Найти в Дзене
Фотолитограф

В основе успеха фотолитографов ASML — тысячи поставщиков.

Когда речь заходит о микроэлектронике и полупроводниковой промышленности, то первое имя, которое приходит на ум — это ASML. Голландский гигант из маленького городка Вельдховена является крупнейшим в мире производителем фотолитографических машин, ключевого оборудования в производстве микросхем. Более того, если речь заходит о самых современных микросхемах, использующихся в смартфонах, ноутбуках и графических процессорах искусственного интеллекта, то произвести их можно исключительно на ультрасовременных фотолитографах экстремального ультрафиолета (EUV). А производить такие машины в мире на сегодняшний день способна только ASML. Так что можно смело сказать, что в области передовой полупроводниковой промышленности ASML является попросту незаменимой. И действительно, кого ещё можно поставить в один ряд с ASML? Крупнейшего в мире контрактного производителя микросхем, тайваньскую TSMC? Но, во первых ультрапередовые микросхемы помио тайваньцев вполне способны производить такие компании как юж

Когда речь заходит о микроэлектронике и полупроводниковой промышленности, то первое имя, которое приходит на ум — это ASML. Голландский гигант из маленького городка Вельдховена является крупнейшим в мире производителем фотолитографических машин, ключевого оборудования в производстве микросхем. Более того, если речь заходит о самых современных микросхемах, использующихся в смартфонах, ноутбуках и графических процессорах искусственного интеллекта, то произвести их можно исключительно на ультрасовременных фотолитографах экстремального ультрафиолета (EUV). А производить такие машины в мире на сегодняшний день способна только ASML.

«Система на кристалле» M1 (для компьютеров Mac) американской Apple произведена тайваньским контрактным производителем TSMC с использованием EUV фотолитографов ASML по техпроцессу 5 нм. Изображение: apple.com
«Система на кристалле» M1 (для компьютеров Mac) американской Apple произведена тайваньским контрактным производителем TSMC с использованием EUV фотолитографов ASML по техпроцессу 5 нм. Изображение: apple.com

Так что можно смело сказать, что в области передовой полупроводниковой промышленности ASML является попросту незаменимой. И действительно, кого ещё можно поставить в один ряд с ASML? Крупнейшего в мире контрактного производителя микросхем, тайваньскую TSMC? Но, во первых ультрапередовые микросхемы помио тайваньцев вполне способны производить такие компании как южнокорейская Samsung Electronics и американская Intel. Ну а во-вторых, если есть оборудование и технологии, то построить новую фабрику непреодолимой проблемой не является.

А вот где, помимо ASML, взять EUV фотолитограф, который многие эксперты небезосновательно назвают сложнейшей машиной, созданной человеком, совершенно непонятно. Как же ASML удалось добиться столь завидного положения и почему другим так сложно повторить успех голландского передовика? Всё дело в исключительно эффективной бизнес-модели, используемой ASML. Можно сказать, что ASML не является производителем в классическом понимании этого слова, она скорее является архитектором и системным интегратором, использующим узлы и компоненты тысяч специализированных поставщиков.

Один из узлов оптической системы Carl Zeiss, предназначенный для EUV фотолитографа ASML. Изображение: ZEISS
Один из узлов оптической системы Carl Zeiss, предназначенный для EUV фотолитографа ASML. Изображение: ZEISS

Порядка 90% компонентов, используемых в машинах ASML, разрабатываются и поставляются сторонними предприятиями. Соотвтетственно, львиная часть себестоимости оборудования ASML приходится на компоненты и материалы, постпающие извне. С другой стороны, и многомиллиардные расходы на новейшие разработки столь дорогостоящей техники при такой модели также в значительной степени перекладывются на плечи сторонних компаний: немецкие Carl Zeiss и Trumpf совершенствуют оптику и лазеры, американские Brooks и MKS Instruments –— робототехнику для обработки полупроводниковых пластин и метрологические системы, британская Edwards — вакуумные насосы, японская Horiba — измерительные приборы.

Таким образом, главный актив ASML — не какие-то отдельные компоненты и технологии, а опыт управления сложнейшими цепочками поставок. Разумеется, ASML в случае необходимости способна поддержать своих поставщиков и финансово. Ведь из-за большой сложности некоторые компоненты фотолитографов изготавливаются одним-единственным специализированным поставщиком. Так что ASML приходится быть постоянно начеку. Некоторых поставщиков, таких как американская Cymer (источники излучения) или Berliner Glas (оптика), голландская компания приобретает. Но это скорее исключение, чем правило, и таких случаев относительно немного.

Сборка EUV фотолитографа в чистом помещении ASML. Изображение: ©ASML
Сборка EUV фотолитографа в чистом помещении ASML. Изображение: ©ASML

Немалую роль в успехе ASML играет и тот факт, что покупателями её техники являются крупнейшие высокотехнологические компании мира, обладающие гигантскими финансовыми возможностями: тайваньская TSMC, южнокорейские Samsung Electronics и SK hynix, американская Intel. Неудивительно, что даже цена около 380 миллионов долларов за каждый EUV фотолитограф с высокой числовой апертурой никого из заказчиков ASML особо не смущает. Так что если 40 лет подряд работать в одной-единственной области, причём находящейся в авангарде высоких технологий, выстроить уникальную глобальную систему высокоспециализированных поставщиков и замкнуть на себя самых крупных потребителей в отрасли, то вполне может получиться самая настоящая звезда промышленных высоких технологий, коей по праву и смогла стать когда-то Advanced Semiconductor Materials Lithography, а сейчас просто ASML.