Продолжаем реализовывать издания из "традиционной очереди книг", к сожалению (на самом дело - к счастью) этих изданий меньше не становится, и очередь увеличивается. Вот буквально вчера приобрел новую книгу С.Патянина про норвежскую операцию!! Но не хочется превращать канал в "книжно-торговую ярмарку", хотя книги - это всегда хорошо и их много не бывает (было бы куда ставить, )). По причине "большой очереди" данная "новая" книга на обзоре приобретена уже "давненько", около двух лет Книга подписана в печать в январе 2023 года, а купил я ее примерно в конце апреля 2023 года. И вот она дождалась внимания к себе на нашем
канале! Уверен, это ей не повредило - хорошая книга всегда хорошая книга
Не претендую на звание эксперта, выступаю как читатель, моё мнение в
обзоре - это мнение частного лица, а не профессионального историка/ эксперта, в основе оценки - субъективное мнение о книге. Мнение может отличаться от мнения читателей, иное мнение приветствуется. Я не
рекламирую книги и не продаю их - я их сам покупаю для своей библиотеке
на общих основаниях, не пользуясь какой-либо помощью, в том числе
помощью читателей, донатов не прошу. Все книги приобретены за личные
средства, это книги, которые лично удалось купить для себя: "чего не имею - о том не говорю". Начал данный раздел с конца 2019-начала 2020 годов, и вот уже октябрь 2025 года.
Как уже было сказано ранее эту книгу купил ориентировочно весной 2023 (в апрель-май), заказав в известном интернет-магазине на букву "Л", который в настоящее время как то "сдулся". Книга выпущена известным издательским сообществом "Яуза/ЭКсмо", которая в последние годы сократило свои объемы, но иногда удивляет, выпуская неплохие книги, тем более в любой мной серии "Война на море". Поделюсь лайф-хаком - в последнее время эти книги стал заказывать и покупать в одном маркетплейсе на букву "W", и это получается. Здесь главное не пропустить информацию о том, то какая то новинка там вышла - и можно начинать поиски, )). И уже не жалею, что отказался от услуг
интернет-магазина на букву "Л". Если у вас все лучше чем у меня - рад за вас.
Теперь подробности по книге, которая имеет следующие выходные данные:
Серия "Война на море" или по простому - "Синяя серия" Эксмо/Яузы- "А.В.Орёл. Легкие крейсера типа "Омаха". Крейсер "Мурманск" и его американские систершипы/ Алексей Орёл - Москва: Яуза-пресс, 2023.- 176 стр. Цена книги по тем временам чуть завышенная - 2178 рублей (общая цена), но мне досталась по персональной скидке за 1198 рублей (очень приемлемо - не зря пользовался этой площадкой более 20 лет, накопились "преференции"). За два года цена в "Л" увеличилась - сейчас 2514 рубле за нее просят, даже на "Озоне" ее еще можно найти за 1830 рублей сейчас, а вот в у "Моркниги" - цена ниже, 1630 рублей (без доставки), у "Читай-город" и "Буквоеда" - 1999 со скидкой. Тираж был не особо большой - но вот посмотрите - еще есть из чего предлагать. Так что если кому то нужна - надо искать и книгу и выгодные
предложения на нее.
Автор книги Алексей Вячеславович Орёл - известный автор, который
ранее "специализировался" на японских кораблях, как правило крейсерах ("Агано") и эсминцах ("Акадзуки"). Но здесь решил расширить сферу, которую изучает, и представил тему по американским крейсерам. К настоящему времени его книги известны, он печатался и в Яузе/ЭКсмо, и в "Морской коллекции", и в "Морской кампании". Его книги (и монографии) - это качественные издания, в основе которых добросовестный, скрупулёзный труд и подробный анализ вопроса, который рассматривается.
Содержание книги вполне определенно фиксирует ее название - понятно, что речь о десятке американских легких крейсеров, которые были построены в 20-е годы ХХ века. Признаем, у американцев получился довольно интересный проекта крейсера, причем с несколько архаичной архитектурой - по сути, они построили себе десять кораблей, концептуально близких к русским "Светланам" ("Красному Крыму", "Червоной Украине"). Любопытно, что построенные все по одному проекту (в отличии от русских "светлан") они "дождались" Второй мировой войны и приняли в ней участие, пусть и не на первых ролях, но свой долг выполнили как могли.
С другой стороны вызывает удивление (недоумение), лично у меня, наличие дополнительного названия - "Крейсер "Мурманск" и его американские систершипы". Автор волен называть свои произведения как захочет, это его право, но здесь, как мне кажется, название несколько "притянуто за уши", так как создает видимость, что именно судьба "Мурманска" является стержнем всего повествования, а это не так - советский период в судьбе крейсера "Милуоки" составили всего пять лет. Но это только мое впечатление - допускаю, что такое название было обусловлено желанием дополнительного привлечения потенциальных покупателей - читателей.
Это предположение подтверждается и другим фактов - представленный в книге материал уже "выносился на суд" читателей, а именно был опубликован в журнале "Морская кампания" - №2/2017, то есть за шесть лет до выхода в Яузе. И в этом журнальном варианте не было никакого упоминания "Мурманска" и его особого статуса, что мне представляется вполне логичным и обоснованным. Но еще раз повторюсь - судить автора и издательство не намерен, сам такой, )). Если хотят дополнительного привлечения покупателей/читателей - это их право.
Раз затронули выпуск в "Морской кампании", то следует отметить, что данная книга от Яузы - это повторение журнального варианта, но несколько переработанное и расширенное. Дополнения не бросаются в глаза, но они есть, как и некоторые ошибки тексте журнального варианта (например, - слово "Gозывные" на стр. 21, вместо "Позывные"). Исправлены некоторые неясные факты: вместо "башенная установка... была защищена 6,4-мм стальными листами" - в книге дано "Башенная установка ... была защищена 6,4-мм броней". Не буду рассуждать о целесообразного подобного бронирования в 6,4 мм, но так написано. Так что в принципе, книга местами дает больше информации и раскрывает некоторые детали, которые были упущены в журнальном варианте. Признаю, это бывает не часто в подобных случаях, но тут явно видна работа автора и его желание не просто повторно "отработать" имеющийся задел, а реально сделать что -то новое. И это приятно и читателям.
Структура книги повторяет ранее рассмотренные работы: история создания, описание конструкции, модернизации, организация, история службы. Интересно, что в оглавлении книги по каждому из разделом выделены дополнительные параграфы, поясняющие содержание. Есть например, "Долгая дорога с чертежной доски", есть просто "Экипаж" или "Модернизации военного времени" - доступно и понятно. История службы представляет собой хронологию службы каждого из десяти крейсеров по списку от CL-4 "Омахи" до CL-13 "Мемфис". Необходимо отметить, что служба рассмотрена не в виде дат и места нахождения, а представляет собой связный рассказ о судьбе боевого корабля от ввода в строй до сдачи на слом. Объем материалов (в текстовых страницах) от 4 страниц ("Цинциннати") до 21 страниц ("Милуоки"), видимо все корабли прошли собственный боевой путь, с определенными особенностями.
Материал излагается кратко, понятно, довольно связно - что позволяет комфортно читать и изучать материал. Текст связный, логически обоснованный, ошибок не встречал. По тексту очень большое количество фотографий, которые соответствуют материалу, который изложен на конкретной странице. количество фотографий не удивляет, а наоборот - вызывает удовлетворение, так как рассматривается история не двух-трех кораблей, а серии из 10 единиц! Причем каждый их крейсеров представлен достаточно подробно - и фотографии, и схемы, и копии подлинных чертежей. Кстати насчет копий чертежей - в журнальном варианте они реализованы как вкладки формата на 2 листа А4, а в книге - сделаны на развороте, не знаю как читателям, но мне кажется, что с вкладкой работать удобнее. Любопытно, что в журнальном варианте приведены копии подлинных чертежей (один лист) для "Омахи" и "Трентона", а в книге от Яузы - "Омахи" и "Мулуоки". Странно, не правда ли, )). Жаль не порадовали моделистов - могли бы такие развороты в книге включить для каждого корабля десятки.
Кроме качественного текста и наличие вкладок с чертежами книга обладает хорошими иллюстрациями, которых не пожалели. На каждой странице текста - минимум одна фотография, на развороте двух страниц есть минимум одна фотография (иногда во всю страницу), местами встречаются по 2-3 фото на разворот. Причем большинство фотографий крупные, качественные и не всегда
известные. Любопытно, что здесь не стали объединять фотографии в блоки по 12-20 страниц, как иногда делали. Фотографии на страницу "разбросаны" по всему тексту, так чтобы они подходили по смыслу. А вот цветных фотографий нет! И это удивляет - период времени вроде как соответствует цветной фотопечати - видимо решили не заморачиваться при издании. Только на обложке цветная схема "Трентона" от А.В.Дашьяна и цветная схема-копия повреждений "Марблхэда" в феврале 1942 года. Кстати, в журнале было аж три цветные фотографии и плюс всё та же цветная схема от Дашьяна!
Вообще создалось впечатление, что на фотографиях в этой книге решили не экономить (тут тебе не журнал определенного объема). И это хорошо.
Итак, подводим итоги. В целом - достойная книга про интересные корабли, которые не избалованы вниманием авторов и издателей. Да, они не были самыми активными, героическими и современными - они просто делали свою работу в тех условиях, где находились. Любопытно, что это были везучими кораблями - ни один их крейсеров не погиб в годы войны!
Книга интересная и полезная, тема раскрыта достаточно подробно, несмотря на то, что объектов для исследования было не мало - Десять! Работа проделана автором добросовестно, вдумчиво, со знанием дела. Материал представлен в доступной форме, емко и увлекательно. Оформление книги, также как всегда "на высоте", формат А4, привычный для таких изданий, бумага качественная, толстая, плотная (не мелованная). Шрифт мелкий, но четкий, а вот поля текста с краю при этом большие (почти 2/3 колонки); размещение - два столбика. Список источников не очень большой - 45 наименований, и повторяет список из журнала.
Издание от "Яузы-пресс" имеет нарядный вид, броскую, эффектную, яркую, типовую серийную обложку. Цена (на момент покупки) соответствует сочетанию "цена\качество". Традиционно, рекомендаций "купить/не
купить" - не даю. Решайте сами. Что касается меня, то книги этой серии и этого формата мне нравятся. У меня есть и вариант из "Морской кампании" и от "Яузы" - и я считаю, что это нормально. Для книги указан тираж - всего 800 экземпляров, не много, но видно что хватает, тираж еще за два года не раскупили. А какое ваше впечатление об этой книге? Встречали ее на прилавках книжных магазинов или в Интернете? Делитесь в комментариях.
Если есть пожелания для обзора - называйте книгу, посмотрю в своем списке, если она там будет - "пустим" без очереди, ))
PS.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).