К Международному дню хирурга, мы подготовили интервью с выдающимися хирургами России, живущими в Краснодаре. Сегодня наш собеседник Сергей Александрович Габриэль.
Беседовала Людмила Денисова.
Сначала несколько штрихов к портрету. Когда Сергея Александровича назначили главным врачом второй краевой, многие не понимали, зачем он согласился. Он же хирург-эндоскопист экстра-класса, да, к тому же, изобретатель уникальных малоинвазивных хирургических методик и устройств для эндоскопических операций. Зашла на платформу Роспатента, список впечатлил: патентов на изобретения у С. А. Габриэля около сорока.
Так зачем лишняя головная боль? Дела хозяйственные да административные?
С. А. Габриэль: Потому что в качестве главного врача можно сделать больше. Развить потенциал больницы, в том числе как центра инновационных медицинских технологий. Нагрузка увеличилась, но оперировать я продолжаю.
Чуть-чуть истории. 2019 год. Победа на мировой эндоскопической Олимпиаде. Как это было: в рамках Международного образовательного эндоскопического видеофорума (IEEF), в котором принимают участие ведущие хирурги-эндоскописты всего мира, проходит не только обмен опытом, симпозиумы с обсуждением сложных случаев, но и профессиональная Олимпиада. За полгода до ее начала, участники высылают видеоматериалы только одной операции, а компетентное жюри оценивают новизну случая и ее клиническую значимость. Помимо жюри, уже на самом форуме, учитываются голоса зрителей, т.е. специалистов-участников. Хирурги разных стран, разных клиник, представили 12 уникальных эндоскопических операций. Работа команды Габриэля заняла первое место!
«Бог поместил поджелудочную железу ближе к спине, потому что не хотел, чтобы хирурги трогали ее».
Эту фразу Теодора Бильрота, одного из основоположников абдоминальной хирургии, знают все хирурги. Но поджелудочную все равно трогают. А как иначе? Правда, операции на поджелудочной железе и теперь задача сложная и не всегда успешно выполнимая.
И вот что придумал Габриэль. Он, изобрел, внедрил, а теперь уже и поставил на поток красивую операцию с трудновыговариваемым названием «Электрогидравлическая литотрипсия вирсунголита».
Поджелудочная железа находится глубоко за брюшиной. Раньше единственным решением по удалению камней в протоке поджелудочной железы, была большая полостная операция. Летальность (смертность) высокая, осложнения порядка 50%.
А тут, без каких бы то разрезов, через рот (как на гастроскопии) вводится основной эндоскоп, а в нем ультратонкие эндоскопы по 3 мм. Заход в протоки, визуализация камней и дробление. Легко сказать «дробление». А как их раздробить, а потом еще и извлечь из такого труднодоступного места?
А вот как. При постоянной подаче физраствора в просвет главного протока поджелудочной железы, подводят зонд к камню (конкременту), производят подачу электрических разрядов с генератора (а теперь еще и лазера с генератора). Камень дробится, и его фрагменты при помощи корзинки типа Дормиа механически извлекают в просвет двенадцатиперстной кишки.
Методика сложная, требующая ювелирной точности. Но операция длится всего полтора-два часа и если все идет штатно, больной уже через 2 дня уходит домой.
С.А. Габриэль: Какой бы хирург ни был выдающийся, но без современного оборудования он ничего не сделает. Я, если честно, это понял, когда стал главным врачом.
- Благодаря поддержке краевой администрации, министерства здравоохранения края, мы имеем современные эндоскопические стойки с хорошим разрешением, современные коагуляционные блоки, другое современное оборудование и поэтому можем выполнять высокотехнологичные операции.
Еще стоит сказать о том, что при поддержке руководства Краснодарского края, в скором времени мы введем в эксплуатацию гибридную операционную. Это очень интересный и важный проект для нашей больницы.
Что такое гибридная операционная?…
Новая современная аппаратура, позволяющая использовать разные методики, разные доступы при полиорганной патологии. То есть, смысл в чём? Не пациента возят из одной операционной в другую к оборудованию, а всё оборудование сосредоточено в одном месте. Там будет и ангиограф, и другое высокотехнологическое оборудование, рентгенологическое и эндоскопическое.
Я и раньше считал и сейчас уверен, 2-я краевая клиническая больница - одно из ведущих хирургических учреждений Краснодарского края. Мы выполняем практически весь объем абдоминальных хирургических вмешательств. Это как традиционные открытые операции, так и малоинвазивные под эндоскопическим или ультразвуковым контролем.
У нас работают замечательные хирурги. Их действительно много, назову только несколько имен:
Руслан Шумахович Сиюхов. Это доктор, который прицельно занимается бариатрической хирургией. Специалистов такого уровня у нас в крае можно пересчитать на пальцах одной руки
Евгений Васильевич Котелевский заведующий колопроктологией. Прекрасный, блестящий колопроктолог с большим опытом. Он кандидат медицинских наук, который выполняет как открытые операции, так и лапароскопические.
Конечно же Владимир Моисеевич Дурлештер, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургии №3 Кубанского государственного медицинского университета. Им созданы и внедрены уникальные хирургические технологии. Владимир Моисеевич возглавляет хирургическую службу нашей больницы.
- Сергей Александрович, если бы была сейчас такая возможность, с помощью всевозможных благ: предоставления квартир, высоких ставок и т.п., привлечь в вашу больницу самых-самых хирургов. Кого бы Вы позвали?
- Да, пожалуй, никого. Мы сами растим отличные кадры. У нас все заведующие отделениями – профессионалы высокого уровня. Я могу привести пару примеров, из недавних, это подтверждающих.
В отделении абдоминальной онкологии (заведующий Александр Макаренко) провели первую гастрэктомию с использованием технологии ICG. Контрастное вещество вводится непосредственно в опухоль, после чего распространяется по лимфатическим путям.
Флуоресцентная навигация – специальное оборудование в реальном времени выявляет лимфоузлы, поражённые опухолью. Это позволяет точно определить зоны поражения, удалить не только стандартные лимфоузлы, но и те, что раньше были незаметны, минимизировать риск распространения опухоли.
Еще один пример: наши онкоурологи (заведующий отделением Артем Пенжоян) провели сложную операцию, удалив почку с раковой опухолью весом около четырех килограммов, вросшую в толстую кишку. Обычно такие новообразования отказываются оперировать в других учреждениях из-за сложности и необходимости иметь бригады смежных специалистов. У нас операцию проводили бригады онкоурологов и колопроктологов. Операция прошла успешно.
Так что, хирурги у нас замечательные. Есть кем гордиться и есть куда расти.