Общественная баня... В советский период это было особенным местом. Здесь граждане могли не только совершить примитивную гигиеническую процедуру – помывку, но и скрасить свой досуг и отдых: поговорить «по душам» за кружкой пива, наладить полезные связи и знакомства, пообсуждать последние новости и события, поделиться личными делами и проблемами за партией в шашки. При этом стоимость посещения общественной бани была небольшой, а сами они были буквально в каждом городе и даже сельской местности.
Причём посетители советских общественных бань, особенно в крупных городах, нередко брали туда с собой не только веник, мочалку и полотенце, но и различные съестные припасы: пирожки, бутерброды, плавленые сырки, вяленую рыбу – закуска! Помимо традиционного в бане пива, многим удавалось пронести туда тайком чего-нибудь «покрепче» договорившись с банщицей или банщиком. Трезвенники же брали с собой чай, который заваривали прямо там.
Советский Минздрав настоятельно рекомендовал советским гражданам посещение бани, указывая на её невероятные лечебные свойства, связанные с особым микроклиматом и соотношением температуры и влажности. Что касается банных веников – дубовых, берёзовых, можжевеловых, так тут вообще считалось, что они настоящие «природные целители». Традиционным банным днём в Советском Союзе была суббота – первый выходной день после напряжённой рабочей недели, после которой советскому трудящемуся просто необходимо было снять усталость, напряжение и зарядится энергией для следующей рабочей недели.
Бани были популярны ещё и потому, что не все советские граждане обладали благоустроенными и комфортабельными квартирами, оснащёнными индивидуальной ванной или душем. Многие жили в коммунальных квартирах, общежитиях, бараках, неблагоустроенных частных домах. Причём построить индивидуальную – личную баню на своём земельном участке в частном доме никому и не приходило тогда «в голову». Это считалось неким признаком «буржуазного излишества». Да и строительный материал был в большом дефиците. По этой причине общественные бани были чуть-ли не обязательным ритуалом для каждого гражданина.
Бани были рассчитаны, как правило, на помывку 100-200 человек одновременно. При некоторых располагались прачечные и даже парикмахерские. Причём почти в каждой бане было мужское и женское, так называемые отделения. Детей же делили между собой родители по половому признаку. Девочки принимали банные процедуры с матерями, а мальчики – с отцами. Хотя нередко случалось, что некоторые сердобольные «мамаши» приводили с собой в женское отделение мальчиков-дошкольников. Это, как правило, заканчивалось большим скандалом. «…Вы с ума сошли!.. Он уже большой и всё понимает!..», – гудела громкими женскими воплями помывочная.
Любая советская баня начиналась с кассы. Чтобы помыться, нужно было приобрести билет. Касса располагалась в так называемом зале ожидания («предбаннике», вестибюле), или, как его ещё его называли, «передняя» или «ожидальня». Там находились лавки, диваны, нередко вешалки для верхней одежды, а также рабочее место кассира. В некоторых советских банях в вестибюле продавали мыло, мочалки, веники и другие банные принадлежности. Стоит отметить, что банные кассиры престижных советских бань, особенно в поздний советский период, нередко занимались «махинациями с билетами», стоимость которых варьировалась от 20 копеек до 2 рублей. Из-за отсутствия должного контроля кассиры пропускали некоторых посетителей вовсе без билета. Однако брали с них 1/3 стоимости билета, которую в последующем просто «клали себе в карман». Таким образом, за смену можно было «наварить» до 10-15 рублей.
Банная раздевалка, или, как её ещё называли, «раздевальня» – специальное помещение, где посетители могли раздеться перед помывкой и одеться после неё. Раздевалки были оборудованы, как правило, деревянными скамейками, а также крючками или шкафчиками для одежды. Большую проблему, особенно в 80-ые годы, представляли так называемые «банные воришки» – преступники, которые посещали бани исключительно с целью краж. Они похищали у посетителей бань деньги и ценные вещи: ювелирные изделия, часы, дорогостоящую одежду и обувь и даже нижнее белья. Так, курьёзный случай был зарегистрирован в марте 1986 года, когда «банные воры» украли у просительницы Куйбышевской общественной бани лифчик.
Раздевших догола и взяв с собой мыло нередко хозяйственное и мочалку, посетители бани отправлялись в так называемое моечное отделение, или, как его ещё называли «помывочная» или «мыльная». Это было основным помещением общественной бани, в котором размещались многочисленные скамейки, душ, банный инвентарь, баки с горячей и холодной водой, лежанки для натирания спины и массажа. В некоторых банях были даже небольшие бассейны. В «помывочных» всегда стоял жуткий шум льющийся воды, громкая речь моющихся и «громыхание» железных тазов.
Банный тазик… Это был главный инвентарь советских бань. Он служил аналогом деревянной банной шайки. Его использовали для мытья практически во всех советских общественных банях. Чаще всего это были оцинкованные круглой формы тазики с двумя ручками. Редко встречались эмалированные или алюминиевые без ручек. В них не только наливали воду, но и носили банные принадлежности, запаривали веники, выплёскивали иим воду на камни, а перевернув, использовали для сиденья. Причём тазиков в советских банях всегда не хватало, и в часы наибольшего наплыва посетителей граждане могли довольно долго ожидать свободных тазов. Перед тем, как тазиком воспользоваться, его сначала обдавали кипятком – «для дезинфекции» а потом набирали в него смесь горячей и холодной воды. Таз использовали для намыливания и смывания. После мытья его передавали следующему человеку.
Банщица или банщик… Работник общественной бани, который выполнял функции своеобразного администратора: следил за чистотой и порядком, предотвращал конфликты, вёл учёт посетителей, контролировал наличие и сохранность банного инвентаря, следил за работой парной и запасом воды. Это были, как правили, люди предпенсионного возраста, которые, как и продавщицы советских продуктовых – ни с кем «не церемонились» и могли с лёгкостью «обхамить» кого угодно. Причём, нередко в мужских отделениях бань банщиками были женщины - «тётя Вали», которые совершено бесцеремонно могли «вломиться» в моечное отделение с обнажёнными мужчинами, чтобы «пересчитать количество тазов». Банщики же мужчины чаще всего занимались парением вениками, массажем и даже могли оттереть посетителя мочалкой за дополнительную плату.
Парильное отделение или «парная» («парилка») … Это место совершения банных ритуалов и обрядов. Жарко отапливаемое небольшое помещение для горячих водных и оздоровительных процедур. «Парилка» считалась «сердцем» общественной бани, и без неё любая баня уже не считалась полноценной баней. По санитарным нормам температура в парильных отделениях советских бань составляла порядка 50–70°C. Такая же и влажность – 50-70%. Как считали советские учёные-медики, такой режим наиболее оптимальный для человеческого здоровья и хорошо влияет на организм. Однако мужики нередко «поддавали парку» и до 100°C.
Пар в парилку, как правило, подавался по трубам из котла, где вода разогревалась, поднималась, сушилась и поступала в парильное отделение. В некоторых банях встречались раскалённые каменки, на которые подавали воду вручную из тазов, как правило, банщики. Банщики подготавливали и веники, бросая их в таз и заливая крутым кипятком из специального крана. При этом банщики не только «хлестали» веником по телу, но и нагнетали жар, захватывая горячий пар из-под потолка, и направляли его на тело.
Банный веник… В общественных банях чаще всего использовали берёзовый веник. Он был наиболее доступным и выдавал особый аромат. Также считалось, что берёзовый веник обладает большим обеззараживающим действием из-за большого количества в листве эфирных масел и дубильных веществ, а также очень хорошо очищает кожу и улучшает кровообращения. Что касается дубовых веников, то их было тоже немало. Банщики утверждали, что дубовые веники обладают невероятным успокоительным действием из-за свойств дубовой листвы, а также хорошо снимают мышечное напряжение и уменьшают боли в суставах. Веники часто можно было купить прямо в самих банях. Хотя нередко ими приторговывали «дедушки» у входа в баню. Стоил веник порядка 10-15 копеек.
Кочегарка или котельная в общественной бане... В небольших советских городах и посёлках, где отсутствовало централизованного отепления, общественные бани снабжались собственной кочегаркой (котельной) для отопления и приготовление пара и горячей воды. Котельные отапливали обычно углём, который загружался в топки паровых котлов. В некоторых областях применялся газ или мазут. За отопление, подачу пара и горячей воды полностью отвечал кочегар – работник кочегарки. Он подбрасывал уголь в топку, следил за порядком и работой паровых котлов. Это, как правило, был «любящий выпить» вечно «чумазый и прокопчённый» ироничного вида человек, с которым всегда можно было договориться «о приобретении угля за пол-литра» или же о помывке в бане. Нередко кочегары бань прямо из своих котельных делали отверстие-«глазки» в женские отделения бань – с тем, чтобы «подсматривать» за обнажёнными дамами. И за это они тоже умудрялись «брать пол-литра» с любителей понаблюдать за купающимися представительницами прекрасного пола.
Комната отдыха... Помещение, где можно было отдохнуть и расслабиться после помывки или между посещениями парной. В небольших банях комната отдыха нередко совмещалась прямо с раздевалкой или даже с «предбанником» (вестибюлем). Мужики там засиживались буквально часами – проводя время в приятной и весёлой компании и обстановке. В комнатах отдыха устраивали посиделки с пивом или чаем, делились новостями, заводили знакомства, обсуждали важные вопросы, играли в шахматы и шашки и даже устраивали неформальные застолья с большим обилием дефицита и алкоголя.
В комнате отдыха обычно располагались столы, кресла, диваны или же стулья с лавочками. А в некоторых встречались даже холодильник, телевизор или магнитофон, что уже приближало их практически к современным саунам. Крайне редко в некоторых банях встречалось холодное разливное пиво, кружка которого стоила порядка 20-30 копеек. Также иногда в продаже встречалось и пиво в бутылках. Однако «пенный напиток» чаще всего продавался рядом с баней – в магазине или «пивнушке». Посетители бани перед её посещением или после неё заходили за пивом туда. В советских банях и не было никаких буфетов и точек общепита. Они чаще всего также располагались неподалеку от бань. Проносить в общественные бани крепкие горячительные напитки было категорически запрещено! За этим следили банщики! Однако алкоголь всё же проносили или же «договаривались» с банщиком, который сам приносил его отдыхающим, получив от них пятёрку или трояк.
Для женской же половины в комнатах отдыха были предусмотрены различные нужные для них приспособления для красоты и здоровья: весы для взвешивания, электрофены, сушуары для сушки волос и пр. В некоторых банях даже располагались полноценные парикмахерские, где можно было сделать завивку волос при помощи бигуди, химическую завивку и даже окрасить волосы. Именно там и рождались, и множились многочисленные «женские сплетни».
Сейчас же «старых- добрых» общественных бань практически уже и не встретишь. Все уже давно моются у себя в квартирах с ванной комнатой либо же в собственных частных банях. А былые советские общественные бани повсеместно заменили «бездушные» коммерческие сауны, поход в которые уже абсолютно не связан с гигиенической составляющей, а скорей является некой формой «развлечения с караоке». В них уже не пообщаешься как прежде «по душам» за кружкой пива. Хотя нужно признать, что в крупных российских городах, в частности в Москве, до сих пор функционируют некоторые общественные бани. В частности, те, которые являются скорей некими историческими объектами и своеобразными памятниками архитектуры. Именно поэтому они и сохранились: Сандуновские и Воронцовские бани, Краснопресненские бани, Усачевские и Ржевские бани, Лефортовские бани и Селезневские бани, Измайловские бани и другие.
В современных общественных банях, особенно в московских, нередко встречаются крупные бизнесмены с тем, чтобы обсудить последние деловые и экономические новости, наладить взаимовыгодные ценные связи, обменятся мнениями и опытом, а иногда даже обсудить или заключить контракт. Так, есть легенда, что в феврале 2013 года в одной из московских бань два бизнесмена подписали контракт на 18 миллиардов рублей.
Читайте также: