Найти в Дзене

Поршни и баллоны

Говорят, «Век живи, век учись дураком помрешь». По мне, так это правильно говорят! Постоянно приходится чему-то учиться, иногда в связи с «производственной необходимостью», а иногда и по собственному желанию. Вот, по собственному желанию, лет двадцать назад, я обучился подводному плаванию. С аквалангом. Как сейчас принято это называть, дайвингу. Нравится мне это занятие. Тишина, покой, красота! Отличный вид активного отдыха. Рекомендую! Однако, разговор здесь пойдет, разумеется, совсем не о дайвинге, а о поршнях и материалах, из которых они изготовлены. Случилась тут бестолковая одна история… Косяки они ведь у всех иногда случаются, правда? Нет? У вас не случаются? Ну, значит вы молодец😊! Короче, под дождиком (такое явление природы иногда случается в наших широтах) у нашего партнера намокла коробочка с комплектом поршней. Европейских, дизельных, дорогих. Ну, а потом, так сложилось, что мокрые эти поршни неделю катались в машине, пока, наконец, их не извлекли на свет божий. А когда изв

Говорят, «Век живи, век учись дураком помрешь». По мне, так это правильно говорят! Постоянно приходится чему-то учиться, иногда в связи с «производственной необходимостью», а иногда и по собственному желанию.

Вот, по собственному желанию, лет двадцать назад, я обучился подводному плаванию. С аквалангом. Как сейчас принято это называть, дайвингу. Нравится мне это занятие. Тишина, покой, красота! Отличный вид активного отдыха. Рекомендую! Однако, разговор здесь пойдет, разумеется, совсем не о дайвинге, а о поршнях и материалах, из которых они изготовлены.

Случилась тут бестолковая одна история… Косяки они ведь у всех иногда случаются, правда? Нет? У вас не случаются? Ну, значит вы молодец😊! Короче, под дождиком (такое явление природы иногда случается в наших широтах) у нашего партнера намокла коробочка с комплектом поршней. Европейских, дизельных, дорогих. Ну, а потом, так сложилось, что мокрые эти поршни неделю катались в машине, пока, наконец, их не извлекли на свет божий. А когда извлекли, то поршни уже приобрели вот такой вид (см фото 1).

фото 1. Поршень с выраженными следами коррозии.
фото 1. Поршень с выраженными следами коррозии.

И вот поглядев, на это дело, мы с коллегой задумались, а так разве должно быть? Разве должна на алюминии развиваться коррозия от дождевой воды? Я сразу вспомнил про дайверские алюминиевые баллоны, которые постоянно окунают, даже не в дождевую, а в гораздо более агрессивную, морскую воду и ничего им особо не делается! А, европейского производства поршням, которые, вроде бы, должны быть качественными делается? Странно!

Конечно, наши металловеды, когда, и если прочитают эту статью (им ее еще перевести надо)) поднимут нас на смех, что мы, дескать, элементарных вещей не знаем про алюминиевые сплавы. Ну, дык, мы не металловеды. Мы с этими вопросами сталкиваемся постольку-поскольку. Про материалы поршней никогда особо не заморачивались. Материалы стандартные. Вроде, силумин, он и есть силумин. И уж точно в воду совать их нам ни разу в голову не приходило! Да, ну, вот и подумали мы, что интересно провести эксперимент. Взять поршни других производителей, замочить на недельку, и посмотреть, что получится.

Сказано – сделано! Благо, есть у нас складик, на котором хранятся всякие поврежденные и бракованные запчасти. Выбрали мы там пару коробок с поршнями, одну Teikin, и одну UMpro, и еще, на всякий случай, пару вкладышей присовокупили. Прямо из под крана налили в них (в коробки) воды, даже не кипятили😊, засунули все в полиэтиленовый пакет и поставили в угол бродить😊. Через неделю извлекли образцы на свет божий и увидели такую картину (см фото 2).

Фото 2. Поршни и вкладыши в насквозь мокрых коробках.
Фото 2. Поршни и вкладыши в насквозь мокрых коробках.

Что же произошло с запчастями? Вкладыши, понятное дело, заржавели. Дырка в полиэтиленовой упаковке и стальные «спинки» не оставляли им шансов (см фото 3 и 4).

Фото 3. Пара вкладышей во вскрытой полиэтиленовой упаковке.
Фото 3. Пара вкладышей во вскрытой полиэтиленовой упаковке.
Фото 4. На вкладышах выраженные следы коррозии.
Фото 4. На вкладышах выраженные следы коррозии.

Ну, да и бог с ними с вкладышами! Ничего другого мы от них и не ждали. Это так уж, заодно. Гораздо интереснее, что с поршнями? Вынимаем сначала Teikin. Все совсем не так плохо, как с поршнями, которые у нас катались в машине, но следы коррозии присутствуют и почему-то больше на боковых поверхностях, а не на донышках (см фото 5 и 6).

Фото 5. Донышко поршня Teikin. След коррозии показан стрелкой.
Фото 5. Донышко поршня Teikin. След коррозии показан стрелкой.
Фото 6. Поршень Teikin. Вид сбоку. Следы коррозии показаны стрелками.
Фото 6. Поршень Teikin. Вид сбоку. Следы коррозии показаны стрелками.

А вот на нашем поршне (на UMpro) коррозии мы не обнаружили совсем! (см фото 7 и 8).

Фото 7. Донышко поршня UMpro.
Фото 7. Донышко поршня UMpro.
Фото 8. Поршень UMpro. Вид сбоку.
Фото 8. Поршень UMpro. Вид сбоку.

Что в результате? Радостно вскидываем руки «We are the champions!»? Наши поршни лучшие, а по коррозионной стойкости, и вовсе, равны алюминиевым баллонам для дайвинга!

Все не так просто. Начнем с того, что коррозионная устойчивость для поршней отнюдь не главное качество. При нормальных условиях в цилиндрах двигателя никакой воды быть не должно. В некоторых случаях, возможно появление конденсата, но в количествах пренебрежимо малых. С баллонами для дайвинга история, понятное дело, совсем иная! Там коррозионная устойчивость один из определяющих параметров. Поэтому баллоны делают из дюралей, например, из сплава AA6061. Это сплав, в котором кроме алюминия содержатся: кремний 0,4-0,8%, магний 0,8-1,2%, железо 0,7%, медь 0,15-0,4%, хром 0,04-0,35%. Могут быть незначительные примеси других элементов. Железо здесь является вредной примесью и содержание его поддерживается на низком уровне. Чем прекрасен такой сплав? А вот чем:

· АА6061 относится к термоупрочняемым сплавам. После закалки и искусственного старения его прочность становится сопоставимой с некоторыми марками конструкционных сталей и это при гораздо меньшем весе.

· Обладает отличной устойчивостью к коррозии.

· Отлично поддается механической обработке и сварке.

· Обладает гибкость и потому отлично подходит, как для холодной, так и для горячей штамповки.

· Подходит для анодирования поверхности, что еще больше увеличивает его коррозионную стойкость.

Однако, за все в этом мире приходится платить и АА6061 в противовес к своим бесспорным достоинствам имеет и недостатки, которые делают его непригодным, например, для изготовления поршней. Главный из них – низкая жаростойкость уже при температуре 250℃ прочность этого сплава резко снижается, что в случае с поршнями является недостатком критическим. Остальные недостатки можно уже и не перечислять.

Соответственно, поршни делают из других сплавов (силуминов), например, применяется сплав AK12. Это сплав алюминия и 12% кремния, где, кроме того, могут содержаться: магний 0,2-0,6% и железо не более 1% (железо здесь вредная примесь). По сравнению со сплавом АА6061, АК12 имеет куда меньшую коррозионную стойкость, зато:

· Хорошо подходит для отливки сложных деталей.

· Имеет меньшую, чем у дюралей, но достаточно хорошую прочность (особенно после закалки и искусственного старения).

· Отличается высокой жаропрочностью. Сохраняет механические свойства при температуре 300℃, что критически важно для поршней.

· Имеет низкий коэффициент теплового расширения, что также очень важный для поршней параметр.

· Хорошо обрабатывается резанием.

К недостаткам АК12, помимо низкой коррозионной стойкости, относятся хрупкость и плохая свариваемость.

Все это очень интересно – скажет внимательный читатель, однако не дает ответа на вопрос почему одни поршни оказались подвержены коррозии, а другие нет? Да, да! Я тоже это заметил! Ведь, не из АА6061 сделаны поршни UMpro?!

Конечно, проще было бы отдать поршни в соответствующую лабораторию, где сделают химический анализ материала, да и напишут из каких компонентов состоят сплавы, но мы не ищем легких путей😊.

Т.к. вопросов к качеству материала поршней у наших клиентов обычно не возникает, т.е. все поршни, которые наша компания продает, свои функции выполняют исправно (не плавятся и на куски не разваливаются) никто оплачивать наше любопытство не станет, а заказывать хим. анализ за свой счет почему-то тоже не хочется, да и запрашивать наших зарубежных металловедов без конкретной и ясной цели неудобно. Вот и занимаемся «экспериментами», которые, благо, не требуют ни времени, ни средств.

Вот. Обратили мы внимание на то, что поршни-то мы для эксперимента выбрали для бензиновых моторов, а те, что погибли, катаясь в автомобиле были для дизеля. А их из одинаковых материалов делают? Нет. Из разных.

Поршням дизельных двигателей приходится куда как труднее, чем их бензиновым собратьям! В цилиндрах дизельных двигателей степень сжатия чуть не в два раза выше по отношению к бензиновым. Выше в дизелях и температура, и давление, а еще есть ударные нагрузки! Поэтому, если для поршней бензиновых двигателей достаточно относительно простого и дешевого силумина (например АК12), то для дизельного двигателя используют похожий сплав, но с легирующими добавками, такими, как магний, никель и медь. И если магний и никель добавляется в очень небольших количествах, то медь в довольно существенном (0,8-1,3%). Так вот, наличие меди повышает жаропрочность сплава, но существенно снижает его устойчивость к коррозии. Возможно, в этом все и дело?

И мы решили узнать (раз уж занялись этой ерундой😊), что будет если «замочить» дизельный поршень UMpro? Да. И вот в настоящее время он у нас «отмокает». О результатах расскажу в следующей части этой статьи.

-10