Просто удивительно, как порой диаметрально противоположно различаются мысли пишущего и читающего. Оно, в принципе, и неудивительно: читатель в процессе чтения ищет созвучие своим мыслям или идеям, темы, мало его касающиеся, он склонен проглядывать наискосок. Ну а у писателя как раз все связано воедино, и из «песни» слова выкидывать нежелательно.
Вот я, написав ничтоже сумняшеся пару тройку советов по начальным шагам в своей профессии, в наше время, в общем-то, открытой фактически для любого образованного человека (*), какой имела повод, как вам думается? Знаете, самый простой - помочь! Подсказать своим начинающим коллегам как начинать менее болезненно и более продуктивно, и сделать это в память моего собственного Начала.
Когда-то и у меня была масса вопросов, многие - глупые, не побоюсь так назвать, и ответы на них я вынуждена была буквально собирать по крохам, ибо, как вы понимаете, мы, репетиторы, не собираемся, простите, в кучки на перемене и не обсуждаем перипетии нашей деятельности, причем мы это не делаем даже и в том случае, если работаем параллельно в официальных образовательных учреждениях. Репетитор - работник-одиночка, и только с годами у него могут нарасти дружеские (и вражеские) профессиональные связи. Ну а для начинающих за ответами и общением с себе подобными приходится идти в интернет, где информация, мягко говоря, не имеет сертификата.
А вопросов-то было!!! Например: можно ли заниматься с учеником на кухне (у себя)? А нужно ли тогда предлагать ученику чай/кофе или даже бутерброд, ведь на наших кухнях все говорит и кричит о еде? Или насколько это все выглядит этичным, если мимо и вдоль постоянно мелькают члены семьи, раздраженные необходимостью одеться «прилично»? Какие тетради и вообще канцелярию должен демонстрировать онлайновый репетитор, необходимо ли ему иметь целый пенал или стопку учебных материалов? Надевать ли предложенные «тапочки»? Как и когда говорить о цене за занятие? Клиент забыл оплатить - как напомнить?
Кстати, вот этот последний вопрос - он очень болезненный. Обычно начинающий репетитор в буквальном смысле «считает каждую копейку», на каждую выплату есть планы. Но если клиент медлит с переводом, проходит час-два, сутки, несколько дней… становится очевидно: человек просто забыл оплатить, замотался. Надо бы и напомнить, что такого, но… неудобно как-то. Никто не любит, когда им указывают на оплошность, да? С другой стороны - что же, так и оставить разве?
По личному опыту скажу так: чем больше ты доверяешь своему клиенту, тем меньше вероятность, что тебе не оплатят твой труд. Не ставьте важность оплаты во главу угла. Важным должен быть результат (!) обучения, ваша обоюдная с учеником радость от победы трудной темы, его первая самостоятельная четверка (пятерка), удивление и даже восхищение красотой математики (бывает такое, не часто, но бывает, очень радует).
Но, конечно, я совсем не призываю работать бесплатно: если пошли третьи сутки, а деньги за урок так и не переведены, обычно я просто напоминаю, что оплаты нет, самой простой фразой: «Екатерина Ивановна, я не получила вашей оплаты, проверьте, пожалуйста, чек, может быть, путаница какая-нибудь». Уверена, что у опытных моих коллег в этом вопросе у каждого свои наработки, делитесь в комментариях!
А равно и ответы на другие вышеприведенные вопросы тоже хочу здесь дать на основе личного опыта:
- Тапочки лучше не надевать, ходим в носках (носки какие-нибудь веселые - хорошее настроение на весь урок);
- На кухне занимаемся без проблем;
- Никаких кофе/чай/перекусов;
- Домашние могут ходить в чем угодно, но ОДЕТЫМИ и соблюдать тишину: это издержки нашей профессии;
- Прихожу к ученику с любой тетрадью и ручкой - этого достаточно;
- О цене говорить ПЕРЕД занятиями, причем обязательно спросить, устраивает ли, и получить недвусмысленный ответ.
Ну а теперь хочу выразить свое удивление от некоторых комментов к прошлой статье. Поистине, повторюсь, каждый читает свое! Я обрисовала некоторые тонкости работы с виртуальной доской, в частности - информация, размещенная на ней, сама по себе не сохраняется. Тут же мне было указано, что сохранить МОЖНО (и даже - как). Простите, товарищи уважаемые, неужели я произвожу такое недалекое впечатление! Я не писала, что сохранять нельзя или я не умею, но - ДЕТИ по ту сторону экрана ленятся это делать, отчего и НЕ ЗАПОМИНАЮТ нюансы темы. И это минус по сравнению с бумажным носителем.
Далее: конечно, мне вменили рекламу агрегаторов. Хм! Я не только их не рекламирую (лишь упомянула крупные), но даже сейчас расскажу о негативных моментах тех сайтов, которые привела в пример. Возьмем РЕПИТ. РУ: большой выбор, удобная навигация, скорость, оптимизация, но - отдать 19 процентов от каждого занятия?! (Это если участвовать в новой схеме, а старая невыгодна уже тем, что основная масса клиентов до тебя и не доходит). Но пятая часть заработка, Карл! Для сравнения: налог на самозанятость 4% от дохода, и да, плюс еще и этот налог! Для репетиторов, работающих с клиентами годами (как я), постоянно перечислять четверть заработанного - ну это такое себе… это годится лишь на короткую серию занятий, но и тогда просто грабительски выглядит. И все-таки я до сих пор здесь, причем на «старой» схеме, когда за одного клиента платишь примерно 3 (три!) тарифа @ за одно занятие. Но на этом все! Сколько бы еще ты не занимаешься с ним, - все остальное твое. Правда, рейтинг у меня из-за старой схемы искусственно занижен, но поверьте, заказов хватает. Захожу и на ПРОФИ.РУ, там поменьше выбор и совсем другой принцип оплаты: при выборе клиента ты «откликаешься на него» суммой буквально от 50 рублей (но бывает и до 2000 доходит), что, к огромному сожалению, не гарантирует ничего кроме передачи твоего телефона ученику. Но в среднем за 1000 руб. вполне возможно получить «долгоиграющего» заказчика, что, согласитесь, дешевле, чем в РЕПИТе. При достаточной активности мониторинга набрать пять-десять человек вполне реально (**). Пусть при отсутствии рейтинга и отзывов у вас на это уйдет месяц-два, а дальше дело пойдет веселее. Вы сможете со временем (при общей лояльности) попросить отзыв; некоторые агрегаторы сами обзванивают клиентов и «с их слов» выкладывают отзывы. В общем, будете наращивать потихоньку рейтинг.
Поэтому я и рекомендую регистрироваться на подобных площадках. Репетиторство - бизнес, и без вложений, уж извините, не будет работать. Важно осознавать, что ниша эта - с одним из самых высоких уровней конкуренции, поэтому научиться грамотно продавать свои услуги с минимизацией затрат - наша первейшая задача.
Где-то же мы должны брать учеников!
Конечно, школьным учителям в этом смысле проще: они не только находятся рядом с потенциальными клиентами, но и могут этим клиентам себя сами предложить. Но и здесь есть свои подводные камни.
Необходимо учитывать Часть 2 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающая правило, по которому школьный учитель не может быть репетитором у своих учеников.
Согласно этому правилу, педагогический работник не вправе оказывать платные образовательные услуги, если это приводит к конфликту интересов. Последний возникает, когда у учителя появляется личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, что влияет на исполнение профессиональных обязанностей.
Ну а НЕ-учителям (***) как себя рекламировать? Листовки раздавать или на подъезды клеить? Просить знакомых и их знакомых «продвигать марку»? Кстати, так и делают.
Существует также и Авито - не бесплатно, но прям очень экономично, однако совсем низкий процент охвата: две недели стоит 335 руб., месяц 515 руб., и не более 26 контактов.
Существуют рассылки по сетям, дни рекламы в районных чатах.
Ну и при прочих равных с какого-то момента начинает работать сарафанное радио.
Отвечу и на такой вопрос: почему при довольно-таки активной многолетней позиции я все равно нуждаюсь в агрегаторах (и, конечно, рекламе)? Ответ очень прост: после ОГЭ/ЕГЭ я прощаюсь с учениками, их ждут новые дороги и пути, не связанные со школой, образуются вакантные уроко-часы. При всей лояльности и благодарности моих бывших учеников качественно заполнить сетку расписания так, чтобы было удобно всем, «сарафан» не может: и нестыковки по времени/месту, и какие-то спецзапросы, которые не в моем ведении.
Допустим, у меня есть желающие заниматься очно по рекомендации бывших учеников, но - в Тропарево, Говорово, Новокосино… Увы, это не меньше часа дороги в одну сторону, и, к сожалению, я не могу себе позволить такую трату времени.
Кстати! Хейтеры, само собой, и по моей «жажде наживы» прошлись. Мол, к чему столько зарабатывать, создавая плотное расписание (неудобное в том плане, что ребята всегда опаздывают).
Как это, господа хорошие? Вы не знаете про общее повышение цен, про различные трудности, которые наше население преодолевает, — не без успеха, но трудности есть, да? Вы не знаете, что человеку вообще свойственно желать большего и лучшего, для чего иногда требуется просто иметь больше финансов?
Каждый сам для себя решает, сколько ему надо, сколько он может сделать, где наступает предел.
Мы работаем не из-за желания работать. Мы работаем, чтобы иметь возможность закрывать наши потребности.
Согласны?
_____________________________________________
В этом учебном году впервые по просьбе родителей детей начальной школы формируем учебные группы из РОДИТЕЛЕЙ, желающих самостоятельно помогать детям в 1-4 классах (математика и русский язык). Занятия по субботам, длительность курса - месяц.
Также открыта (пока) запись на групповые занятия 7-8 классов и вебинары 10-11 классов по подготовке к ЕГЭ.
Записываемся на сайте https://www.natauch.ru/ или по телефону (строго писать в Вотсап) +79091545550.
_______________________________________________
(*) - как заметила в комментариях одна продвинутая мама, если ребенок в 9-м классе должен знать не менее четырех предметов достаточно «глубоко», чтобы сдать экзамены, нет никаких причин и взрослому не знать столько же. По тому же принципу: нет никаких причин, мешающих при хорошем образовательном уровне самостоятельно изучать педагогические методички и действовать по ним.
(**) - самые популярные предметные преподаватели (по убыванию): математика, иностранный язык, физика, русский язык, сольфеджио.
(***) - имеется в виду - не ШКОЛЬНЫМ учителям. То, что репетитор - тот же учитель, для меня бесспорно.