Найти в Дзене
Дневник Марусель

ТЕЛЕСНОСТЬ. Я|МЫ ТЕЛО. Елизавета Тульчинская

Елизавета Тульчинская создает свою мета-вселенную, в которой каждая работа становится новой точкой в её уникальной системе координат. В этом мире словно действует другие законы физики, другая сила гравитация, отличная от той, к которой приучено наше тело и наше сознание. Художник исследует сам процесс трансформации, наблюдает и выявляет те изменения, которые происходят в природе человека и во внешней трехмерной реальности.

Елизавета Тульчинская в мастерской, 2025 (фото Етери Орджоникидзе)
Елизавета Тульчинская в мастерской, 2025 (фото Етери Орджоникидзе)

Каждый проект — попытка заглянуть за горизонт событий и увидеть то будущее, которое вырастает из сегодняшних культурных и социальных процессов. Странные, сложные структуры на её полотнах словно имеют двойную природу — материальную и волновую. Одновременно и плотные объекты и энергетические сгустки, подвижная форма, которая удерживает внутри себя эфемерную субстанцию.

Художник настаивает на важности внутренней работы для того, чтобы адаптироваться к внешним переменам. Её полотна открывают зрителю новое понимание того, как взаимодействуют внешнее и внутреннее, как форма может быть смыслопорождающей, насколько в любом взаимодействии важна динамика.

— Мы живем в мире, где технический процесс вторгается в саму первоматерию, технологии проникают в исходный природный материал. Человек мутирует, создавая нового себя, и одновременно с этим порождая новую внешнюю реальность. По сути мы свидетельствуем уникальный процесс приобщения к творческому Аспекту, мы участвует в создании сами себя, становимся со-творцами своей природы, полноправными со-авторами своей Самости. Я работаю над созданием визуального образа самого процесса деформации человека.
Деформация, холст масло аэрозоль, 200×200 см, 2024
Деформация, холст масло аэрозоль, 200×200 см, 2024

У Елизаветы Тульчинской академическое художественное образование. Ей преподавали как все эти шарики и кубики складываются в телесную форму.

— Учиться всегда начинаешь на простом, линейном, а потом переходишь к человеку. Визуальный язык — такая же система как и все другие языки. Сначала азбука, потом слоги, затем слова. Чтобы однажды создать собственный текст, придется начать с начала и пройти весь путь.  Именно знание основ, стандартные, простые вещи позволяют однажды выйти в подлинное творчество.

И тут, конечно, важно следовать заповедям! Нет, Марусель серьезно 😏 Имею в виду завет “не сотвори себе кумира”. Ведь Традиция, Школа, Великое Наследие, Тени прошлого запросто могут запереть художника в четко очерченной парадигме. И, будем честны, происходит это очень даже часто.

Мерцание, бумага масляная пастель графит, 30×40см, 2024
Мерцание, бумага масляная пастель графит, 30×40см, 2024

Давайте рассуждать. Ведь может — не значит будет. Освоенная традиция может стать фундаментом, чтобы оттолкнуться от твердого и взмыть в пространство без заданных координат. А может академическая школа оказаться могильной плитой, под которой будет погребена свобода эксперимента. Как считаете, от чего зависит, по какой вероятностной ветке будет развиваться сценарий?

Моя версия такая: ключевым фактором является именно Личность художника, а не мера Таланта и не глубина познаний. Способен ли он как Человек, как Сознание пройти путем Нео и выйти из Матрицы? Ведь если нас учат как правильно, как надо, как хорошо, соответственно, вдалбливается жесткая доктрина канонов. Получив ЛЮБОЕ академическое образование человек точно знает что возможно, а чего не может быть, потому что не может быть никогда. Так что КАЖДЫЙ образованный человек становится рабом лампы парадигмы — на время или навсегда. И, начиная изучать любую азбуку, никто про себе не знает, сможет ли он однажды выйти из детерминированности или останется крепостным законопослушным элементом закабаляющей стройной системы.

Спрашиваю себя и спрашиваю мир: так что же даёт современное образование современному художнику — опору или оковы? Ясно понятно, правила нужно изучать лишь для того, чтобы нарушать их осознанно. Но многие ли способны сказать традиции: “Да спасибо, да дорожки у нас разные”.

Тело, бумага смешанная техника, 80×60см, 2025
Тело, бумага смешанная техника, 80×60см, 2025

Вот Елизавета Тульчинская пример того, кто смог высвободиться из Матрицы. Оперевшись на школу, она преодолела академическую заданность и вышла на территорию чистой потенциальности, где художник является Демиургом, создающим собственные пространства и миры. Её особая образность восходит к визуальной азбуке, из стандартных объектов вырастают многозначные символы.

В работах из серии, начатой в 2020 году, присутствует важный образ кокона. В этот период в работах Елизаветы появляются “сломанные”, искаженные фигуры, словно мы видим промежуточную фазу в эволюции вида, когда старая форма ещё не разрушена, а новая пока не создана. Всматриваясь в образы коконов на полотнах Елизаветы и вспоминаю стихотворение Владимира Набокова, написанное веком раньше:

Нет, бытие — не зыбкая загадка!
Подлунный дол и ясен, и росист.
Мы — гусеницы ангелов; и сладко
въедаться с краю в нежный лист.

Рядись в шипы, ползи, сгибайся, крепни,
и чем жадней твой ход зеленый был,
тем бархатистей и великолепней
хвосты освобожденных крыл.

Тело, бумага офорт, 11×17 см, 2022
Тело, бумага офорт, 11×17 см, 2022

Эта мотив трансформации перетекает и в новые серии, становясь ключом к пониманию точечной фабулы полотен Елизаветы.

— В 2022 году всё окружающее пространство буквально “ревело” и хотелось это отобразить. Так серия получила продолжение.

Мы многомерные существа, и наш физический уровень — тело. Без него мы просто не может пережить какой-либо чувственный опыт. Тело — наш Дом, наш Храм, и только через тело мы способны ощущать проявления материального мира.

В серии “Тела” Елизавета Тульчинская отходит от канонов академической школы. Начинается работа с многозначными образами и воплощением на холсте подвижных внутренних состояний. Переосмысление чувственного опыта, перевоплощение привычных визуальных форм позволяют воплотить на холсте сам образ мутации. В драматичном напряжении сталкиваются трансформация и замкнутость. В пределах четких очертаний мутирующее тело будто пытается заполнить собой всю форму.

Для более тонкого понимания своих собственных ощущений и состояний Елизавета с 2019 года практикует медитации. Это помогает отпустить вовлеченность во внешние взаимодействия и полностью войти в наблюдение внутреннего процесса. В этой соединенности с собой и возникают образы.

Деформация, холст масло аэрозоль, 200×200 см, 2017
Деформация, холст масло аэрозоль, 200×200 см, 2017

У Елизаветы есть полотна, созданные как личные высказывания, и есть работы, которые побуждают зрителя на активный отклик. Сейчас в её творчестве как раз такой переходный период, она смещает фокус. В прошлых сериях много субъективных переживаний и проживаний, а на новом этапе самыми важными становятся реакции и чувства смотрящего.

— Сейчас все превратились в следопытов, все ищут новую искренность. И искусство, которое будит, будоражит, царапает, обнажает, лишает покоя и побуждает зрителя к ответному отклику — не популярно. А вот мне как автору интересна именно эта техника. Да, нам всем нравится наблюдать за эмоциями, которые пережил художник и спорить о том, рождает ли его искусство подобные состояния в нас самих. Ну что ж, вуайеризм — часть нашей природы и такой запрос от публики будет всегда. А вот создать идеальное зеркало, которое приглашает к диалогу на равных и позволяет смотрящему заглянуть внутрь самого себя, в сложную, неудобную, болезненную правду — для автора настоящий вызов. Искусство — ведь не нейрографика, не арт-терапия, когда тот кто создает работу, является главным выгодоприобретателем от процесса. Если же ты хочешь что-то ДАТЬ аудитории, то ты как автор должен изначально закладывать в работу эти смыслы. И они должны быть не просто воплощением личных переживаний автора. Эти формы и послания должны сработать для зрителя.

Чувственный отклик от искусства, реакция самого тела — и есть знак, это маркер того, что внутри распаковалось нечто важное. И далеко не все люди обучены этот телесный отклик фиксировать, мы привыкли игнорировать и даже подавлять реакции своего тела. А ведь это и есть предательство себя. Чтобы быть удобными и успешными мы затыкаем рот своей внутренней правде, не смотрим в свою уязвимость. Если же удалось в моменте контакта с произведением этот отклик распознать, важно пойти за ним, побыть с ним, исследовать. Что именно в данной работе стало для тебя триггером? Какие чувства поднялись? Когда ты уже испытывал это раньше? Какой тяжелый прошлой опыт сейчас обнажился? Какую тайную боль, тщательно спрятанную от себя и от мира, ты проживаешь сейчас?

Тело, оргалит масло, 121×150 см, 2020
Тело, оргалит масло, 121×150 см, 2020

Теперь ведь умные все стали. И вы тоже, конечно, в курсе главного закона физики и лирики:

Ты то, что ты «ешь»

Мы наполнены тем, чем мы себя наполнили. Пища, информация, искусство — в том, что потребляет наше тело, наша психика и наше сознание важно не количество, а качество. Чтобы не было «несварения», чтобы был соблюден баланс микро и макро элементов, нужно отдавать себе отчет в том, что кладешь в рот, в ум и в душу. Хочешь ли ты это «съесть», а значит соединиться с этим, сделать частью своего существа? Что это даст тебе в будущем?

Спокойствие и внутренняя сила художника, если он действительно наделен ими, могут и должны проявляться через его работы. Для меня принципиально важны детали, любой сдвиг, любая перестановка линии приводят к изменению целостной структуры и деформации образа.

ТЕЛА, бумага офорт, 48×100 см, 2022
ТЕЛА, бумага офорт, 48×100 см, 2022

При использовании отпечатков — офорт, литография, гравюра — применение разных материалов может привести к трансформации образа. Иногда Елизавета использует специальную технику процарапывания краски, чтобы раскрыть в работе особую энергию брутальности. И в этой шершавой, незалакированной фактуре наше бессознательное считывает силу первобытности, ту дремучую, хтоническую мощь, которая дремлет в каждом из нас и к которой у нас всегда есть доступ.

Каждый человек и всё человечество находится в границах, в тех контурах, которые прочерчены в материальной реальности и в нашем сознании. Мы живем в социальной матрице, это открывает много возможностей и при этом накладывает ограничения. В своем творчестве Елизавета стремится раздвинуть формальные границы полотна и выйти в масштаб. Поэтому её интересует монументальное искусство, в том числе числе оформление пространств, роспись стен, граффити.

— Это тот случай, когда размер имеет значение. Если работаю с большим масштабом, получаю большое удовольствие от процесса. Интересно, что буквальное превращается в метафизическое. В этом смысле для художника чем больше формат, тем лучше. Когда из границ полотна переходишь в масштаб, снимаются и внутренние ограничения.

Цвет, хотя он и может быть проводником эмоций, на данном этапе творчества Елизаветы не так важен. Семантика и символика цвета, чувство полутонов в работах Тульчинской взошло на следующий виток восходящей спирали, воплотившись в монохроме, в языке оттенков.

Фрагмент одной из работ
Фрагмент одной из работ

Как искусный факир Елизавета управляет вниманием зрителя, повелевает его бдительностью, что несомненно является знаком большого дара.

Один из моих наставников однажды сказал так: “Лиза вы могли бы быть хорошим художником, но решили стать фокусником”.

А быть фокусником, по мнению Тульчинской, — значит уметь жонглировать своими талантами, навыками и разными проявлениями. Она работает сериями, которые практически герметичны. Приходишь на выставку, и нет единого визуального кода, будто в одном пространстве выставляются трое или даже пятеро разных художников. Много лет целый арт мир учили жить иначе, предписывали создавать узнаваемый авторский стиль. А вот Елизавета словно буддийский мастер говорит своим творчеством: «Я это нечто большее, чем стиль. Я свободна от любых отождествлений».

Тела-Фокусник, холст масло фактурная паста графит битумный лак, 170×200 см, 2024
Тела-Фокусник, холст масло фактурная паста графит битумный лак, 170×200 см, 2024
— Вспомните разные периоды жизни Пабло Пикассо и разные этапы его творчества. То что это создал один и тот же автор обыватель может понять лишь по подписям. Я считаю, в самой возможности использовать разные художественные языки уже проявляется энергия созидания. Художник как творец волен выбирать техники и стили, раздвигая собственные границы.

Иногда Елизавету вдохновляет искусственный интеллект и другие компьютерные технологии. Cерия работ “Деформация” как раз об этом, смоделированный в 3D шар окутанный пиксельной сеткой. Здесь компьютерная эстетика становится медиумом. Основная форма в цикле — шар как модель мира, отправная точка формирования человека. В этих работах Елизавета использует сбой как прием, как универсальный принцип. Мы видим как деформация поверхностей становится чистой потенциальностью и порождает кристаллические структуры, которые символизируют новую жизнь. Кристалл как символ развития человека.

ТЕЛА, холст масло фактурная паста битумный лак, 180×180 см, 2024
ТЕЛА, холст масло фактурная паста битумный лак, 180×180 см, 2024

Привлекает Елизавету и цифровая эстетика. Некоторые её серии достаточно абстрактны, но и в этом отсутствии фигуративности возникает ясная семантика, смысл порождается символичностью самой формы. Тульчинская убеждена, что источником вдохновения может быть абсолютно всё, так что ей интересна возможность сотворчества с искусственным интеллектом. Ведь не важно от чего возгорится иска, что именно запустило импульс — первозданная природа или компьютерная программа — ведь последнее слово остается за самим художником. И тут на память приходит одна старая истина:

Нож — просто нож. Им можно хлеб порезать, а можно человека убить.

Знаю, звучит жестковато, зато аналогия доходчивая. Ведь ЛЮБАЯ технология нейтральна, и каким будет результат её применения, полностью зависит от  сознания, которое её использует. Вот вам самый прямолинейный пример: социальные сети могут быть инструментом общения, а могут стать причиной цифровой зависимости. Инструмент всегда нейтрален, ответственность за результат несет рука, которая инструмент держит.

Так что на горизонте видны сразу две тенденции:

  • Искусственный интеллект может стать точно будет цифровым концлагерем для закрепощенных умов.
  • Искусственный интеллект может стать точно будет источником прорыва для тех, кто свободен и готов к партнерству.

<— Серафима Беневольская