Найти в Дзене
Я вправе

«Пишешь как курица лапой! Это неуважение ко мне», — возмущается учительница. Можно ли ставить за почерк двойки?

Оглавление
Мой сын Саша в этом году перешел в пятый класс. Только я успела выдохнуть после начальной школы, как появилась новая, совершенно неожиданная проблема.
Его классным руководителем стала Ирина Олеговна, педагог «старой закалки»: строгий вид, безупречный стиль и, как казалось поначалу, огромный опыт. Я даже радовалась, что сыну достался такой учитель — по отзывам, она умеет держать дисциплину. Но, как оказалось, у этого опыта есть и обратная сторона.
На первом же родительском собрании Ирина Олеговна вынесла вердикт: «У вашего сына просто кошмарный почерк! Как его вообще выпустили из начальной школы?»
Признаю, у Саши не каллиграфический почерк. Но он абсолютно читаемый! Все четыре года в начальной школе к нему не было претензий: да, писал не всегда идеально ровно, зато грамотно и без ошибок. Для меня это всегда было главным.
Теперь же его рабочие тетради по всем предметам, которые ведет Ирина Олеговна, пестрят тройками и едкими пометками «Старайся!». А он и так старается! Я контролирую его домашние задания, мы вместе сидим над тетрадями, но разница между его «старанием» и «ленью» в плане почерка минимальна. Ему одиннадцать лет, рука уже сформировалась.
Я показала его тетрадь подруге, она педагог. Она подтвердила: да, не идеально, но все понятно и читаемо. Однако для нашего классного руководителя это не аргумент. То буквы у него «пляшут», то наклон не в ту сторону, то соединительные черточки отсутствуют.
Апогеем стал недавний случай. Сын получил тройку по математике. Захожу в электронный дневник и вижу: задача решена абсолютно верно, все вычисления правильные. Но оценка снижена, а рядом красной пастой комментарий: «Старайся аккуратнее!»
Это видимо способ замотивировать моего ребенка, но сработал он ровно наоборот. Саша после этого совершенно сник, в школу идти не хочет. А ведь прошла только первая четверть! На днях учительница при всем классе заявила ему: «Тебе надо снова в первый класс идти! Будешь в прописях закорючки выводить!»
Я пыталась поговорить с Ириной Олеговной лично. Объясняла, что не всем дано быть каллиграфами, что у взрослых почерк часто еще хуже. Ее ответ был категоричен: «Я придерживаюсь единого стандарта. Аккуратный почерк — это основа уважения к предмету и ко мне. Пока Саша не исправит почерк, пятерки за свои верные решения он у меня не получит!»
Выяснилось, что страдает не только мой сын. Еще несколько детей в классе, включая одну отличницу, которая теперь рыдает после каждого урока, попали под ее «каллиграфическую диктатуру».
Разговор с учителем зашел в тупик, и я обратилась к директору. Меня выслушали, пообещали разобраться. Но я волнуюсь, что все спустят на тормозах.
И вот мой вопрос к вашим экспертам: имеет ли учитель законное право систематически снижать оценку по предмету (математике, истории, биологии) из-за неаккуратного, но вполне читаемого почерка? Разве оценка ставится не за знания и правильность выполнения заданий? Что нам, родителям, делать в такой ситуации с юридической точки зрения?

- Ситуация, когда старания ребенка перечеркиваются субъективным мнением учителя о красоте его почерка, не только обидна, но и зачастую незаконна.

Три за почерк! Но ребенок же старается, почему учитель так несправедлив?!
Три за почерк! Но ребенок же старается, почему учитель так несправедлив?!

Вправе ли учитель систематически снижать оценку по математике или истории за неаккуратный, но читаемый почерк?

❌ Нет, не вправе. Оценка по предмету должна отражать знания именно по этому предмету. Если ваш сын правильно решил математическую задачу, его знание математики соответствует оценке «отлично». Почерк — это навык из другой области.

Представьте, что автомеханику снизили зарплату за то, что он некрасиво расписался в накладной, хотя машину починил идеально. Абсурд? В школе то же самое. Требование каллиграфического почерка на уроке математики неправомерно.

Учитель говорит, что у нее «единый стандарт» и она не поставит пятерку без каллиграфического почерка. Насколько это законно?

Личные «стандарты» учителя не могут стоять выше официальных документов. Система оценивания в школе — это не личное мнение педагога, а регламентированная процедура.

➡️ Основной документ, который вы должны изучить, — это «Положение о системе оценивания» вашей школы. Оно должно быть на сайте учебного заведения.

Очень маловероятно, что вы найдете там пункт:

«Оценка снижается за недостаточную красоту букв».

Если такого пункта нет, «единый стандарт» учителя — это ее личное пожелание, а не законное требование.

На какие законы или документы я могу ссылаться в разговоре с директором, чтобы мои слова звучали весомо?

Отличный вопрос! Чтобы ваш разговор был предметным, опирайтесь на:

✅ ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В частности, на статью 45, которая закрепляет ваше право на защиту прав и законных интересов вашего ребенка и на объективное отношение к нему.

✅ «Положение о системе оценивания» вашей школы. Это ваш главный козырь. Если в нем нет критерия «каллиграфический почерк», учитель нарушает внутренний устав школы.

А что, если в самой школе есть внутреннее правило, разрешающее снижать оценки за почерк? Будет ли это законно?

Теоретически школа может прописать в своем «Положении» пункт о снижении оценки на балл за «небрежное оформление» или «общее впечатление от работы». Но здесь есть важный нюанс: такое снижение не может быть систематическим и кардинальным (например, с пятерки на тройку).

➡️ Обычно речь идет о снижении на один балл за 4-5 помарок, грязь в тетради или несколько неаккуратных исправлений. Превращать оценку за правильное решение в «неудовлетворительно» из-за почерка — это нарушение принципа объективности оценки, даже если в Положении есть общие фразы об аккуратности.

В каких случаях снижение оценки все-таки будет правомерным? Где грань между «плохим почерком» и реальной ошибкой?

И здесь вы абсолютно правы, грань существует. Учитель будет прав, если снизит оценку в следующих случаях:

  1. Работа нечитаема. Если из-за почерка невозможно разобрать ответ, учитель физически не может его проверить.
  2. Буквы искажены до неузнаваемости. Например, «о» написано как «а», или «ш» как «и». Это уже не вопрос эстетики, а орфографическая ошибка.
  3. Невнимательность. Пропуск букв, слогов, предлогов — это грамматические ошибки.
  4. «Грязь» в тетради. Большое количество зачеркиваний и исправлений (обычно 4-5 и более) может стать основанием для снижения оценки на балл, так как это свидетельствует о неуверенности или небрежности.
  5. Несоблюдение правил оформления. Отсутствие красной строки, неправильные отступы — это тоже может повлиять на оценку, но опять же, некритично.

В вашей ситуации, когда задача решена верно, а почерк просто неидеален, но читабелен — оснований для снижения оценки нет.

Учитель унижает сына перед классом из-за почерка. Это просто неэтично или это тоже нарушение закона?

Это прямое нарушение! Фраза «Тебе надо снова в первый класс идти!» является непедагогичной и унижает достоинство ребенка. Статья 48 Закона «Об образовании» обязывает педагогов уважать честь и достоинство обучающихся.

А статья 45 того же закона дает вам право защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия. Психологическое давление и публичные насмешки — это именно такая форма насилия. Обязательно укажите на это в разговоре с директором.

Я слышала, что оценку могут снизить на балл «за общее впечатление от работы». Что это значит и применимо ли это к вашей ситуации с тройкой вместо пятерки?

Да, такой размытый критерий действительно иногда встречается в школьных положениях. Однако он не дает учителю права на произвол. «Общее впечатление» — это совокупность факторов: чистота работы, отсутствие помарок, аккуратность исправлений, соблюдение полей и отступов.

Снижение оценки на один балл по этому критерию еще можно как-то обосновать. Но превращать «пятерку» (верное решение) в «тройку» — это уже не «впечатление», а явная необъективность, не имеющая под собой законных оснований.

Я уже поговорила с директором, он обещал разобраться. Какие мои следующие шаги, если ничего не изменится?

Вы поступили правильно. Теперь дайте директору немного времени. Если в течение недели-двух ситуация не меняется, переходите к письменным действиям:

1️⃣ Напишите официальное заявление на имя директора в двух экземплярах. Опишите проблему, приложите фото тетрадей и попросите создать комиссию для проверки объективности оценивания. Один экземпляр с подписью секретаря о принятии оставьте себе.

2️⃣ Обратитесь в школьную комиссию по урегулированию споров, если она есть.

Если школа бездействует, пишите жалобу в районный или городской Департамент (Управление) образования. Они обязаны рассмотреть ваше обращение в течение 30 дней и дать официальный ответ.

А есть ли у самого учителя какие-то права? Может ли он просто сказать, что это его методика преподавания, и проигнорировать мои жалобы?

Да, у учителя есть права, закрепленные в статье 47 ФЗ «Об образовании», включая «свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность».

Однако эта свобода заканчивается там, где начинаются права ребенка на объективную оценку и уважительное отношение. «Свобода преподавания» не означает права выдумывать собственные критерии оценок, противоречащие утвержденным в школе. Учитель не может игнорировать ваши жалобы, если они основаны на законе и локальных актах школы.

Какой результат я могу считать «победой» в этой ситуации? Должна ли я требовать увольнения учителя или достаточно прекращения придирок?

Ваша главная цель — защитить психологический комфорт и образовательные права вашего сына. «Победой» будет не увольнение педагога, а создание нормальной рабочей атмосферы. Вам нужно добиться, чтобы:

✅ Оценки по предметам выставлялись за знания, а не за почерк.

✅ Учитель прекратил публичные унижения и непедагогичные высказывания в адрес ребенка.

Начните с требования соблюдения правил. Чаще всего после вмешательства администрации учитель меняет тактику. Перевод в другой класс или школу — это крайняя мера, если конфликт зашел в неразрешимый тупик. Надеюсь, в вашем случае до этого не дойдет.