стал недавний случай. Сын получил тройку по математике. Захожу в электронный дневник и вижу: задача решена абсолютно верно, все вычисления правильные. Но оценка снижена, а рядом красной пастой комментарий: «Старайся аккуратнее!»
Это видимо способ замотивировать моего ребенка, но сработал он ровно наоборот. Саша после этого совершенно сник, в школу идти не хочет. А ведь прошла только первая четверть! На днях учительница при всем классе заявила ему: «Тебе надо снова в первый класс идти! Будешь в прописях закорючки выводить!»
Я пыталась поговорить с Ириной Олеговной лично. Объясняла, что не всем дано быть каллиграфами, что у взрослых почерк часто еще хуже. Ее ответ был категоричен: «Я придерживаюсь единого стандарта. Аккуратный почерк — это основа уважения к предмету и ко мне. Пока Саша не исправит почерк, пятерки за свои верные решения он у меня не получит!»
Выяснилось, что страдает не только мой сын. Еще несколько детей в классе, включая одну отличницу, которая теперь рыдает после каждого урока, попали под ее «каллиграфическую диктатуру».
Разговор с учителем зашел в тупик, и я обратилась к директору. Меня выслушали, пообещали разобраться. Но я волнуюсь, что все спустят на тормозах.
И вот мой вопрос к вашим экспертам: имеет ли учитель законное право систематически снижать оценку по предмету (математике, истории, биологии) из-за неаккуратного, но вполне читаемого почерка? Разве оценка ставится не за знания и правильность выполнения заданий? Что нам, родителям, делать в такой ситуации с юридической точки зрения?
- Ситуация, когда старания ребенка перечеркиваются субъективным мнением учителя о красоте его почерка, не только обидна, но и зачастую незаконна.
Вправе ли учитель систематически снижать оценку по математике или истории за неаккуратный, но читаемый почерк?
❌ Нет, не вправе. Оценка по предмету должна отражать знания именно по этому предмету. Если ваш сын правильно решил математическую задачу, его знание математики соответствует оценке «отлично». Почерк — это навык из другой области.
Представьте, что автомеханику снизили зарплату за то, что он некрасиво расписался в накладной, хотя машину починил идеально. Абсурд? В школе то же самое. Требование каллиграфического почерка на уроке математики неправомерно.
Учитель говорит, что у нее «единый стандарт» и она не поставит пятерку без каллиграфического почерка. Насколько это законно?
Личные «стандарты» учителя не могут стоять выше официальных документов. Система оценивания в школе — это не личное мнение педагога, а регламентированная процедура.
➡️ Основной документ, который вы должны изучить, — это «Положение о системе оценивания» вашей школы. Оно должно быть на сайте учебного заведения.
Очень маловероятно, что вы найдете там пункт:
«Оценка снижается за недостаточную красоту букв».
Если такого пункта нет, «единый стандарт» учителя — это ее личное пожелание, а не законное требование.
На какие законы или документы я могу ссылаться в разговоре с директором, чтобы мои слова звучали весомо?
Отличный вопрос! Чтобы ваш разговор был предметным, опирайтесь на:
✅ ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В частности, на статью 45, которая закрепляет ваше право на защиту прав и законных интересов вашего ребенка и на объективное отношение к нему.
✅ «Положение о системе оценивания» вашей школы. Это ваш главный козырь. Если в нем нет критерия «каллиграфический почерк», учитель нарушает внутренний устав школы.
А что, если в самой школе есть внутреннее правило, разрешающее снижать оценки за почерк? Будет ли это законно?
Теоретически школа может прописать в своем «Положении» пункт о снижении оценки на балл за «небрежное оформление» или «общее впечатление от работы». Но здесь есть важный нюанс: такое снижение не может быть систематическим и кардинальным (например, с пятерки на тройку).
➡️ Обычно речь идет о снижении на один балл за 4-5 помарок, грязь в тетради или несколько неаккуратных исправлений. Превращать оценку за правильное решение в «неудовлетворительно» из-за почерка — это нарушение принципа объективности оценки, даже если в Положении есть общие фразы об аккуратности.
В каких случаях снижение оценки все-таки будет правомерным? Где грань между «плохим почерком» и реальной ошибкой?
И здесь вы абсолютно правы, грань существует. Учитель будет прав, если снизит оценку в следующих случаях:
- Работа нечитаема. Если из-за почерка невозможно разобрать ответ, учитель физически не может его проверить.
- Буквы искажены до неузнаваемости. Например, «о» написано как «а», или «ш» как «и». Это уже не вопрос эстетики, а орфографическая ошибка.
- Невнимательность. Пропуск букв, слогов, предлогов — это грамматические ошибки.
- «Грязь» в тетради. Большое количество зачеркиваний и исправлений (обычно 4-5 и более) может стать основанием для снижения оценки на балл, так как это свидетельствует о неуверенности или небрежности.
- Несоблюдение правил оформления. Отсутствие красной строки, неправильные отступы — это тоже может повлиять на оценку, но опять же, некритично.
В вашей ситуации, когда задача решена верно, а почерк просто неидеален, но читабелен — оснований для снижения оценки нет.
Учитель унижает сына перед классом из-за почерка. Это просто неэтично или это тоже нарушение закона?
Это прямое нарушение! Фраза «Тебе надо снова в первый класс идти!» является непедагогичной и унижает достоинство ребенка. Статья 48 Закона «Об образовании» обязывает педагогов уважать честь и достоинство обучающихся.
А статья 45 того же закона дает вам право защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия. Психологическое давление и публичные насмешки — это именно такая форма насилия. Обязательно укажите на это в разговоре с директором.
Я слышала, что оценку могут снизить на балл «за общее впечатление от работы». Что это значит и применимо ли это к вашей ситуации с тройкой вместо пятерки?
Да, такой размытый критерий действительно иногда встречается в школьных положениях. Однако он не дает учителю права на произвол. «Общее впечатление» — это совокупность факторов: чистота работы, отсутствие помарок, аккуратность исправлений, соблюдение полей и отступов.
Снижение оценки на один балл по этому критерию еще можно как-то обосновать. Но превращать «пятерку» (верное решение) в «тройку» — это уже не «впечатление», а явная необъективность, не имеющая под собой законных оснований.
Я уже поговорила с директором, он обещал разобраться. Какие мои следующие шаги, если ничего не изменится?
Вы поступили правильно. Теперь дайте директору немного времени. Если в течение недели-двух ситуация не меняется, переходите к письменным действиям:
1️⃣ Напишите официальное заявление на имя директора в двух экземплярах. Опишите проблему, приложите фото тетрадей и попросите создать комиссию для проверки объективности оценивания. Один экземпляр с подписью секретаря о принятии оставьте себе.
2️⃣ Обратитесь в школьную комиссию по урегулированию споров, если она есть.
Если школа бездействует, пишите жалобу в районный или городской Департамент (Управление) образования. Они обязаны рассмотреть ваше обращение в течение 30 дней и дать официальный ответ.
А есть ли у самого учителя какие-то права? Может ли он просто сказать, что это его методика преподавания, и проигнорировать мои жалобы?
Да, у учителя есть права, закрепленные в статье 47 ФЗ «Об образовании», включая «свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность».
Однако эта свобода заканчивается там, где начинаются права ребенка на объективную оценку и уважительное отношение. «Свобода преподавания» не означает права выдумывать собственные критерии оценок, противоречащие утвержденным в школе. Учитель не может игнорировать ваши жалобы, если они основаны на законе и локальных актах школы.
Какой результат я могу считать «победой» в этой ситуации? Должна ли я требовать увольнения учителя или достаточно прекращения придирок?
Ваша главная цель — защитить психологический комфорт и образовательные права вашего сына. «Победой» будет не увольнение педагога, а создание нормальной рабочей атмосферы. Вам нужно добиться, чтобы:
✅ Оценки по предметам выставлялись за знания, а не за почерк.
✅ Учитель прекратил публичные унижения и непедагогичные высказывания в адрес ребенка.
Начните с требования соблюдения правил. Чаще всего после вмешательства администрации учитель меняет тактику. Перевод в другой класс или школу — это крайняя мера, если конфликт зашел в неразрешимый тупик. Надеюсь, в вашем случае до этого не дойдет.